Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu


Информационный Канал Subscribe.Ru

 


 

     

                                   

Баски Мимикрия Драка Смерть Амулеты-змеевики
Строительная Изображение Оракул Дневник Вещь (Япония)
жертва (Ислам) Глобализация Детектор лжи Макиавелли
Труп Некрофилия Кубики Скука Искусство памяти
Антропология Скандал Соблазн Mystery Путешествие
Евразийство Путешествие Православие Анархизм (Япония)
Вино Культура Наивность Элевсин Sa accabadora
Выпускать птиц Осквернение Холоп   Философия (Китай)
на волю        


 

Нагой / Одетый  Нагота - признак, в целом оцениваемый в народной культуре негативно и сближаемый со значениями "чужой", "природный" и "демонический". Полное или частичное обнажение практиковалось в земледельческой магии, в народной медицине, в колдовской практике.  Функции обнажения основаны на понимании наготы. как признака иномирности и естественного состояния, когда голый человек — уже не человек или не совсем человек. Сняв одежду, он теряет свою «социальность», принадлежность к культурному пространству (ср. болг. и серб. название некрещеного ребенка голчо, гољчо). Русские никогда не ложились спать голыми в убеждении, что нечистая сила падка на голых людей. Нагота приписывалась и самим демонам: таковы в.-слав. русалка, водяной, банник с банницей и др.

      Сложная символика картины Тициана "Любовь небесная и любовь земная" хорошо изучена. Но замечательно, что современный зритель, с этой символикой не знакомый, скорее всего, с первого взгляда перепутает, где тут любовь земная и где небесная. Христианство (Amor sacra) изображено в фигуре обнаженной, полной движения, чувственной неги и мечтательности; язычество (Amor profana) в фигуре, пышно и торжественно разодетой, монументальной и строгой. Иначе говоря, язычество выглядит христианским, христианство - языческим.

Т.А. Агапкина, Л.М. Баткин, М.М. Валенцова, Ю.С. Степанов, А.Л. Топорков  5 илл.

                                    

Жестокий романс     В современной фольклористике не существует единого определения для жанра жестокого романса. Более того, ни в одной из литературоведческих энциклопедий, ни в одном из словарей литературоведческих терминов мы не обнаружили даже упоминаний об этом жанре. Между тем жанр этот существует и развивается, пополняясь все новыми произведениями. В учебных пособиях и учебниках представлены лишь самые общие жанровые признаки жестокого романса, в число которых нередко попадают и черты баллады, и черты необрядовой лирической песни. В принципе своеобразие данного жанра и заключается в гармоничном синтезе жанровых принципов баллады, лирической песни, романса. Но есть у него и свои, особые черты, по которым жестокий романс можно вычленить из обширного пласта русских лирических песен или баллад.

                                               М. А. Тростина     6 стр.

 

Крещение Руси    Всякое изменение и социального, и культурного статуса нации есть историческая драма. Драматическим было и крещение Руси. Если прав В. Л. Янин, недавно подтвердилось позднее, считавшееся баснословным и не принимавшееся в расчет известие Иоакимовской летописи о вооруженном сопротивлении крещению жителей Софийской стороны Новгорода, о расправе их с прихожанами Спасского храма, который прежде мирно уживался с языческой в большинстве своем средой.  Для новообращенных народов можно считать почти правилом появление «Юлиана Отступника», когда государь, наследующий первому христианину из правящей фамилии, пытается реабилитировать и восстановить язычество. Так, например, было в Болгарии, в Польше, так было и в Швеции XI века после падения династии Инглингов. Но Русь являет собою исключение из этого правила.

                                               А. М. Панченко   15 стр.

 


                                                                              Дополнения

 

К статье Медный всадник:

А. Л. Юрганов. Загадка государственного символа

 

К статье  Провинция:

Е. А. Сайко Социокультурный портрет российской провинции Серебряного века

 

К статье  Мир это театр:  Ю. С. Степанов  Весь мир - театр.

 

     

 

                                                           

Жорж Батай. Из "Слез Эроса"

                 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.dejavu
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное