Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu


Информационный Канал Subscribe.Ru


 

                                      Сайт участвует в конкурсе интернет-проектов.

            Вы можете проголосовать за сайт или высказать свои критические замечания

                                             http://shmr.paideia.ru/competition/archives/000379.html  

 

Вино   История вина: От стран «плодородного полумесяца» до Древнего Египта; Вино в Древней Греции и Риме; Вино в раннем Средневековье  (Европа, 500-1000 гг.); Возрождение вина  (Средние века, 1000-1500). Эта книга задумывалась не только для описания, но и для объяснения истории вина как продукта, товара повседневного потребления и культурного символа. Как мы убедимся, о вине редко думали и писали в нейтральном тоне; сама его сущность является двойственной и подразумевает борьбу противоположностей. Напряженная дискуссия по поводу того, следует ли считать вино продуктом природы или человеческой деятельности, представляет собой лишь один аспект этого парадокса. Вино пьют бедные и бездомные, но его можно видеть на столе у богатых и могущественных. Вино можно приобрести очень недорого или по баснословным ценам. Его называли даром божьим и дьявольским зельем. С одной стороны, оно является признаком цивилизованности и утонченности, а с другой — угрозой общественному порядку. Вино убивает, но оно же входит в состав здоровой диеты. Именно эта сложность и противоречивость делают историю вина столь увлекательной.

                                     Род Филлипс   133 стр. 30 илл. (архив rar) 

 

Наивность   Всякая культура агрессивна. Ибо она стремится представить все сущее как феномен культуры. Везде культура. Все носит на себе ее печать. Даже условия существования культуры предстают в качестве производного от культуры.  Культура опосредует и нормирует. Воспитывает и образовывает. Наивность — тело дословности. И поэтому оно внекультурное. В нем нет места опосредованию. Оно мешает описанию события замещать событие. Непосредственность наивности коренится в мистерии культа, а не культуры. Наив существует как археоавангард мистерии. Как пространство рождения реальности. Искусство всегда наивно.

                                                      Федор Гиренок    7 стр.

     Наивный думает и поступает — как у Толстого в «Войне и мире» народ в Отечественной войне: «И не спрашивая, как в подобных случаях поступали другие, берет первую попавшуюся дубину и гвоздит ею...» Не соблюдая правил этикета чопорных. Как и человек естественный — Кандид, Простодушный (у Вольтера), и вообще enfant terrible... Но ведь когда кем-чем-то обиженный вытаскивает нож-пистолет и не мудрствуя убивает человека как вещь-помеху, он тоже наивно-глупо рассуждает. Как и Каин, первоубийца, кто убил брата, как подручную вещь и ближайшую причину его обиды.
                                                       Георгий Гачев   7 стр.

 

Культура   Культура и бытие в наше время относятся к числу наиболее распространенных, а потому наиболее привычных понятий. Не ослабевающий интерес к культуре постепенно приобрел черты настоящего культа, в рамках которого ей приписываются поистине божественные характеристики. Именно культура рассматривается в качестве той в высшей степени важной сферы, в которой протекает подлинно человеческая жизнь и которая, будучи особой, искусственной сферой действительности, охватывает собой даже историю, вмещая в себя все продукты специфически человеческой жизнедеятельности. С другой стороны, культура становится чем-то настолько привычным, что перестает быть видимой ее хрупкость, и все культурные формы без каких-либо оговорок отождествляются с природой в качестве устойчивого, субстанциального начала. Расхожие речевые формулы, согласно которым тех или иных культурных артефактов (например, неких конкретных рукописей, книг, проектов, аппаратов, инженерных сооружений и т.п.) "нет в природе", тогда как в "природе" их на самом деле просто не может быть, убедительно свидетельствуют именно о такой привычности феномена культуры, когда его просто перестают замечать во всем его своеобразии. Вместе с тем, указанная ситуация интересна именно отождествлением природы с бытием, что означает отождествление с бытием и культуры, и истории (в качестве сегмента культуры).

                                                  А. И. Пигалев     47 стр.

 


                                                                              Дополнения

 

К статье Монстры:

Е. Е. Бергер. Амбруаз Паре о причинах врожденных аномалий

 

К статье  Глобализация:

В. Л. Иноземцев. Вестернизация как глобализация...

 

К статье  Чайная церемония: 

                В. П. Мазурик. Чайная чашка и ее функции в японском чайном действе

 

     

 

                                                           

Роже Кайуа. Война и сакральное.

Конечно, война — это ужас и катастрофа, а праздник — выплескивающаяся через край радость, это буйный разлив жизни, тогда как война — прилив смерти. Они противостоят по целому ряду пунктов, все демонстрирует их полярность. Однако здесь мы пытаемся сравнить их не по смыслу или содержанию, а по абсолютной величине, по функции в жизни коллектива, по образу, который они запечатлевают в душе индивида, — одним словом, по тому, какое место они занимают, а не каким образом они его занимают.

                 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.dejavu
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное