Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu


Информационный Канал Subscribe.Ru


 

                                      Сайт участвует в конкурсе интернет-проектов.

            Вы можете проголосовать за сайт или высказать свои критические замечания

                                             http://shmr.paideia.ru/competition/archives/000379.html  

 

Антропология Человек стал предметом философии очень рано — когда она включила познающего в поле своих познавательных интересов. Первомудрец Фалес упал в цистерну с водой, засмотревшись на небо; он забыл себя, человека, и потому навлек насмешку на философа — этой притчей открывается философия. Однако философская антропология сложилась в самостоятельную дисциплину поздно, лишь в эпоху Возрождения. Еще позднее, в нашем столетии, укрепилось представление о том, что философская антропология должна быть фундаментом философии в целом (хотя к этому призывал уже Фейербах). Специализация философской антропологии, совершившаяся в ХУ-ХУI вв., была обусловлена тем, что Ренессанс понял человека в качестве равносильного всему сущему. Доренессансная философия отвечала прежде всего на вопрос о том, как следует думать, чтобы придать мысли общезначимость. С этой точки зрения человек может быть, если он стоит на правильном познавательном пути, эквивалентным универсуму, но может и не быть таковым, если принимает видимость за сущность, отпадает от Всеединого и т. п. Человек, таким образом, не обладает для ранней философии тем же статусом, что и мир в полном его объеме. Только после того, как Возрождение сделало человека еще одним миром, антропология превратилась в дискурс, наделенный правами, которые имелись у прочих жанров философствования.

                                                         И. П. Смирнов   33 стр.

 

Скандал     Обратим внимание на то, что герои мифов — заядлые скандалисты. Кража огня Прометеем скандальна. Иудео-христианская религия сделала первым своим этапом скандальное поведение Адама и Евы в земном раю. Примеры такого рода можно было бы множить и множить (особенно, если обратиться к экзотическим мифологиям). К скандалу можно приближаться по-разному. Лахман называет скандал (разбирая тексты Достоевского) «анти-праздником» и тем самым рассматривает его в социологическом плане — позволительно сказать: как звено, негативно посредующее между трудом и развлечением, отрицающее как то, так и другое. В этом смысле скандал не есть ни производство полезных продуктов, ни отдых от него.

                                                        И. П. Смирнов    8 стр.


Соблазн     В книге  "О соблазне" (1979) Жан Бодрийяр постулировал: рыночная экономика накопления уступает место экономике желания и символического обмена. Что позволило ему говорить о культурогенной роли соблазна и его текстопорождающей значимости: соблазн сделался одним из главенствующих векторов постиндустриальной культуры. В период (пост)модернистского перепроизводства товар уже не эквивалент денежной стоимости, а объект бесконечного, излучаемого во все стороны соблазнения, он словно упакован в оболочку соблазна; теперь назначение товара - завораживать и привлекать непрерывной эманацией соблазна. Замещение позднекапиталистического товарообмена техниками соблазнения, согласно Бодрийяру, определяет и культурное производство - теперь на рынке искусства преобладает не завершенный шедевр, а соблазняющая стратегия художника, его аффектированный, импульсивный поступок или скандальный манифест, отличающийся точностью попадания в современность, в «яблочко» падкой на шоу социальности (феномен московского акционализма). Под игровые стратегии соблазнения маскируются сегодня и любые властные претензии, будь то юридическая власть государства или повсеместная власть масс-медиа. Прежний диктат отлаженных механизмов подчинения подменяется куда более изощренным и репрессивным диктатом «общества соблазна», где видимость изобилия возможностей контрастирует с неизменной жесткостью контроля и принуждения (идеологический диктат «роlitical correctness»).

                                            Дмитрий Голынко-Вольфсон   9 стр.            

 

 

 


                                                                              Дополнения

 

К статье Монстры:

Е. Е. Бергер. Амбруаз Паре о причинах врожденных аномалий

 

К статье  Глобализация:

В. Л. Иноземцев. Вестернизация как глобализация...

 

К статье  Чайная церемония: 

                В. П. Мазурик. Чайная чашка и ее функции в японском чайном действе

 

     

 

                                                           

Роже Кайуа. Война и сакральное.

Конечно, война — это ужас и катастрофа, а праздник — выплескивающаяся через край радость, это буйный разлив жизни, тогда как война — прилив смерти. Они противостоят по целому ряду пунктов, все демонстрирует их полярность. Однако здесь мы пытаемся сравнить их не по смыслу или содержанию, а по абсолютной величине, по функции в жизни коллектива, по образу, который они запечатлевают в душе индивида, — одним словом, по тому, какое место они занимают, а не каким образом они его занимают.

                 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.dejavu
Отписаться

В избранное