Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu


Информационный Канал Subscribe.Ru


 

                                      Сайт участвует в конкурсе интернет-проектов.

            Вы можете проголосовать за сайт или высказать свои критические замечания

                                             http://shmr.paideia.ru/competition/archives/000379.html  

 

Макиавелли      Проблематичность Макьявелли впервые по-настоящему обнаружилась и в этом смысле принадлежит именно XX в. Она заметна тогда, когда мы прилагаем к Макьявелли собственные мерки, хотя и сознаем их относительность, и стремимся понять структуру его мышления, вступая с флорентийским секретарем (и Возрождением) в сознательный диалог. Своеобразие прошлого выясняется при попытке ввести в него наши (т. е. чуждые ему) понятия не для того, чтобы закрепить их за прошлым, а чтобы они, испытывая сопротивление материала, внутренне изменились и тем самым остранили суверенность далекой культуры. О Макьявелли часто пишут как о разрушителе гуманистического мироощущения XV в. Отчасти это так, но в наиболее общих, глубинных, "типологических" отношениях его способ мышления оставался все же в пределах ренессансной гуманистической традиции.

                                                     Л. М. Баткин  18 стр.  6 илл.

 

   Макиавелли интересует не столько проблема оправдания средств, сколько проблема реализации (политических) целей. То, что на самом деле составляет один из важнейших тезисов макиавеллизма, на наш взгляд, выглядит так: в ходе реализации своей цели (превращения ее в результат) государю следует использовать все те средства, которые действительно позволяют осуществить эту реализацию или, по крайней мере, создают условия для нее, и самым категорическим образом устранять или хотя бы игнорировать все то, что этому препятствует.

    Одна из распространенных ошибок в понимании макиавеллизма - мнение, будто Макиавелли признавал одно единственное средство достижения политических целей, а именно военную силу. Макиавелли действительно придает огромное значение вооруженным силам. Но это в наше время при обсуждении того, как решать внутри- и межэтнические конфликты, выражения «военные средства» и «политические средства» выступают как строго альтернативные, а в эпоху Макиавелли такой альтернативы не было. Больше того, вторые из этих средств зачастую и исчерпывались первыми.

                                                     Е. П. Никитин  22 стр.

 

      Идеалом для Макиавелли, которому он был готов служить с начала до конца, является не абстрактное государство но конкретный народ и любимая им родина. Тем не менее уже элементарная историческая справедливость заставляет нас признать, что для устроения своего народа и горячо любимой им родины Макиавелли был готов на любые ужасы абсолютистски-полицейского государства и на любые кошмары в обращении с отдельными личностями и группировками. У него патриотизм, а не этатизм. Но положение современной личности от этого нисколько не становится легче. С отдельной личностью в политике все равно надо обращаться как с отдельными камнями при построении здания. Общество и история, возникающая как упорядоченное множество этих безличных, бездушных и аморально понимаемых арифметических единиц, если угодно, есть самый настоящий гуманизм, поскольку речь здесь только и идет о создании правильного человеческого общества. Но эти арифметические единицы-личности внутренне опустошены и превращены лишь в строительный материал.

                                                       А. Ф. Лосев   8 стр.

 

    Во второй половине XIX - начале XX века термин «манипуляция» начинает трактоваться расширительно, как «управление вниманием (отвлечение,   перемещение,   сосредоточение), широкое использование  механизмов  психологической   установки, стереотипных представлений и иллюзий восприятия». Постепенно он заменил широко распространенный термин «макиавеллизм», который имел идентичную область значений, но был чрезвычайно неудобен в научных, общественно - политических и философских публикациях.  С конца XIX- начала XX вв. употребление понятия «манипуляция» в русском культурном контексте стало приобретать все более широкий диапазон: речь шла уже не только о персональных качествах «государей», но и о характере деятельности государственных институтов и образований. К манипуляции стали относить и целенаправленное воздействие на массы путем активизации строго определенных потребностей или интересов. Конечной целью таких воздействий был контроль за  населением,  его  управляемостью   и подчиняемостью. В данном значении термин «манипуляция» стал употребляться в специальной литературе уже с 10-х - 20-х годов XX века. В интересующем нас аспекте манипуляция трактовалась, прежде всего, как    «механизм влияния». Изменение содержания понятия приводило к далеко идущим последствиям: под объектами манипулятивных воздействий понимались не столько предметы, как ранее, сколько люди, обретающие «признаки опредмечивания».

С. Н. Бледный. Истоки российского "макиавеллизма": Управление политическими процессами в общественной мысли России во второй половине XIX - начале ХХ вв. М., 2003 (архив rar 168 kb)

 


                                                                              Дополнения

 

К статье Вещь:      Топоров В.Н.  Вещь в антропоцентрической перспективе

К статье Истина:   Васильева Т.В. Великая правда Протагора

 

     

 

                                                            Ролан Барт. Удовольствие от текста

     Один из возможных способов оценки современных произведений: их ценность, очевидно, проистекает из их двойственности. Это значит, что у них всегда есть два края. Может показаться, что взрывоопасный край, будучи средоточием насильственного начала, находится в привилегированном положении; между тем, на самом деле насилие отнюдь не является источником удовольствия; удовольствие равнодушно к разрушению; оно ищет того места, где наступает беспамятство, где происходит сдвиг, разрыв, дефляция, fading, охватывающий субъекта в самый разгар наслаждения. Поэтому таким краем пространства удовольствия оказывается именно культура, в любой ее форме.                    


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.dejavu
Отписаться

В избранное