Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu


Информационный Канал Subscribe.Ru


 

                                      Сайт участвует в конкурсе интернет-проектов.

            Вы можете проголосовать за сайт или высказать свои критические замечания

                                             http://shmr.paideia.ru/competition/archives/000379.html  

 

Глобализация    Русское слово «глобализация» — не слишком удачное название того процесса, с которым мы сегодня имеем дело. Для русского человека в этом слове скорeе чудится образ некоего обобщающего, гигантского, уравнивающего и даже потустороннего процесса, весьма далекого от мира, в котором мы живем. Процесс «глобализации» не соразмерен нашей повседневной жизни, он выше конкретных миров, которые объемлет, и стремится унифицировать все разнообразие форм социальных организаций. В этом смысле «глобализация» представляет собой не мировой, а всемировой, то есть касающийся всех миров, процесс. Это значение очевидно для француза (monde— mondialisation), тогда так в русском слове акцентируется обобщение, космическое значение глобализации, подобно тому, как это слышит англичанин (globeglobalization). Поэтому каждый раз, используя этот термин, Деррида уточняет, что он говорит именно о «mondialisation», в котором ясно слышится создание мира, а не о «globalization», под которым подразумевается всемирный и надмирный процесс.

           Ж. Деррида, Д. Ольшанский, В. Прозерский, Н. Тишунова, Е. Устюгова   [77 стр.]

                                                                          

Детектор лжи       В глубокой древности на Востоке в качестве детектора лжи широко использовалась рисовая мука. В основе данного метода лежали наблюдения древнего человека, заметившего, что в период сильного страха во рту прекращается выделение слюны. Для оценки этого состояния в рот подозреваемого вкладывалась рисовая мука, и если через определенное время она оказывалась сухой, то он считался виновным. Данное «техническое средство» являлось более совершенным для детекции лжи, чем субъективная оценка вождя племени. В то же время сухость во рту может быть вызвана не только боязнью расплаты за совершенное преступление, но и перед самой процедурой. Более информативным был «детектор лжи» с использованием осла. Процедура «тестирования» заключалась в следующем: в полутемном помещении привязывали осла, предварительно смазав ему хвост краской. Подозреваемому давалось задание зайти в помещение и погладить осла по хвосту. Если осел закричит — значит, обследуемый виновен. Создатели данного «детектора лжи» были убеждены, что человек, совершивший преступление, побоится гладить осла, — вдруг он закричит, и не дотронется до него, следовательно, руки его будут чистыми

                                                         В. А. Варламов   14 стр.

     

Дневник     «Дневник» — одно из следствий открытия линейного христианского времени; ему предшествовали хроники и путевые заметки; наконец, с индивидуализацией гипотетического автора, с «рождением человека» (если верить Фуко) в эпоху Ренессанса, с внедрением в повседневную жизнь и уточнением календарей, появляется Он — незаменимое утешение пишущего и неистощимое наслаждение читающего. Классицизм, приверженный строгой иерархии, держал «дневник» на задворках словесности, хотя именно эта эпоха дала первые шедевры жанра; однако первые роли в литературном спектакле «дневник» начинает играть лишь в романтическую эпоху с ее интересом к частной жизни, ко всему неожиданному, партикулярному, частному... В форме дневников начинают писать романы. Молодой жанр набирает популярность в индустриальном обществе: дневники знаменитостей становятся неплохим товаром, а возникшая во второй половине XIX века историко-филологическая отрасль, изготовляющая ПСС, окончательно легализует ежедневные заметочки сочинителя, вводит их в корпус «творчества», не выводя, между прочим, из-под ведомства «жизни». В прошлом столетии некоторые литературы, ставшие жертвами социальных и политических потрясений, можно чуть ли не наполовину реконструировать из разного рода «нон-фикшн», в частности из дневников.

                                                         Кирилл Кобрин   8 стр.

 


                                                                              Дополнения

 

К статье Вещь:      Топоров В.Н.  Вещь в антропоцентрической перспективе

К статье Истина:   Васильева Т.В. Великая правда Протагора

 

     

 

                                                            Ролан Барт. Удовольствие от текста

     Один из возможных способов оценки современных произведений: их ценность, очевидно, проистекает из их двойственности. Это значит, что у них всегда есть два края. Может показаться, что взрывоопасный край, будучи средоточием насильственного начала, находится в привилегированном положении; между тем, на самом деле насилие отнюдь не является источником удовольствия; удовольствие равнодушно к разрушению; оно ищет того места, где наступает беспамятство, где происходит сдвиг, разрыв, дефляция, fading, охватывающий субъекта в самый разгар наслаждения. Поэтому таким краем пространства удовольствия оказывается именно культура, в любой ее форме.                    


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.dejavu
Отписаться

В избранное