Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

                                         DÉJÀ VU

             ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  КУЛЬТУРЫ

 

                                                 НОВЫЕ СТАТЬИ

 

Антиповедение Слава Скифы Цветы (Америка) Девственность
Самозванец  Автор Сеть Цветы (Запад) Насекомые
Сакэ Иноговорение Наполеон Цветы(Восток) Друиды
Раскол Алхимия (Запад) Дворянин Хокку Амазонки
Ступа Алхимия (Восток) Игра в мяч Сон Сад ( Восток )
"Зайчик" Либертины Дзэн Киник Бог
Граница "Осевое время" Великан Коллекция Вотивы
Кукла Каббала Пасхи остров Поклон Реклама
Платоническая любовь Толпа Атлантида Ляско Примитивизм
Карлик      

                

Счастье    Представления о счастье как доле, получаемой  человеком при рождении от богов или персонифицированной судьбы, универсальны для древних культур. Имя греческой богини судьбы и смерти Мойры ( Μορα ) означает: "часть", "доля", "удел", "доля в наследстве", "часть земли", "владение". Греческое слово эвдемония δαίμονία  - счастье, благосостояние), обозначавшее в античной философии принцип жизнепонимания, в более ранний период относилось к человеку, имеющего хорошее божество - εδαίμων; при этом слово δαίμων  ("демон") указывало и на божество (доброе и злое), и на судьбу (добрую и злую).

      Благодать в греческом тексте Нового Завета - χάρις - "оказанная милость, дар". Благодать, как указывает Церковно-славянский словарь, - "обилие и многообразие даров Св. Духа, дарованных Богом ("Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа" (Иоан. 1,17). В строго богословском смысле благодать есть спасительная сила Божия, дающая христианину средство к достижению жизни вечно блаженной".

   Собственно греческие: χάρισ, χαρά - "дар" и "радость" (χαρε - форма приветствия: радуйся! = здравствуй!),  при этом χάραγμα, χαρακτήρ   - черта, знак, метка; χάρισμα - оказанная милость, дар. Слова характер и харизма, имеющие, как мы видим, греческое происхождение, указывают на представление о судьбе как записи,  тексте, который должен быть развернут и прочитан в пространстве и во времени, а так же - на связь внутреннего с внешним, непространственного с пространственным, неизменяющегося с изменяющимся.

 

Доля    Негативные пары, при помощи которых за долей и другими "роковыми" словами закрепляется положительное значение (недоля, несчастье, бессчастье, злочастье и под.) — вероятно, позднего происхождения. Исходно доля, часть и даже счастье (ср. присловья типа такое его счастье) нейтральны относительно оппозиции хороший/плохой и могут называть оба вида судьбы, и "фортуну", и "фатум". Важнее здесь другая оппозиция: свой/чужой, в которой "доля" со всей определенностью отнесена к своему. Одна из семантических слагаемых в значении этой группы "роковых" слов настолько ясна, что заслоняет другую : 'бесповоротно предопределенный срок и характер отдельной жизни, в частности, удача человека и его достаток'. В еще более архаическом срезе это 'жизненная сила, vis vitalis', которую человек должен израсходовать до смерти.

                                           Автор:  О. А. Седакова  10 стр.

 

Платоническая любовь

         ( Дополнение:  Глава из книги М. Фуко «Использование удовольствий»)

В этой главе речь по-прежнему будет идти об Эротике как о продуманном искусстве любви. Но на этот раз Эротика будет рассмотрена как фон, на котором развился вопрос о связи между использованием удовольствий и доступом к истине - в форме вопрошания о том, чем должна быть истинная любовь.

                                                             30 стр.

 

Икона    Правомерно утверждать, что семиотический подход отнюдь не является навязанным извне (методами исследования) — но внутренне присущим иконописному произведению, в существенно большей степени, чем это можно сказать вообще о живописном произведении. Семиотическая, т.е. языковая, сущность иконы отчетливо осознавалась и даже специально прокламировалась отцами Церкви. Особенно характерны в этой связи идущие от глубокой древности — едва ли не с эпохи рождения иконы — сопоставления иконописи с   языком,   а   иконописного   изображения   —   с  письменным   или  устным  текстом.

                                    Автор:  Б. А. Успенский  80 стр. 23 илл.

 

                                                НОВЫЕ  СТАТЬИ

 

                                   Жак Ле Гофф  С небес на землю

 
                                                                                            

                                                   СОДЕРЖАНИЕ

Автомат Гладиатор Книга Паломничество Стигматы
Агония Гора Ковер Панорама  Стол
Аист Горб Козел отпущения Парис Стоунхендж
Алиби Гордиев узел Колдун Пародия  Стриптиз
Аллилуйя Гость Корабль Пегас "Строматы"
Алфавит Гроб Корень Пейзаж(Восток) Суд над
Анахронизм Гротеск Кочерга Пейзаж (Запад) животными
Андрогин Дарума Крест Первородный_грех Сфинкс
Апатия Дверь Крестовые походы Петра Табу
Апокрифы Деконструкция Криптограмма Петух  Танго
Арабеска Демон Кровная месть Пир Танец живота
Аркаим Деньги Кроссворд Пляски смерти Татуировка 
Архетип Деньги не пахнут Кубизм Повозка Трикстер
Атеизм Дерево  Куртизанка Погребальнаяладья    Трон
Аскет Джойс "Улисс" Куртуазная любовь Покой Трубка
Ацентризм Дзэнский смех  Лабиринт Постмодернизм Турнир 
Бабочка Дольмены Легенда о великом Потлач
Баня Дом инквизиторе Правое-Левое Узел
Бахтин М. М. Дьявол Логос Престол "Улисс"
Безумие Евреи Логоцентризм Прогресс  Урод
Белка в колесе Жемчуг Лук Проституция Фаллос
Бес (егип. бог) Животное  Мавзолей Пустота Фестский диск
Близнецы Заводнойапельсин Мана Пытка Физиогномика 
Блядь   Заём Мандала Пятница Флаг
Боги Запах Мандрагора Ризома Флагеллация
Борода  Запретное знание Марионетка Реликвии Фонтан
Бриколаж Звезды Маска Рог изобилия Хала
Брод Зеркало Мат Розга  Харакири
Бузина  Змея  Матрешка Руны Чайная
Вавилон Зодиак Мегалиты Рыцарь церемония
Вакханалия Зонтик Медный всадник Сад Часы
Варвар Зрение (Глаз) Меланхолия Сакура Чаша Грааля
Восковая персона Иван-дурак  Мельница Самурай Чёрта с два
Ведьма Измерение Метафора Саркофаг  Честь
Веер Ика Мир это театр Сарынь на кичку! Чудо
Веерная связь Иконные горки Миф  Сатана Чудовища
Ветер Индульгенция Миф о Эдипе Свастика Чужой
Вечеря  Киприана Инициация Могила Сверхчеловек Шпион
Вечноевозвращение Инсигнии Монета Светлячок Щит
Вещь Инь и Ян Монстры Святость Энциклопедия
Викинги Истина Мост Cкарабей Эрос
Виртуальность Исцеления Мусор                         Скитала Эрос (Восток)
Волосы  святыми Мыло  "Смерть Бога" Эстетика
Война Каирны Мыльная опера Смех Эсхатология
Вор Календарь Наска Смысл Юродивый
Время Каллиграфия Натюрморт Сова Я
Вулкан Камасутра Не оглядывайся Совесть Coena Cypriani
Гадание Канатный плясун Не-смех Христа Соловки Dance macabre
Гармония сфер Каннибализм   Неудача Соль Déjà vu 
Гейша Карта Обезьяна Сортир Mappa mundi
Геральдика Карты Оргия Сосуд PR
Герб Картина Ордалия Спонтанность SATOR
Гетера Клип Орден Бани Спин Tabula rasa
Гефест Клеймо Осел Средневековье Χώρα

 

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное