Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu


Информационный Канал Subscribe.Ru


 

                                               DÉJÀ VU

             ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  КУЛЬТУРЫ

 

                                                 НОВЫЕ СТАТЬИ

 

 

Куртуазная любовь   Чудовища   Проституция     Суд над животными    Турнир       Дьявол      Змея    Петух       Обезьяна     Саркофаг    Мавзолей    Индульгенция    Инсигнии     Колдун   Исцеления святыми     Каннибализм    Мана   Инициация     Оргия     Эрос (Восток)    Табу     Козел отпущения    Парис    Чайная церемония

Пир    Эсхатология    Dance macabre    Физиогномика     Совесть    Вулкан     Еда    Запретное знание     Повозка

 

 Физиогномика     Как отмечает автор статьи "Физиогномика как отражение  способа типизации в античной литературе" И.М. Нахов, в отечественных исследованиях и в мировой специальной литературе по истории и теории античной литературы почти не нашлось места для одного важного и специфического аспекта теоретической мысли классической древности, связанного с серией трактатов, носящих название «Физиогномики». "Не берусь объяснять причину такого странного небрежения (может быть, в физиогномике увидели лишь бытовой курьез?), между тем все, связанное с ней, имеет прямое отношение к литературе, искусству, эстетике, философии вообще, к историографии, древним медицинским теориям, врачеванию..."

                                    Автор: И.М. Нахов  20 стр


           

 Совесть       Была ли у древних греков совесть? "Поставленный таким образом вопрос может показаться неискушенному читателю не только парадоксальным, но и противоестественным: применяя современный масштаб моральных ценностей к героям древнегреческой литературы, мы не можем не заподозрить мучений совести у Ахилла, подвергавшего осквернению тело Гектора, или у Ореста, убившего собственную мать, или у Неоптолема, вкравшегося обманом в доверие к Филоктету".  Тем не менее вопрос поставлен и  делается попытка дать на него ответ.

                                           Автор: В.Н. Ярхо  12 стр.

 

Вулкан       Вулканы стали важным компонентом культурного сознания XVII-XIX вв. В 1665 году Атанасиус Кирхер опубликовал "Подземный мир" (Mundus Subterraneus), в значительной степени посвященный вулканам. Кирхер был, вероятно, первым, кто провел аналогию между строением земли и строением живого тела. В этой аналогии потоки лавы уподоблялись потокам крови в организме.

                                Автор: М. Ямпольский  15 стр. 18 илл.


 Еда        Архаическое осмысление еды. Еда религиозная и бытовая. Семантика жертвоприношения. Смерть и воскресение в еде. "Существует ли резкая грань между едой храмовой и бытовой? И как вообще воспринималась самая еда? Прежде всего, что может быть проще стола? Мы увидим, однако, впоследствии, что стол, обыкновенный стол для еды, осмыслялся в образах высоты-неба, и именно оттого, что он стал местопребыванием божества злака и плода, божества-животного, он сделался столом, на котором лежат яства и за которым едят".

                              Автор: О. М. Фрейденберг  14 стр. 25 илл.

 

Запретное знание      В «Послании к римлянам», 11:20, ап. Павел говорит: «не превозносись, но бойся». В «Вульгате» соответствующее место звучит так: «не мудрствуй высоко, но бойся». Последующие переводы привели к устойчивому мнению: Апостол воспрещал «занятия мудростью». "Итак, перед нами — ляпсус, причем ляпсус не индивидуальный, а коллективный. Конечно, этот сдвиг значения от сферы моральной к сфере интеллектуальной был облегчен и языковыми, и текстовыми факторами. Но за тем фактом, что увещание «noli altum sapere» стали понимать как предостережение против запретного знания, скрываются и более глубокие причины".

                                  Автор: Карло Гинзбург  20 стр.

 

Повозка    Сперва колесница и сами колеса — атрибут солнца и солнечное божество; колеса везут солнце по небесному пути. На колеснице мчится по небу солнце, на повозке передвигается Гелиос по улицам в храм; мертвец на повозке едет из улицы в улицу, из дома в дом. Дальше колесница обращается в земледельческую повозку, и ее слитность с женским плодотворящим началом становится несомненна. Повозку мы видим в качестве непосредственного олицетворения божества, и есть целый ряд свидетельств, говорящих о ней как о храме, «передвигающемся храме».

                        Автор: О. М. Фрейденберг  4 стр. 40 илл.

 

                                            НОВЫЕ   ПУБЛИКАЦИИ

 

Карло Гинзбург   Тициан, Овидий и коды эротической образности в XVI в.  

 

Только в XV веке зрение стало понемногу выдвигаться на роль привилегированного эротического чувства, идущего сразу вслед за осязанием. В истории чувственных ощущений, до сих пор не написанной, большое место будет уделено этой эротизации зрения, в результате которой слух как эротическое чувство оказался оттеснен на задний план; эротизации, которая была связана с такими специфическими обстоятельствами, как распространение книгопечатания и возросшая циркуляция изображений.

                                                                     25 стр. 18 илл.

 

                                                 СОДЕРЖАНИЕ

Автомат Гармония сфер Клип Ордалия Спин
Агония Гейша Клеймо Орден Бани Средневековье
Аист Геральдика Книга Осел Стигматы
Алиби Герб Ковер Паломничество Стол
Аллилуйя Гетера Корабль Панорама  Стоунхендж
Алфавит Гора Корень Пародия  Стриптиз
Анахронизм Горб Кочерга Пегас "Строматы"
Андрогин Гордиев узел Крест Пейзаж(Восток) Сфинкс
Апатия Гость Крестовые походы Пейзаж (Запад) Танец живота
Апокрифы Гроб Криптограмма Первородный_грех Татуировка 
Арабеска Гротеск Кровная месть Петра Трикстер
Аркаим Дарума Кроссворд Пляски смерти Трон
Архетип Дверь Кубизм Погребальнаяладья    Трубка
Атеизм Деконструкция Куртизанка Покой Узел
Аскет Демон Лабиринт Постмодернизм "Улисс"
Ацентризм Деньги Легенда о великом Потлач Урод
Бабочка Деньги не пахнут инквизиторе Правое-Левое Фаллос
Баня Дерево  Логос Престол Фестский диск
Бахтин М. М. Джойс "Улисс" Логоцентризм Прогресс Флаг
Безумие Дзэнскийсмех  Лук Пустота Флагеллация
Белка в колесе Дольмены Мандала Пытка Фонтан
Бес (егип. бог)   Дом Мандрагора Пятница Хала
Близнецы Евреи Марионетка Ризома Харакири
Блядь   Жемчуг Маска Реликвии Часы
Боги Животное  Мат Рог изобилия Чаша Грааля
Борода  Заводнойапельсин  Матрешка Розга Чёрта с два
Бриколаж Заём Мегалиты Руны  Честь
Брод Запах Медный всадник Рыцарь Чудо
Бузина Звезды Меланхолия Сад Чужой
Вавилон Зеркало Мельница Самурай Шпион
Варвар Зодиак Метафора Сарынь на кичку! Щит
Восковая персона Зонтик Мир это театр Сатана Энциклопедия
Ведьма Зрение (Глаз) Миф  Свастика Эрос
Веер Иван-дурак  Миф о Эдипе Сверхчеловек Эстетика
Веерная связь Измерение Могила Святость Юродивый
Ветер Ика Монета Cкарабей Я
Вечеря  Киприана Иконные горки Монстры Скитала Coena Cypriani
Вечноевозвращение Инь и Ян Мост "Смерть Бога" Déjà vu 
Вещь Истина Мусор                         Смех Mappa mundi
Викинги Каирны Мыло  Смысл PR
Виртуальность Календарь Мыльная опера Сова SATOR  
Волосы Каллиграфия Наска Соловки Tabula rasa
Война Камасутра Натюрморт Соль Χώρα
Вор Канатный плясун Не оглядывайся Сортир
Время Карта Не-смех Христа Сосуд
Гадание Картина Неудача Спонтанность

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное