Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В этом выпуске продолжение доклада Меркулова С. Русское дело на Дальнем Востоке 1912 г.,



КИТАЙ И РОССИЯ,
взаимоотношения и история

No 113

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

  1. От автора
  2. Дополнительные материалы: Меркулов С. Русское дело на Дальнем Востоке

 

 

ОТ АВТОРА

В этом выпуске продолжение доклада Меркулова С. Русское дело на Дальнем Востоке 1912 г., с анализом «окитаивания» ДВ, проблем взаимоотношений, необходимых мер и замечаниями современников.

-----------------------
Ищутся соведущие рассылки.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: Меркулов С. Русское дело на Дальнем Востоке

Меркулов С. Русское дело на Дальнем Востоке // Желтая опасность – Владивосток: Ворон, 1996. — 136 с.

[...]

ВАШИ ИМПЕРАТОРСКИЕ ВЫСОЧЕСТВА и Милостивые Государи, из сказанного  в  начале  моего доклада очевидно,  что такое положение не может быть сохранено на будущее время. Оно, как я неоднократно повторял, влечет нас к неизбежной катастрофе на Дальнем Востоке.

Какие же меры могут предотвратить эту опасность и обещать нам лучшее будущее в Приамурье?

Говоря о причинах настоящего русского дела на Дальнем Востоке, я уже упомянул, что в зависимости от различных двух точек зрения на Приамурье могут быть указаны те или иные меры. Если Приамурье - та же Россия, часть единого государственного организма, и мы желаем, чтобы оно было таковым в действительности, необходимы одни меры и меры крайне решительные.

Если Приамурье только колония, необходимы другие меры. В зависимости от такого двоякого решения потребуется два различных плана, но оба они предполагают, что, будучи намечены, будут проводимы строго, решительно, последовательно, без каких-либо отступлений. Оба они предполагают, что наше международное отношение на Дальнем Востоке, при выработке того или иного плана, уже заранее будет взвешено, так что впоследствии выполнение его не может быть остановлено или изменено теми или иными положениями международного характера, нашими отношениями с Китаем и Японией, как ближайшими на Дальнем Востоке соседями.

Приамурье, как территориальная часть органически единой России, требует создания условий, при которых край может быть быстро и в достаточной степени заселен русским населением. Оно требует возможно быстрого самостоятельного экономического развития и освобождения его от продовольственной и трудовой зависимости от Китая. Оно требует самого решительного устранения всех неблагоприятных для этого настоящих условий. Быстро и достаточно край может быть заселен только при высоких заработках для переселяющихся сюда русских масс населения, только при достаточных для местной промышленности свободных капиталах. При создании такого положения успех колонизации и экономического развития дальневосточной окраины в весьма краткий срок вполне обеспечен. Это подтверждается не только историей заселения других стран, но и прошлым нашего Приамурья. Свидетельствуют об этом и начатки нашей довольно успешной колонизации в Приамурье, задушенные дешевым китайским трудом, а ныне угнетаемые маньчжурским хлебом и Китайской Восточной железной дорогой.

Для создания Приамурью благоприятных условий для его околонизования и самостоятельного хозяйственного развития, в частности, необходимы следующие меры:

а)  Обложение пошлиной всех видов маньчжурского хлеба, привозимого в край и всех китайских товаров, потребляемых китайским населением.

б)  Безотлогательное упразднение 50-верстной полосы. Ныне, несмотря на окончание торгового договора с Китаем в августе 1911 года, 50-верстная полоса для свободной торговли Китая и России в Приамурье (фактически же только для одних китайцев) еще существует. Такое странное явление объясняется тем, что при настоящем положении в Китае, России не с кем вести переговоры и заключать новый договор. Отговорка бессмысленна юридически и ничем не может быть оправдана с точки зрения наших экономических интересов в Приамурье. То положение, при котором нам не с кем говорить от имени Китая, при искусственно скрытых усилиях Японии может продолжаться еще несколько лет. Неужели мы вынуждены деликатно ожидать, когда будем в состоянии вести переговоры с Китаем! Неужели мы не хозяева наших интересов и наших мер к их защите!

в)  Ряд неотложных решительных мероприятий к прекращению наплыва китайцев в Приамурье и к вытеснению уже находящихся в крае. Меры эти, их значение, возможный от них результат мною подробно объяснены в книжке III-й "Вопросов колонизации Приамурского края", а именно в брошюре "Меры борьбы с наплывом желтой расы в Приамурье". Я не буду подробно останавливаться на них и лишь перечислю их вкратце. 1) Воспретить в Приамурском крае работу в те праздничные дни, в которые обычно христиане не работают. Это помешает китайским рабочим работать 360 дней в году, что невозможно не только для русских, но и вообще для европейцев. 2) Ввести правило о соблюдении санитарных условий в том смысле, чтобы китайцы-рабочие не имели возможности проживать на площадях улиц в шалашах и в жилищах по 6-8 человек на 1 кубическую сажень воздуха; это поднимет расходы китайца на помещение до нормы затрат, производимых на этот предмет в крае русским простолюдином. Теперь расходы китайца на жилище в 5 и 6 раз меньше, чем для русских простолюдинов. Требовать же, чтобы русский рабочий для возможности конкуренции с китайцами жил так же, как последний, очевидно, мы не можем. 3) Воспретить работу обнаженным китайцам. 4) Разрешить китайские опиекурильни и игорные дома и обложить их, как и все китайские харчевни и столовые, налогом в пользу городов, от которого в настоящее время фактически они почему-то избавлены. 5) Обложить промысловым налогом содержателей китайских квартир. 6) Воспрещение пользоваться китайским трудом на казенных работах распространить на все общественные работы и горные промыслы. 7) Обложить китайцев паспортным сбором по 20 рублей с человека,  под угрозой строгого штрафа за нарушение  этого правила со стороны нанимателя. Для облегчения контроля за выборкой паспортов обязать их, при каждом паспорте, иметь фотографическую карточку его владельца. Мера эта была, как разумная и допустимая, предложена Приамурскому генерал-губернатору в начале 1911 года депутацией самих китайцев в лице владивостокского китайского купечества. До выборки при таких условиях паспортов не выпускать китайцев с борта морского парохода во Владивостоке и в пунктах перехода их по сухопутной границе. Когда они попадут в край без этой меры, правила о китайских паспортах физически неисполнимы и содействуют лишь развитию злоупотреблений в низших слоях полицейских учреждений в крае. Такой мерой явится обложение всех товаров, потребляемых китайцами, пошлиной, но особенно благоприятные результаты в этом отношении даст пошлинное обложение всех видов маньчжурского хлеба, так как китайцы по преимуществу питаются хлебом и овощами. Необходимо также строго следить, чтобы китайцы при приезде в край не привозили на себе излишнего платья и белья.

г) Более действенная помощь переселенцам на месте. В настоящее время за занятием более удобных земель переселенцам приходится отводить тяжелые лесные участки. Своими силами справляться с этими участками им трудно. Необходимо участки эти передавать в распоряжение переселенцев в вполне подготовленном виде. Конечно, такая деятельность переселенческих управлений потребует крупного увеличения новых расходов. Но по отношению к настоящему положению Приамурья особенно применимо положение "делать - так делать вполне". Такое увеличение расходов в конечном итоге уменьшит государственные расходы, ибо переселенцы гораздо быстрее окрепнут на новых местах.

д)   Принимая во внимание, что вопрос достаточного заселения Приамурья русским населением является острым вопросом времени, а введение хуторского и отрубного землевладения несомненно уменьшит стремление русских крестьян к переселению, необходимо временно года на 3-4 закрыть переселение крестьян в местности Сибири западнее Иркутска, кроме Туркестана. Этому благоприятствует и то положение, что по компетентным отзывам, Сибирь требует такого приостановления с точки зрения необходимости урегулировать положение переселенцев, нахлынувших в эту часть Сибири за последние пять лет.

е)    Широко распространить льготы по переезду переселенцев крестьян на Дальний Восток и на трудящийся русский люд всех видов физического труда.

ж)   Упразднить, при тщательном пересмотре, некоторые непроизводительные расходы на Дальнем Востоке, а средства эти обратить на производительные нужды края.

з)  Пересмотреть с точки зрения местных экономических условий и интересов отечественной промышленности круг иностранных предметов, ныне допущенных в Приамурье без серьезного основания, в силу лишь теоретических предпосылок о полезности такой меры беспошлинно. Многие из таких предметов могут быть обложены невысокими пошлинами, и это обложение, не удорожая стоимости их на окраине, уменьшит лишь барыши иностранных производителей и полудесятка фактических монополистов по вывозу таких товаров. Подробно по этому вопросу сейчас говорить не время и не место. Мною будет посвящена ему особая брошюра.

и) Провести грунтовые дороги, улучшить амурское судоходство и превратить Амур в транзитный путь для вывоза некоторых продуктов из Маньчжурии за границу.

к) Содействовать всеми силами освобождению местной рыбопромышленности от порабощения японским рынком. Для этого необходимо создать частное пароходство, хотя бы на первое время с субсидией от правительства, для вывоза рыбы за границу и в ту же Японию, независимо от японских рыбопромышленников и торговцев.

л) Допустить русским предприятиям принимать участниками иностранцев с правами таких же полных хозяев, как и русские их компаньоны. Такое допущение может быть позволено лишь каждый раз с особого разрешения Совета Министров. При таком положении не будет места опасению, что многие предприятия в крае могут быть захвачены японцами. Хотя я лично уверен, что для японцев это неосуществимо ввиду недостатка и дороговизны у них капиталов.

м) Открыть особые операции промышленного кредита в местных отделениях Государственного банка, допуская таковые даже и под соло-векселя с разрешения местной высшей государственной власти.

н) Предоставить в законном порядке высшей власти в крае большую самостоятельность и свободу действий в разрешении экономических вопросов края, так как 75% наших неудач в делании русского дела в Приамурье обязано исключительно тому, что генерал-губернаторы, не располагая свободой действий, не поддерживаемые центральной властью, даже часто шедшей в разрез с их представлениями, были бессильны осуществить полезные для края, а стало быть и всей России, намерения. Желательно образование при генерал-губернаторах особых совещательных комитетов, состоящих как из лиц, выбранных городскими самоуправлениями, торговыми и промышленными кругами, из представителей от местных сельско-хозяйственных и сельских обществ, так и из лиц назначаемых самой властью. Необходимо военных губернаторов, во избежание их двойственной зависимости от военного и гражданского ведомств, заменить гражданскими помощниками генерал-губернатора на местах, где ныне имеются военные губернаторы. Это объединит местную высшую власть и уничтожит те трения, которые иногда наблюдаются в настоящее время.

о) Самое же главное, это - освободить экономическую политику на Дальнем Востоке от Китайской Восточной железной дороги, изъять Уссурийскую железную дорогу из ведения Восточно-Китайской железной дороги и, наоборот, всецело подчинить тарифную политику Китайской дороги интересам русского Дальнего Востока.

Насколько ненормальное положение господствует в этом отношении в настоящее время, я позволю себе иллюстрировать некоторым примером.

ВАШИ ИМПЕРАТОРСКИЕ ВЫСОЧЕСТВА

и   Милостивые   Государи,

представьте возможность такого положения вещей. Россия от имени ли казны, или в виде частного предприятия, с согласия германского правительства провела железную дорогу от Гамбурга в Россию через русско-германскую границу, как продолжение пути от границы в Петербург. Целью этой дороги, назовем ее Германской Восточной дорогой, было: завоевание рынков Германии и извлечение доходов от дороги, как от транзитного пути. Представим, что действительность не оправдала ожиданий русского правительства. При помощи этой дороги мы не только не завоевали рынка Германии для своей промышленности, а наоборот-, облегчили условия для захвата Германией России, как рынка для германской промышленности и земледелия. Не обещала эта дорога ничего, кроме убытков, и с точки зрения возможного извлечения доходов путем ее эксплуатации. Отрицательными факторами для последнего служили: существование русского пароходного сообщения от Гамбурга до Петербурга, дороговизна эксплуатации дороги и слабое экономическое развитие восточной части Германии. Чтобы бороться с этими неблагоприятными условиями для осуществления намеченных при проведении этой дороги задач, русское правительство воспретило перевозку транзитных грузов без залога пошлины русскому пароходству, крейсирующему между Гамбургом и Петербургом. Оно же установило такие тарифы при провозе товаров в германо-русском сообщении, при которых русское пароходство не могло конкурировать с этим направлением. А чтобы дороге, построенной Россией в Германии, не пришлось нести убытков от таких низких тарифов, при взаимных расплатах между этой дорогой и дорогами, проходящими по русской территории, образующими с нею прямое сообщение, весь убыток был переложен на русские железные дороги. Так что за одно и то же   расстояние, несмотря на более низкую стоимость эксплуатации этой германско -русской дороги, тариф для нее был установлен значительно выше, чем для русских дорог, при расчете их с этой германской дорогой. Оно же, русское правительство, для поддержки этой дороги значительно понизило пошлины на германские товары, привозимые в Россию по этой дороге, оставив прежние высокие пошлины, при провозе тех же товаров из Германии в Россию морским путем на русских судах. Не довольствуясь этим, для более успешной деятельности дороги, работающей на русский государственный счет, русское правительство управление этой дороги учредило в Гамбурге, где сосредоточило все мастерские, весь главный штат дороги и тому подобное, подчинив политике этого управления русские железные дороги.

Мало этого, оно стало поддерживать в лице этой дороги заселение сравнительно малонаселенной (допустим это) восточной части Германии, содействовать развитию в ней земледелия и промышленности, чтобы создать грузы для вывоза этой дорогой из Германии в Россию. Когда же, под влиянием всех этих приемов, Германия в сфере экономического влияния русско-германской дороги стала сказочно быстро развиваться экономически, богатея за счет вывоза германского хлеба в западную часть России, и когда обеспокоенное этим русское население стало усиленно требовать защитить его от непосильного, при таких условиях, конкурента, эта германская дорога выступила с протестом. Она доказывала, что обложение пошлиной германского хлеба уменьшит ее доходность. Русское правительство в борьбе этих интересов русского населения с интересами германского населения и подобной русской дороги в Германии решительно встало на сторону последних.

ВАШИ ИМПЕРАТОРСКИЕ ВЫСОЧЕСТВА

и Милостивые Государи,

подобное положение не во сне, а наяву - немыслимо. А между тем, оно существует и гнетет русские интересы на Дальнем Востоке в лице Китайской Восточной железной дороги.

Экономические успехи Маньчжурии, экономические неудачи русского Приамурья, экономическое порабощение последнего первой обязаны не столько особым качествам китайского населения и недостаткам населения русского. Ими мы обязаны Китайской Восточной железной дороге, всегда неизменно и решительно поддерживаемой во всех столкновениях с ее интересами интересов Приамурья русской государственной властью за русский государственный счет. Но интересы дороги, кем бы она ни была проведена, всегда и неразрывно связаны с экономическими интересами той страны, по которой эта дорога проходит. Несомненно также, если интересы страны, правительство которой построило дорогу по соседней территории, не согласуются с интересами последней, то защита интересов дороги есть война против интересов страны, построившей дорогу.

О Китайской Восточной железной дороге, в смысле роли ее на Дальнем Востоке, чрезвычайно положительной для интересов Китая и крайне отрицательной для интересов Приамурья, о ее приемах в этом направлении можно было бы исписать целые тома. Я не буду затруднять Вашего утомленного внимания. Приведу лишь то определение, чем по своей роли является Китайская Восточная железная дорога, которое недели две тому назад мне высказал в одном совещании в виде возражения против моих нападков на политику этой дороги один из ее представителей, то есть, как он сам определил роль и значение ее.

Раздраженный моими указаниями на опасную отрицательную роль Китайской Восточной железной дороги для русских интересов на Дальнем Востоке этот представитель заявил: "Странная претензия. На Дальнем Востоке живут три соседа, один трудолюбивый, а другой нерадивый. Третий сосед всеми силами поддерживает трудолюбивого из соседей. Это крайне раздражает нерадивого и он всеми силами протестует против деятельности соседа, поддерживающего трудолюбивого .

Соседи эти - по мысли автора приведенных слов -Приамурье, Маньчжурия и Китайская железная дорога.

Характерный, но чрезвычайно рельефный символ веры Китайской дороги, которым она фактически руководится в своей экономической политике на Дальнем Востоке.

В том же заседании, воспользовавшись этим "блестящим" сравнением, я сделал одну только поправку в нем. На Дальнем Востоке живут два соседа: Россия в лице Приамурья и Китай в лице Маньчжурии. В Китае действует учреждение, Китайская Восточная железная дорога, основная цель которой - содействие исключительно русским интересам. Не имея возможности по экономическим условиям достичь этих интересов, она принялась, чтобы оправдать свою деятельность, помогать трудолюбивому чуждому народу и экономически теснить и порабощать пославший ее в качестве представителя своих интересов "нерадивый" русский народ. Китайская дорога есть та же русская казна, русское правительство.

Стало быть, роль такого представителя своего народа, помогающего его более счастливому экономическому противнику, взяло на себя русское правительство.

Только быстрое и решительное проведение всех вышеуказанных мер в состоянии будет упрочить положение Приамурья, как органической части России. Меры эти создадут условия, при которых Приамурье уже в течение пяти лет сделается неузнаваемым. Оно быстро заселится русским населением, создаст свою прочную экономическую жизнь, и, несомненно, в самом недалеком будущем положит конец ныне все возрастающим дефицитам по управлению краем.

Если же современные условия России не допускают применения подобных мер, нельзя ограничиваться частью их. Кроме значения за Приамурьем, как посредника в высасывании русских средств в Китай и за границу, как это происходит в настоящее время, они, будучи полумерами, ничего не дадут. В таком случае следует также решительно избрать другой путь.

Превратить Приамурье в колонию для извлечения из нее наивозможно больших доходов. Соответственно должен быть выработан и иной план действий: всеми силами развивать земледелие и промышленность в крае за счет всех тех, кто пожелает переселиться в край и заняться им, будут ли то русские, иностранцы-европейцы, китайцы, японцы, корейцы и тому подобное. Стараться как можно больше сократить государственные расходы на внешнюю оборону этой колонии. Свести до последнего минимума расходы государства на управление окраиной, поставив ее в широкие рамки колониального самоуправления. Обложить пошлинами все иностранные товары для того, чтобы сделать из этой колонии выгодный рынок для отечественной промышленности. По возможности извлечь наибольшие  доходы  из  края  путем  разного  рода фискальных обложений. При таких условиях Приамурье быстро заселится китайцами, корейцами, как валовой рабочей силой, и наводнится иностранными предпринимателями и капиталами.

ВАШИ ИМПЕРАТОРСКИЕ ВЫСОЧЕСТВА

и Милостивые Государи, да не подумает кто-либо, что я пришел учить, указывать, разъяснять какие-либо новые истины. Я не говорю ничего нового, своего. Я позволяю себе напоминать лишь то, что еще не так давно было признано за истину высшими представителями правительства и русским обществом. Я напоминаю о том, что в 1908 году, при защите законопроекта в Государственной Думе о сооружении Амурской железной дороги, говорил покойный председатель Совета Министров П.А.Столыпин. Он говорил, а большинство русского общества с ним соглашалось, и Амурскую железную дорогу решено было тогда строить, потому что необходимому, драгоценному для России Приамурью угрожает опасность, возможность быть потерянным. Я позволю себе затруднить Ваше Высокое внимание и напомнить некоторые положения из этих еще недавних истин.

Характеризуя ценность Приамурья и возможность его потери, покойный П.А.Столыпин говорил: "Нам предстоит не только постройка железных дорог, но и целый ряд других мер, которые мы должны предпринять, чтобы закрепление окраины было прочно. Ведь, господа, природа не терпит пустоты. А между тем, у нас там имеются богатейшие в мире окраины и окраины эти пусты. И вот ясное дело, что пустое это место будет вызывать стремление народов из тех мест, где теперь уже жить тесно, а тесно ведь и в России, и в Китае, и в Японии. Если мы не примем мер к тому, чтобы не только закрепить край за нами в военном отношении, но и закрепить его в смысле заселения русскими людьми, то, конечно, дело до конца не будет доведено". И далее: "Отдаленные суровые, ненаселенные окраины трудно защитить одними привозными солдатами... Война - это народное дело. С воодушевлением свойственно человеку защищать свои дома, свои поля, своих близких. И эти поля, эти дома дают приют, дают пропитание родной армии. Поэтому в стратегическом отношении армии важно иметь оплот в местном населении... Для нас высшим благом явился бы вечный мир с Японией и Китаем, но и с мирной точки зрения важно, господа, может быть, еще важнее иметь тот людский оплот, о котором я только что говорил...

Отдаленная наша суровая окраина, вместе с тем богата, богата золотом, богата лесом, богата пушниной, богата громадными пространствами земли, годными для культуры. И при таких обстоятельствах, господа, при наличии государства густонаселенного, соседнего нам, эта окраина не останется пустынной. В нее прососется чужестранец, если раньше не придет туда русский, и это просачивание, господа, уже началось. Если мы будем спать летаргическим сном, то край этот будет пропитан чужими соками и, когда мы проснемся, может быть, он окажется русским только по названию... В наш государственный организм уже вклинивается постороннее тело. Для того, чтобы обнять этот вопрос не только с технической, со стратегической точки зрения, но с более широкой, общегосударственной, политической, надо признать, как важно для этой окраины заселение ее... Заселить край можно только при двух условиях: если население этого края будет до некоторой

степени уверено в прочности там своего положения... Но ведь вы знаете, господа, что одно из серьезных средств затормозить движение, это - не дать возможности вновь поселившимся иметь заработок... Оставлять этот край без внимания было бы проявлением громадной государственной расточительности... Восток проснулся, господа, и если мы не воспользуемся нашими богатствами, то возьмут их, хотя бы путем мирного проникновения, другие... Вопрос амурский важен сам по себе, это вопрос самодовлеющий... Но я должен настоятельно подчеркнуть, что Амурская железная дорога должна строиться русскими руками, ее должны построить русские пионеры..., эти русские пионеры построят дорогу, они осядут вокруг этой дороги, они вдвинутся в край и вдвинут вместе с тем туда и Россию..."

Говоря о расходах на сооружение дороги, П.А.Столыпин отмечал первоочередную важность разрешения приамурского вопроса такими словами: "Это, конечно, жертва громадная, и правительство ее требует от вас после разорительной войны и во времена лихолетья. Но вспомните, господа, что и другие государства и страны переживали минуты может быть еще более тяжелые... Вспомните то патриотическое усилие, которое облегчило Франции выплатить пятимиллиардную контрибуцию своей победительнице. Амурская дорога будет та контрибуция, которую русский народ выплатит своей же родине... Я совершенно понимаю точку зрения моих противников, которые говорят, что в настоящее время надо поднять центр. Когда центр будет силен, будут сильны и окраины, но ведь лечить израненную нашу родину нельзя только в одном месте. Если у нас не хватит жизненных соков на работу зарубцевания всех нанесенных ей ран, то наиболее отдаленные, наиболее истерзанные части ее раньше, чем окрепнет центр, могут, как пораженные антоновым огнем, безболезненно и незаметно отпасть, отсохнуть, отвалиться... Мы будущими поколениями будем за это привлечены к ответу. Мы ответим за то, что, занятые своими важными внутренними делами, занятые переустройством страны, мы, может быть, проглядели более важные мировые дела, мировые события... Господа, действительно верно, что вам впервые придется подать свой голос в большом историческом деле".

Так еще очень недавно говорил выдающийся государственный человек, а русское общество было вполне согласно с ним, ибо иначе не было бы решено строить Амурскую железную дорогу, которая ныне строится. С тех пор ценность Приамурья не уменьшилась, а опасность его потери чрезмерно увеличилась. Русские в силу ряда неблагоприятных причин, на устранении которых я настаиваю, плохо туда шли, плохо там оседали и "вдвигали туда и Россию", а чужестранцы все энергичнее и энергичнее просасывались. Край уже пропитан чужими соками, а с экономической точки зрения он уже оказывается русским почти только по названию. Он уже незаметно отпадает, отсыхает, отваливается. Поэтому недостаточно острое внимание к нему - непонятно и непростительно. Еще менее понятно, при таком отношении к краю, продолжение тех расходов, которые ныне производятся на сооружение Амурской железной дороги и разного рода казенных сооружений. Они были понятны с точки зрения покойного П.А.Столыпина, который видел в них начало мер к спасению богатейшего края, как русской окраины. Но они непонятны с точки зрения, начинающей ныне господствовать среди высших представителей власти, заключающейся в сознании, что мы бессильны бороться там со стихийными силами. Я утверждаю, что такое сознание растет. Если бы его не было, не наблюдалось бы медлительности, недостатка внимания, недостатка в деятельности, направленной к предотвращению угрожающей краю опасности. Но я даже имел честь выслушивать такое мнение от некоторых высших представителей власти и русского общества.

Опасность для края, главная опасность и заключается в самой возможности гибельного убеждения, роста идеи, что приамурский вопрос - вопрос местный, частный, второстепенный, и разрешить его удовлетворительно нам не по силам.

* * *

По поводу сообщения С.Д.Меркулова говорили: тайный советник Г.В.Глинка, член командированной по ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению Амурской экспедиции А.Н.Митинский, доктор медицины с Дальнего Востока Н.Г.Акацатов, член Государственной Думы Г.Г.Лерхе и тайный советник А.Н.Чиколев.

Г.В.Глинка находит сообщение С.Меркулова в общем правильным, но думает, что докладчик сгустил краски, собрав крупные отрицательные факты и умолчав о более мелких, положительных. Докладчик находит, что у правительства нет никакой определенной программы в его деятельности на ...

 

[...]

 

 

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Автор

Андрей Куминов

Эл. почта

askuminov-china@yahoo.com

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1.  Автор оставляет за собой право использовать полученные письма для публикации, с указанием информации об отправителе, приведенной в конце письма (без эл. почты), если явно не указано иное.
2.  Материалы подготовлены на основе книги автора рассылки, все права защищены (C). Куминов А.С. "Китай - надвигается война?" - СПб.: 100Аж, 2005 - 352 с. ISBN 5-9900513-2-8
Все права на материалы, опубликованные в рассылке, принадлежат А.С. Куминову, если не указан иной автор.
3.  Цитаты (фрагменты и выдержки) из публикаций других авторов даются с информационно-научной целью и могут рассматриваться как безвозмездная реклама этих работ, при несогласии с этим авторов и правообладателей, публикация цитат из их работ будет прекращена.
4. Рассылка осуществляется при поддержке клуба Дальневосточников. На сайте клуба открыт форум для обсуждения материалов рассылки.


В избранное