Спасибо за рассказ. Здорово! Сколь поучителен бывает опыт семейных
отношений других народов! И как условны наши представления о роли женщины
ли, мужчины ли в европейской культуре!
О.Д. Добрынина
Original Message From: "Маргарита Копелевич" <ko***@b*****.ru>
To: "history.ayurveda.pritchi (19099700)" <dobryni***@d*****.net>
Sent: Monday, January 09, 2012 1:36 PM
Subject: [Притчи] История монаха
> еще одна история с просторов Фейсбука:
>
> История монаха
>
> Несколько лет назад я ходила на курсы английского, на которых учились люди
> с
> разных концов света. На занятиях мы постоянно делали сообщения о традициях
> или
> культуре своих стран (что очень интересно, тк одно дело, когда читаешь об
> этом,
> и совсем другое, когда абориген сам рассказывает. Опять же вопрос задать
> можно).
> И был среди нас тибетский монах-расстрига. И рассказал он нам дивную
> историю
> о традиционных тибетских семейных отношениях.
>
> Итак, НДжи доложил нам, что модель семьи, которая к нынешним временам уже
> отмерла,
> но в глухих деревнях местами ещё держится, многомужие. Женщина выходит
> замуж
> за всех братьев семьи, переезжая в их дом.
>
> Если в доме есть маленькие братья, то они ждут поры совершеннолетия и тоже
> вступают
> с ней в брак. Невесту подбирают средного возраста, старшему, но под всех
> братьев
> (т.е. когда старший совсем уже стар, то в наличии ещё имеется муж
> молоденький,
> что, как отметил НДжи, очень полезно для здоровья женщины). Чем больше в
> семье
> сыновей, тем привлекательнее для невест дом, тк большее количество
> добытчиков
> делают дом благосостоятельнее.
> За семью, в которой всего один или два сына, хорошую невесту не отдадут.
> Придётся
> довольствоваться либо сироткой, либо что осталось.
> Такая модель удобна тем, что оставляя наследство, не нужно делить
> хозяйство,
> т.е. с годами оно, по идее, должно расти и шириться.
>
> На этом он закончил свою речь и просил задавать вопросы, если вдруг
> непонятно.
> У китаянок к нему вопросов, разумеется, не было, а мы, переварив (точнее,
> НЕ
> переварив) услышанное, начали. Первым выступил француз:
> - А как же решается проблема, когда кому спать с женой?
>
> НДжи не понял вопроса.
> Ему на разные лады разъяснили, он удивился:
> - Здесь нет никакой проблемы, это решает жена.
> Француз обиделся:
> - А другие что, ждут? Расписание что ли?
> - Нет никакого расписания. Кого она позовёт, тот и идёт.
> Девушки оживились. Мы слыхали, что Тибет Колыбель Цивилизации и Центр
> Мироздания,
> но теперь это приобретало реальные черты, действительно, как мудро всё
> устроено.
> - А если одного она всё время не зовёт и не зовёт? забеспокоился за
> далёкого
> тибетского мужа француз.
> - Значит, ему нужно постараться, чтобы заслужить её внимание. Лучше
> работать,
> например.
>
> Француз присвистнул. Он чувствовал, что тибетецы где-то что-то не
> понимают, и
> ему нетерпелось привести ситуацию к понятному знаменателю. Попытавшись
> сделать
> ещё несколько заходов, он, тем не менее, неизменно упирался в спокойное
> Она решает.
>
> - А чьи, простите, считаются дети? поднял руку венгр-молодожён.
> - Как чьи? Всех, хотя в некоторых сёлах считалось старшего брата.
> - Их не различают по отцам?
> - Нет.
> - И тебе неинтересно знать, который из 10 сыновей твой?
> - Все мои.
> - Ага, щаз! оживилась мужская часть класса.
> - Это неважно. Эти дети принадлежат одному роду, и если кто-то из отцов
> погибнет,
> другие будут кормить всех детей как своих, а для матери и так не важно,
> кто отец
> её ребёнка, она будет заботиться обо всех одинаково, но чем больше мужчин
> кормят
> её детей, тем лучше.
>
> - А как на счёт ревности? Братья не ревнуют, не ссорятся? не унимался
> француз.
> - Как они могут ревновать, если это их всех жена?
> - Ну прям совсем?
> - Совсем. Наверное.
> - Ну вот тебе совсем-совсем радостно было бы смотреть, как брат идёт с
> твоей
> женой в спальню?!
> - Так это и его жена тоже.
> - То есть тебе дела нет?
> - Нет.
> - А если сосед косо посмотрит на твою жену, тебе тоже дела нет?
> - Как это посмотрит?
> - А вот так! и француз изобразил вызывающий, приямо-таки
> страстно-испепеляющий
> взгляд и помотал бровями.
> - Нет. Сосед так не посмотрит. Его убить могут.
> - ААААА!!! завопил класс, довольный, что ревность всё-таки существует и
> значит,
> если Шекспир покопался бы там повнимательнее, то всё бы там нашлось. Всё
> как
> у людей.
>
> Но меня беспокоил другой вопрос:
> - А что, если жене не хочется исполнять супружеские обязанности с каким-то
> из
> мужей?
> - Как это не хочется? удивился НДжи, ход европейской мысли опять ставил
> его в
> тупик, - Как не захочется?
> Тут все девушки наперебой начали объяснять:
> - А так вот и не захочется!
> - Ну не нравится один, хоть режь!!
>
> - Ну совсем плохой, плохо работает, во!!!
> - Ну не может она с ним идти, со всеми без проблем, а с этим ну никак!
> Француз и венгр в один голос радостно:
> - А это уже ЕЁ проблемы!!!
> Девицы загалдели, начался базар стенка на стенку, который клубился бы ещё
> долго,
> но смолк в одно мгновенье, разбившись о тихий голос НДжи:
> - Нет. Это как раз ЕГО проблема. Его большая проблема.
>
> Мы затихли. И он поведал нам грустную историю о том, что если с одним
> мужем жене
> не хочется спать, или невзлюбит его так, что превозмочь уже никак, то
> начинается
> чёрная полоса в жизни мужчины.
> Сначала, когда неприязнь ещё не озвучена официально, он просто старается
> изо
> всех сил, чтобы заслужить её расположение. Братья исподволь ему помогают.
> Если
> успехов никаких, то ему даётся испытательный срок, и если и это не
> приводит к
> доброму результату, то в игру вступает ПОСЛЕДНЯЯ карта. Самая последняя:
> к женщине приходит Свекровь.
>
> (Девчонки! Прежде, чем читать дальше приготовьте салфетку, чтобы утереть
> скупую
> слезу, прольющуюся над несовершенством мироздания):
>
> К женщине
> на поклон приходит свекровь. И,
> стоя на коленях,
> просит пожалеть её сына и позволить ему остаться.
> Хотя бы ещё на время. Она выслушает много обидных слов о своём сыне,
> которого
> она так плохо воспитала. Она будет просить и обещать, обещать и просить,
> лишь
> бы сыну было позволено остаться.
> Женщина, безгранично уважая возраст свекрови, может принять её просьбу и
> оставить
> мужчину в доме.
>
> В этом месте класс замер Как изменился мир!
> Тишину нарушил француз, как наименее сочувствующий тибетской модели семьи:
> - И что будет, если она скажет Нет?
> - Тогда ему нужно уйти. Пути у него два в монастырь или в наёмные
> работники,
> жить при каком-то доме и работать за еду и кров. Но велика возможность
> того,
> что он погибнет как бездомная собака от голода.
>
> Мы опять немножко пошумели. В разных концах земли заикали далёкие
> свекрови.
> Мне определённо нравился тибетский вариант, я попробовала поближе
> присмотреться
> к самой нелюбимой части ведения домашнего хозяйства:
> - Скажи, а мужчина может помогать женщине по дому, или это считается
> только женской
> работой?
> Он не понял вопроса. Но я не унималась и настойчиво пыталась выяснить кто
> в доме
> моет посуду на такую прорву людей.
> Оказалось, что домашние обязанности тибетской женщины мало отличаются от
> европейских,
> исключалось только одно женщина не могла работать на земле (т.е. все
> сельскохозяйственные
> работы выполняли мужья).
> - Ну а там, обед приготовить или посуду помыть, мужчина может?
> - Но он же занят своими делами вне дома.
> - Хорошо, а если, предположим, снаружи ВСЁ сделано, он может помыть посуду
> или
> подмести пол, или он не станет этого делать ни при каких обстоятельствах
> как,
> например, у мусульман?
> - А конечно может, почему нет? Если он освободился, он будет выполнять
> любую
> работу внутри дома, если нужна его помощь.
>
> - Скажи, Нджи, - вдруг задумчиво подала голос училка, сидевшая среди
> учеников,
> - а как ты стал монахом?..
> Все вытаращились на неё, поражённые озарением. И только я не удержалась от
> гримасы
> (ну это надо такое подумать? В тибетских монахах и буддийской шкале
> ценностей
> я, конечно, ничего не понимаю, но в мужчинах вполне. И тут не надо особо
> приглядываться,
> чтобы понять, что таких мужчин жёны из домов не выпирают).
> Он улыбнулся:
> - Родители отдали меня в монастырь, когда я был подростком. Это большая
> честь
> для семьи, если кто-то из детей станет монахом (монахиней).
>
> - А у меня вопрос, - подняла руку девочка - а как быть остальным женщинам?
> - Каким остальным?
> - Ну тем, которые не выйдут замуж.
> - Что значит не выйдут? Которые не хотят замуж становятся монахинями.
> - Нет, которые не хотят в монахини.
> - Тогда идут замуж.
> - Так на всех мужей не хватит!
> - Как не хватит? Это женщин не хватает, мужчин всегда больше.
> - О, а в Европе наоборот.
> НДжи вздохнул там хорошо, где нас нет.
> - Как же быть тем, кому не хватит семей-братьев?
> Он опять не понял, ему долго объясняли, наконец, он рассмеялся:
> - Вы хотите сказать, что какой-то женщине может не хватить мужчины?
> - ДА!
> - Такого быть не может: если женщина хочет выйти замуж, она же всегда
> найдёт
> за кого, остаться одному проблема мужская. Она может забрать одного из
> младших
> мужей и они будут жить сами. Но в деревнях так не проживёшь, поэтому это
> могло
> быть только в городе. Там можно прожить и с двумя мужьями, даже с одним. А
> на
> земле нет, нужно много.
>
> P.S. Кстати, он потом таки сказал нам, почему вышел из монашества. При
> китаянках,
> видимо, не хотел, и всегда уходил от ответа, хотя мы делали несколько
> заходов.
> Но как-то в малом кругу мы мусолили задание, и зашла речь о том, что
> прежде чем
> вернуться в мир, монахам назначается испытательный срок: проверяют на
> прочность
> его решение. Если этот путь пройден и отговорить не удаётся, то его без
> препятствий
> отпускают. Но на семью ложится тень позора. Родители НДжи, например,
> вынуждены
> были переехать в другое место, потому что стыдно было смотреть знакомым в
> глаза.
> (И кстати, на момент крупнейшего восстания и расстрела монахов, он уже был
> расстрига,
> но пошёл вместе со всеми).
> - А почему ты всё-таки решил уйти? тихо спросили его в очередной раз.
> Он замолчал. Нам стало неловко: вот пристали, бестактные, видно же, что не
> хочет
> говорить, всё больше никогда не спросим. И вдруг:
> - Я хотел быть с женщиной.
> - С конкретной? Ты был влюблён?!
> Он дёрнулся, взгляд стал чёрным:
> - Нет. Этого не могло быть.
> - А когда ты встретил свою жену?
> - Гораздо позже, в Индии, мы преподавали в одном университете, а потом
> переехали
> сюда.
> (на момент этой истории у него был маленький сын, но года 2 назад родился
> ещё
> один).
> - А ты никогда не пожалел, о том, что сделал? - ляпнула я.
> - Моим родителям было очень тяжело.
> - Ты никогда не пожалел?
> Он медлено поднял глаза и посмотрел в упор:
> - Нет. Нет ничего лучше, чем быть с женщиной.
>
>
> Номер письма: 1467
> Количество подписчиков листа: 1846
>
> Лист создан по инициативе участников
> тренинга <<Формирование и достижение цели>>
> http://ayurveda-land.ru/trening.htm
>
> Цель листа - поделиться с другими участниками
> текстами Мастеров, вдохновляющими на собственные
> достижения. Приветствуются тексты собственного сочинения
> вдохновляющего характера.
>
> Дискуссии по поводу кто кого <<духовнее>> не приветствуются
> и будут прекращаться модератором без предупреждения.
>
> http://subscribe.ru/feedback
Номер письма: 1469
Количество подписчиков листа: 1846
Лист создан по инициативе участников
тренинга <<Формирование и достижение цели>>
http://ayurveda-land.ru/trening.htm
Цель листа - поделиться с другими участниками
текстами Мастеров, вдохновляющими на собственные
достижения. Приветствуются тексты собственного сочинения
вдохновляющего характера.
Дискуссии по поводу кто кого <<духовнее>> не приветствуются
и будут прекращаться модератором без предупреждения.