Как известно, красота – понятие относительное. Сегодня красивым считают одно, завтра – другое. В наше время, когда что ни день, то новая технология или новое достижение прогресса,
художники все чаще оглядываются назад, возвращаясь к хорошо позабытому старому…
Сегодня уже все знают, что модное словечко «винтаж» происходит не от агрессивного «винтить», а от вечного и благородного «вина». И хотя алкоголь тут совершенно ни при чем, изначально винтажем называли именно старые выдержанные вина, которые, как известно, от времени
делаются только лучше. Новое значение у этого слова появилось относительно недавно – лет пять назад. Авторство модного стиля винтаж в интерьере приписывают вовсе не французам (как этого можно было бы ожидать исходя из этимологии слова), а молодому американскому д�
�зай�
�еру Патрику Уиллису.
Как это часто бывает, феномен родился случайно, по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло». Амбициозный архитектор готовил к презентации свое новое творение – оригинальный дом-эллипс, когда понял, что денег на то, чтобы достойно обставить новый объект
мебелью, у него не хватает. И тогда он решил пойти по давно уже проторенному пути – собрать все из ничего, а потом сказать всем, что именно так и было задумано (помните, как в рассказе Сетона-Томпсона из бродячей кошки с помощью умело составленной родословной сделали пр
едст
авительницу новой редкой породы – «Королевская аналостанка»?).
Облазив ближайшие свалки, Уиллис нашел там ряд интересных предметов – из тех, что хозяева выбросили как морально устаревшие и давно вышедшие из моды. Оставалось только почистить их и
придумать дизайнерскую концепцию. Слово «винтаж» подошло для этого как нельзя лучше: с одной стороны, гламурное французское звучание (что само по себе отсылает к миру моды), а с другой – точное попадание в смысл происходящего: старые вещи, как и старые вина, могут и
долж
ны быть прекрасны. Как ни странно, уловка сработала: стиль винтаж был с восторгом принят фешенебельной публикой и вскоре вышел за рамки просто дизайна – в этом стиле стали одеваться, по этому принципу стали жить.
Не скучный антиквариат, а творческий винтаж
В какой-то степени винтаж – это один из способов протеста против нашей «штампованной» действительности, наряду с такими стилями, как экологический, этнический, хенд-мейд, лоу-тек и т. д. Это уход от стерильной атмосферы новых технологий и фабричной безупречности,
своеобразный вызов дому как машине для жилья. Вещи не должны быть просто утилитарными – они должны быть эксклюзивными. Они тоже имеют право жить полной жизнью, старея, покрываясь трещинами и заусенцами.
Разумеется, принципиально ничего нового в этом нет: антиквариат (в определенных кругах) был в моде всегда, поскольку является одним из способов вложения денег. Но винтаж – это совсем не то,
что антиквариат. Открытие Патрика Уиллиса состояло в том, что он предложил не просто использовать в интерьере старые вещи (не по-музейному старинные, со столетней историей, а просто слегка устаревшие), но и создавать из них нечто новое, творчески «перерабатыват
ь».
p>
В самом деле, если вы были готовы выбросить эту мебель на помойку, то что над ней так уж дрожать? Можно перекрасить, распилить пополам, добавить деталей, поменять назначение. Можно все! И этим хорош винтаж. Если же вы не готовы принять в свой мир изношенные (или чужие, кем-то
использованные вещи), то можете поступить наоборот: взять новую вещь и сделать ее «старой» – винтаж не запрещает сам себя пародировать.
Старое как новое или новое как старое
Фактически можно выделить 2 вида винтажа: когда берутся реально старые вещи, и из них создаются всякие «стильные штучки» в современном (или органичном современности) стиле, или когда «винтажные» предметы делаются намеренно из новых. Отныне у реставраторов появились
новые, на первый взгляд, парадоксальные задачи: если раньше они давали новую жизнь старым вещам (умело подновляли их, тщательно восстанавливали утерянный со временем прежний облик), то теперь, используя весь багаж знаний, они начали заниматься «реставрацией наобо�
�от»,
придавая старинный вид иной раз совершенно новым предметам.
На самом деле искусство подделывать эстетику старости существует уже века: мастера всех времен и народов накопили тысячи рецептов, как из дешевого новодела сделать бесценный музейный
экспонат. Другое дело, что сегодня уже не нужно ничего ни от кого скрывать: винтаж узаконил все подделки, при этом ценность обработанных под старину предметов, хоть и не сравнима с антиквариатом, но все равно выше, чем у обычных.
Мебельные фирмы в открытую делают мебель по старинным образцам (вплоть до музейных экспонатов 17-го века), а затем искусно старят ее с помощью нескольких слоев специальной «выцветшей» краски или кракелюрного лака, наждачной бумаги и прочих хитроумных затей. Кстати,
«винтажат» сегодня не только мебель и аксессуары, но и отделку интерьера. Можно, например, заказать себе винтажные окна и двери: в некоторых фирмах по дизайну окон и дверей нанесение патины, кракелюр и искусственное состаривание числятся в прейскуранте как разновид
ност
и спецэффектов. Продается также паркетная доска ручной работы в стиле винтаж, выполненная в той же технике из массива дуба. Кроме того, сегодня можно купить множество материалов для состаривания своими руками, например, волшебный лак, с помощью которого ваш предмет в короткие
сроки покроется эффектнейшими трещинками.
Вперед – на свалку!
Если же вы хотите только немножко поиграть в винтаж, не затрачивая при этом ни денег, ни усилий, то можно пойти по стопам основателя этого замечательного стиля. То есть отправиться «на свалку». Не пугайтесь антисанитарного привкуса этого мероприятия: любую вещь можно (и
совсем нетрудно) продезинфицировать и обновить. Что касается пресловутой «плохой энергетики» вещей б/у, так она, как говорят знающие люди, действует только на тех, кто на этом зацикливается. Если разрешить себе считать, что мир прекрасен, а все люди – братья, то б
удет
совсем нетрудно представить, что вот эта конкретная вещь до вас принадлежала какому-нибудь замечательному и сугубо позитивному человеку.
Итак, для начала обыщите свой чердак (если он у вас есть) и чердаки своих родных и знакомых. Не проходите мимо выставленной возле мусорных баков старой мебели: а вдруг это будущий художественный объект? Съездите на блошиный рынок. Подбирайте вещи, обладающие привкусом
живой истории, отсылающие в какое-нибудь конкретное время. Очень стильно смотрятся патефоны, старые приемники и телефонные аппараты, швейные и печатные машинки прошлого века, допотопные детские игрушки. Какие-нибудь наивные предметы из деревенского китча. Главн�
�е –
подойти к созданию винтажа с юмором и фантазией. Ведь ваша квартира – это не краеведческий музей и не историческая реконструкция. Это всего лишь место, где можно немного пошалить. В стиле винтаж!