Сведущие люди называют стиль «фьюжн» самой актуальной тенденцией в музыке, кулинарии, дизайне интерьера… – в общем, во всём. Это направление вкратце определяют как соединение
несоединимого: старого и нового, Востока и Запада, высокого искусства и китча. Звучит, конечно, привлекательно. Стоит, однако, разобраться, что же в этом действительно нового.
Английское слово «fusion» переводится как «слияние», или «сплав». Если говорить о внешних формах, то фьюжн предполагает сочетание, казалось бы, несочетаемого (или считавшегося таковым), неординарные решения, выходящие за рамки общепринятого и привычного. В нашем мире вне
пространств и правил гораздо труднее соблюдать единство стиля в дизайне, чем поместить на тонконогий французский столик африканскую керамическую вазу, привезённую из путешествия. И глаз радуется, и оправдание есть: фьюжн.
Профессиональные дизайнеры умело используют
восточные мотивы в современном интерьере
Слияние культур, технологий, стилей, мировоззрений и времяпрепровождений – вот он, главный признак современности, истинный дух времени. Судите сами: корейские попгруппы смешивают хип-хоп и латиноамериканские ритмы, лондонские бизнеследи разучивают индийские танцы,
американский фастфуд предлагает посетителям вьетнамские сэндвичи, а токийские подростки задают тон мировой моде. Глобализация, солидно говорят телевизионные деятели культуры, предлагая видеть в этом уникальную черту нашего времени. Но так ли это?
Комбинация старинных и современных вещей даст
возможность воспринимать интерьер
совершенно по-разному. Используйте аксессуары,
вызывающие трогательные воспоминания.
До того, как придумали марки и значки, которые (с тем или иным успехом) способен собирать каждый школьник, коллекции сильных мира сего соединяли в себе самые разнородные предметы. В таких «кунсткамерах» мирно уживались картины Тициана, римские монеты, мраморные статуи с
обломанными руками и носами, случайно раскопанные в какомнибудь италийском поместье, и раковины наутилусов, оправленные в серебро. Все эти вещи объединялись разве что представлением об их сопоставимой редкости, а значит – ценности. При этом роскошные, но при�
�ычн�
�е ренессансные или барочные интерьеры замков в сочетании с древними или заморскими артефактами создавали гораздо более сильный эффект экзотики, нежели подчёркнуто нейтральная обстановка современных музеев. Воистину, ничто не ново под луной.
Идём дальше. В благословенные времена королевы Виктории, правившей в Соединённом Королевстве с 1837 по 1901 год, своего рода фьюжн стал если не признаком хорошего тона, то уж, во всяком случае, объективной реальностью. Генералы и чиновники колониальной администрации,
служившие в Индии, возвращались домой, нагруженные свёртками индийских шелков, сикхскими саблями и статуэтками Шивы и Парвати. Вся эта ориенталистика размещалась в домах с бархатными портьерами и дубовыми панелями на стенах. Помните особняк Тадеуша Шолто из «Знака �
�еты�
�ёх»? Примерно так это и выглядело. Ревнители идеологической чистоты могли сколько угодно ворчать, подобно Киплингу, что Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и вместе им не сойтись. В действительности они сходились, порождая уют и своеобразие викторианского интерьера, где всё
было немного «слишком». Слишком много цветов, материалов, предметов, резьбы, витражей… Но не эта ли преувеличенность как раз и спасала викторианский дом от унылой и напыщенной серьёзности, которая так свойственна и предшествовавшему стилю классицизма и послед
ующе
му модернизму?
Бабушкин шкаф, лоскутное одеяло, наброшенное на диван,
обитый клечатой тканью, восточный ковер над камином
и масса милых и дорогих хозяевам безделушек
Можно вспомнить и Россию: время архитектурной эклектики совпало с территориальной экспансией империи. Индийской романтике англичан в России соответствовала кавказская, времён Лермонтова и Бестужева-Марлинского. В дизайне интерьеров это обернулось модой на восточные
ковры, которая преспокойно пережила все социальные катаклизмы. Но и профессиональные архитекторы быстро освоили «мавританский» стиль в качестве одной из альтернатив античности. И если в одном и том же доме, а иногда и в квартире, разные помещения оформлялись �
� раз
ных стилях, то не было ли это предвестием постмодернистской современности?
Если же говорить предельно серьёзно, XIX век объединяет с современностью чувство окончания очередной исторической эпохи и необходимость подвести итоги, ничего не забывая и не отрицая. Отсюда идёт желание соединить в одном интерьере как можно больше приёмов из разных
стилей и направлений, смешение современности и ретромотивов, новых материалов, холодных технологических вещей и рукотворных, выполненных в единственном экземпляре предметов. В отличие от эклектики, как говорят нам специалисты, фьюжн не просто значительно свобо�
�нее
соединяет в одном пространстве элементы разных стилевых направлений, но и создаёт на их основе свой новый стиль.
Пожалуй, фьюжн наиболее ярко выражает мировоззрение человека с широким кругозором, знакомого с культурой и историей разных стран и эпох. Детали интерьера должны сочетаться не происхождением и цветом, а «браком по любви». В расчёт принимаются только ваши чувства к тому
или иному предмету обстановки. Фьюжн организует наше пространство так, чтобы мы могли путешествовать сквозь эпохи и континенты, не выходя из дома.
Этот стиль превращается в стремительно набирающее популярность направление современного дизайна, ведь он обещает неслыханную ранее свободу. Раньше считалось чемто немыслимым сочетать синий и чёрный, красный и коричневый цвета, а теперь это совершенно нормально.
Человеку, выбравшему фьюжн, и не придётся думать о чистоте стиля. Сегодня вы вольны не придерживаться никаких канонов и догм. Вы можете активно компоновать в одном интерьере тяжёлую классическую мебель и хайтековские шторы из органзы. Смело выдвигайте мягкую
мебель из углов и ставьте её в центре комнаты. При этом дорогие эксклюзивные коллекции спокойно уживаются с самыми массовыми моделями. На стенах рядом с репродукциями шедевров искусства размещайте свои дилетантские фотографии, «глухие» стены превратите в нас�
�оящ�
�ю музейную экспозицию с постмодернистским порталом.
Фьюжн предлагает всё, не отрицая ничего. Сегодня можно и нужно смешивать классическую и современную мебель, вещи старые и новые, дорогие и не очень и добавлять объекты, решительно ни к чему не подходящие, но любимые. Стоимость предмета в этом стиле не имеет значения.
Создание хорошего интерьера всегда стоило немалых денег. А сотворить фьюжн очень просто, главное обладать чувством вкуса.
Этот стиль отлично подходит для самовыражения, поскольку в нём раскрывается индивидуальный подход владельца к созданию интерьера, учитывающий только частный вкус, а не какието правила и установки. Обои, имитирующие различные природные и искусственные материалы,
изготовленные по современным технологиям, создают простор для творческой мысли. Если часть стены оклеить обоямициновками и на их фоне разместить восточные экзотические сувениры, оригинальное декоративное решение обеспечено. Последнее новшество из коллекции это
го г�
�да – виниловые обои под вельвет.
Не бойтесь экспериментировать. Самое замечательное, что при создании фьюжн интерьера никаких правил нет и быть не может, ведь это не стиль, а смешение стилей, каждый раз с новыми ингредиентами и в новых пропорциях. Опытные декораторы могут дать только один
советпредостережение относительно пропорций: в хорошем интерьере должны быть одна-две сильные экзотические вещи, не больше!
В интерьер стиля фьюжн хорошо вписываются детали из дерева. Это может быть отделка потолка, выполненная из обыкновенной вагонки, и деревянные лестницы, и открытые кровельные балки
Лучше всего подбирать обстановку по принципу контраста. Ориентальные или африканские вещи подчеркнут лёгкость и комфорт современной мебели.
Статуэтки, безделушки, сувениры также имеют право на существование. Никогда не проходите мимо восточных тканей. Недорогие отрезы после стирки или надлежащей обработки можно использовать как покрывала и накидки; дорогие, например, узбекское вышитое сюзане, крепите над
изголовьями кроватей в качестве произведений искусства. Так же стоит поступить с китайской или японской вышивкой, даже если она вам досталась не совсем целой и в виде непрактичного маленького кусочка. Покупайте или заказывайте раму и убирайте свою находку под
стек
ло, эта ткань того стоит!
В столовой можно применить импровизацию на тему Арт Деко. Эффектно сочетание разных фактур: кованого металла, прозрачного стекла, ткани. Каркасы стульев – кованые. Спинки и сиденья обтянуты тканью с броскими рисунками.
Не грех повторить главный совет, касающийся стиля фьюжн и вообще всех современных интерьеров: поменьше серьёзности и напыщенности. Когда современная дача «притворяется» феодальным замком – это уже смешно. Можно, как новый русский из анекдота, пребывать в уверенности,
что так и надо, а можно легко и артистично обыграть несоответствие желаемого и действительного. Время законченных стилизаций прошло, и, видимо, прошло навсегда. В умах и интерьерах поселилась фрагментарность.