Новая волна, нью вэйв (англ. New Wave) - направление и стиль в искусстве, кинематографе, музыке, дизайне стран Запада во второй половине XX века. Стиль возник как альтернативная реакция на кризис, связанный с продолжительным господством идей функционализма и технологического детерминизма. "Новая волна" - стиль более художественный и интеллектуальный, менее коммерческий и отличный от преобладавших ранее направлений.
В разных странах для обозначения примерно одного и того же явления применялись разные термины: "новая волна", "графический постмодерн", "декоративизм" и др. Американский термин "новая волна" получил наибольшее распространение. При этом в архитектуре чаще употреблялся термин "постмодернизм", в дизайне – стиль "мемфис", в графике – "новая волна". Эти явления имели общую направленность, и каждое – свои особенности и ритм развития.
В оформлении интерьера в стиле "новой волны" широко используются технические новинки и материалы. Цветовая гамма – светло-лимонный, бирюзовый, розовый цвета в сочетании с белым, отсутствие сочных полутонов. Современные формы, экзотические мотивы в деталях. Преувеличенно шероховатые, грубые фактуры прямых и кривых линий в "нововолновых" композициях.
"Новая волна" ценит прежде всего неожиданность идеи, её парадоксальность и непредсказуемость. На этом уровне «новая волна» менее всего пощадила классический дизайн с его лаконизмом, плоскостностью и другими хорошо известными чертами, она его, можно сказать, смыла, демонстративно утверждая прямо противоположную стилистику. При этом "новая волна" не отвергала полностью визуальный функционализм, сколь бы шокирующими не выглядели ее стилевые проявления.
Современные формы с легкой ноткой этники, отсутствие гротескности и вычурности, плавные и простые линии, экзотические мотивы. Ответвлением «новой волны» считается региональный стиль, использующий национальные атрибуты и украшения. Взаимопроникновение различных культур, смешение стилей явилось основой для рождения гармоничного дизайна.
Равноправие творческих концепций более наглядно отражается в таком синониме "новой волны", как "плюрализм". Но "плюрализм" здесь отнюдь не вседозволенность. В рамках каждой из возможных творческих концепций действует собственная внутренняя логика, нарушение которой ведёт не к "новой волне", а к дилетантской эклектике.
Наиболее отчетливо стиль проявил себя во Франции, Германии, Чехии, Японии, Бразилии, Британии, Америке, Гонконге, Тайване, Китае. Благодаря использованию различных аксессуаров и декора, "новая волна" отличается способностью к преобразованиям, чем создаёт предпосылки для формирования индивидуальных интерьеров.
Классическая композиция интерьера центростремительна: она собирается в единое целое, ясно расставляет акценты. Композиция "новой волны" имеет явную центробежную активность неакцентированных элементов. Элементы классической композиции словно бы по-разному заряжены и обладают взаимным притяжением. В "новой волне" все элементы имеют одинаковый заряд и взаимно отталкиваются.
Отделка стен, пола и потолка не требует большого числа декоративных элементов, но и не приемлет их полное отсутствие. Для пола рекомендуется подиум, как возможность разделения на зоны. Дополнением к этому будет разноуровневый потолок. Чаще всего стены не имеют декоративных выступов, но при желании можно себе позволить небольшую импровизацию. Уместно напольное покрытие из плитки, натурального камня или паркетной доски. Светлый ковер на полу и разноуровневое освещение доведут интерьер до заключительного
аккорда.
"Новая волна" - это и современные формы мебели. Необычные кресла, интересная геометрия стульев, мягко закругляющиеся, перетекающие друг в друга изогнутые линии изголовья и изножья кровати, в меру экстравагантные формы прикроватных тумбочек отличают этот стиль от многих других. Мебель из светлых пород дерева прекрасно соседствует с пластиком и стеклом. На первый план выходят красота и текучесть линий, а функциональность элемента становится вторичной.
Чувственные изгибы или волны были новым словом в дизайне ванных комнат. Эти линии можно увидеть не только в душевых кабинах, раковинах и ваннах, но и частично в архитектуре самих комнат, в форме перегородок от пола до потолка или до половины высоты помещения. Мягкие текучие формы гармонично вписываются в интерьер. Изогнутые линии помогают лучше расслабиться, чем острые или прямые углы строгой геометрии.
Раковины, ванны, перегородки изготавливаются из пластичных искуственных материалов. Эти материалы приятны на ощупь, они кажутся мягкими и теплыми, что полностью соответствует характеру изогнутых форм. Искуственные материалы, кориан, нержавеющая сталь, даже дерево могут быть использованы для придания предметам приятной изогнутой формы.
"Новая волна" часто сознательно и демонстративно вторична. Она легко примеряет на себя наряды любого прошлого стиля. Но при этом произведение воспринимается остро современным, а не ретро-стилизацией. Считается, что при интерпретации прошлых стилей "новая волна" иронизирует над ними, пародирует их. Но большего внимания заслуживают те случаи, когда "новая волна" окультуривает, эстетически адаптирует прошлое. Все пародируя и во все играя, "новая волна" нередко оказывается более серьезной, воплощающей
в большей мере полноту и многообразие человеческого существования, свободную пульсацию жизни.