Бидермейер (бидермайер; нем. biedermeier) — художественный стиль в искусстве, архитектуре и дизайне, получивший распространение в Германии и Австрии в первой половине 19-го века.
Бидермейер был близок романтизму, пришедшему на смену ампиру. 19 век - времена ранней буржуазии, скромного вещного мира с легким налетом сентиментальности. Бидермейер - стиль среднего класса, в нем отразились представления «бюргерской» среды. Формы аристократичного ампира преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Для направления характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей.
Идеологические предпосылки стиля лежат в неустойчивой политической ситуации в Германии и Австрии того времени, где господствовали реакция и застой. Тревожное положение и меланхолия вели к уходу от реальности, погружению в семью, в круг друзей, поиск романтики в маленьких жизненных радостях.
Постепенно движение «бидермейер» распространилось на моду, прикладное искусство, графику, интерьер, мебель. К 1900 году это слово стало также обозначать «старые добрые времена».
Бидермейер — стиль провинциальный, хотя в этом стиле работали и столичные мастера в Берлине и Вене. Проник бидермейер и в Россию.
От ампира бидермейер унаследовал основные принципы построения и лаконизм, которые проявились в мебельном искусстве и интерьере. Для интерьеров в стиле бидермейер характерны интимность, сбалансированность пропорций, гармоничность, простота форм и светлые цвета. Помещения были светлые и просторные, отчего интерьер воспринимался в меру простым, но психологически комфортным. Стены комнат с глубокими оконными нишами окрашивали в белый или другие светлые тона, оклеивали тиснеными полосатыми обоями.
Текстильный декор с растительным рисунком, одинаковым на оконных занавесках и мебельной обивке.
Появляется понятие «чистой комнаты» (подражание светским салонам), помещения, которым не пользовались в будние дни. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей и обставлялась с особой тщательностью.
Дополнительный уют жилому интерьеру придавала окрашенная в теплые тона мебель и настенные акварели, гравюры, большое число украшений и сувениров. Как и в случае со стилевыми предпочтениями, практичный бидермейер отбирает только те предметы меблировки, которые соответствуют его представлению о функциональности и комфорте.
Главные черты мебели этого стиля - прочность, добротность и удобство, плавно изогнутые спинки и подлокотники кресел, диванов, стульев, гнутые и точеные ножки столов и секретеров.
Мебель становится более простой по форме, свободной от архитектурных излишеств и чужеродного декора. Эта простота компенсировалась удачно подобранными расцветками и рисунками обивок, функциональной практичностью мебельных конструкций.
Появилась "комбинированная" мебель: раздвижные столы, столики и бюро с выдвижными и откидными столешницами, стулья и столы, трансформируемые в библиотечную лестницу. В в качестве материала для парадной мебели использовалось розовое или красное дерево, позднее его сменила фанеровка из ореха и светлые породы дерева (черешня, груша, клен, тополь и ясень), полосатый репс и цветастый ситец в качестве обивки. Этот период получил название "эпохи светлого дерева".
В начале XX века бидермейер оценивался негативно и трактовался как «мещанский». Ему действительно были присущи такие черты, как интимность, камерность, сентиментальность, поэтизация вещей, что и привело к такой оценке. Вместе с тем этому стилю есть за что отдавать предпочтение. Удобство, функциональность предметов, классические формы, яркость тканей – художественный стиль приближен к потребностям человека и устроенному быту, и придется по сердцу и нашему современнику.