Мудрое время все расставляет по своим местам. Многое из того, что когда-то ценилось на "вес золота" - благовония, хрустальное стекло, пряности - с течением времени становилось все более и более доступным, обыденным и "вхожим" не только в богатые дома... По большому счету, в мире осталось не так много вещей, неизменно являющихся олицетворением истинной роскоши на протяжении всей истории цивилизации. И вот одна из таких вещей,
которая по-прежнему кружит головы обладателям утонченного вкуса, желающим и в прямом, и в переносном смысле слова обогатить интерьеры своих квартир и домов шедеврами, - ковер из шелка.
Магическая аура ковров из шелка, авторство которых в равной степени принадлежит и природе, и человеку, не ослабевает вот уже более 3000 лет. Впервые они появились в Китае, в IV веке до н.э., и изготавливались сначала исключительно для украшения покоев китайских императоров. В это время мир уже вовсю занимался ковроткачеством. Малая Азия, Персия и Индия, Закавказье
и Средняя Азия освоили ковровый промысел. Разнообразные по размерам, формам, рисункам и качеству эти ковры объединяло только одно - все они изготавливались из шерсти.
Но в далеком и загадочном Китае к тому времени уже освоили производство волшебных шелковых нитей и делать из них непревзойденные нежные тончайшие ткани и удивительно красивые, легкие и прочные ковры. Около 2200 лет тому назад шелк проник в Персию, а потом и в Европу, и Китай утратил шелковую монополию не только в производстве шелковых тканей, но и в производстве шелковых ковров. Теперь их изготовление наладили в двух провинциях Персии - Тавризе и Исфагане. Однако это расширение "шелковой" географии
почти не отразилось на покупательских предпочтениях - в мировой шелковой иерархии Китай так и остался державой номер один, а Великий шелковый путь навсегда вошел в мировую историю как символ одного из наиболее могущественных, влиятельных и культурных государств мира, каким был Китай в ту эпоху.
Центром мирового притяжения Поднебесную империю сделала именно она - ровная, тонкая и блестящая шелковая нить, "ключ", навсегда открывший миру непревзойденные по красоте ткани и ковры. Возможно, такому положению вещей поспособствовал не только многовековой опыт китайских шелководов, но и капризный характер тутового шелкопряда, любящего умеренный климат, существующий на планете в узком диапазоне широт.
Разумеется, мир признал шелковые ковры одним из эталонов утонченности и изысканности не без причины - здесь именно тот случай, когда внешняя красота материала неразделимо соединилась с великолепными потребительскими качествами. И даже самые подробные рассказы о том, как рождается шелк, не меняют нашего отношения к нему, как к настоящему чуду.
Конечно, всем известно, что материалом для шелковой нитки служат нити кокона тутового шелкопряда, но мало кто знает, что для производства шелкового ковра используется только треть длины нити кокона, потому что именно эта треть отличается необыкновенным блеском и однородностью. Для получения шелковой нитки несколько таких тончайших нитей кокона - грежей - скручивают вместе.
В отличие от шерстяных собратьев, которые сегодня изготавливаются как ручным, так и машинным способом, настоящий шелковый ковер, как и много веков назад, делается исключительно вручную. Ни одна машина не в состоянии конкурировать с чуткостью и ловкостью рук ткача, обеспечивающих невероятную плотность плетения, являющейся одной из важнейших характеристик прочности и долговечности ковровой ткани. Чтобы оценить ее, нужно знать количество узелков на один квадратный метр. И если в шерстяных персидских
коврах ручной работы их количество может равняться миллиону, то в китайских шелковых коврах эта фантастическая цифра возрастает вдвое!
Впрочем, такая плотность плетения имеет свои, обусловленные волшебными особенностями шелка, причины. Тонкость шелковой нити такова, что с ней не может поспорить никакая, даже самая тонкая шерстяная нить. И именно благодаря этим 2 млн. узелков на квадратный метр шелковые ковры приобретают плотность шерстяных ковров ручной работы, оставаясь при этом значительно более легкими по весу. Легкость шелкового ковра может колебаться в зависимости от того, из чего сделана его основа - она может быть шерстяной,
хлопковой, льняной или шелковой. Разумеется, нити шелковой основы должны иметь большую толщину, чем нити ворса. Этого добиваются, сажая маленького "ткача" - шелкопряда на диету из дубовых листьев.
Такой имеющий шелковую основу ковер приобретает статус элитного, что, конечно же, предполагает и очень высокую цену. Это диктуется не только высокой стоимостью самого шелка, но и тем, что ручной труд по их изготовлению необычайно кропотлив и имеет очень большую временную протяженность. Как уже говорилось выше, плотность шелкового ковра может составлять 2 млн. узелков на кв. метр. А далее самый опытный ткач, имеющий большую скорость плетения, способен завязать в день примерно 7000-10 000 узелков.
Нетрудно подсчитать, что для изготовления одного квадратного метра шелковой ковровой ткани требуется сто восьмичасовых рабочих дней!
Конечно, в наши дни отношение к шелковым коврам несколько изменилось - сегодня они все в большей степени воспринимаются не только как предмет роскоши, но и как настоящие произведения искусства. Становлению такого взгляда шелковые ковры в немалой степени обязаны тем, что сегодня на их "полях" находят отражение не только традиционные китайские узоры, но и мотивы восточных и, в частности, персидских "медальонных" ковров в новой интерпретации, а также классический европейский дизайн, мотивы средневековых
гобеленов и авангардная европейская живопись. Все это стало возможным благодаря расширению палитры красок - к традиционной сдержанной гамме прошлых веков добавились яркие краски всевозможных оттенков в самых смелых сочетаниях.
Формы ковров также стали разнообразнее, и кроме привычных квадратных и прямоугольных, сегодня существуют круглые, овальные и многогранные варианты. Все шире используется очень эффектный прием - скульптурная стрижка, придавшая древнему искусству ковроткачества новый уровень художественной ценности. Но вне зависимости от того, имеет ли шелковый ковер традиционный, одинаковый по длине ворс или модную "скульптурную" стрижку,
он обладает удивительным притяжением, позволяющим рассматривать его часами. Шелковая поверхность ковра, в зависимости от угла зрения, времени суток, естественного или искусственного освещения приобретает новые нюансы и поэтому всегда выглядит несколько по-разному - загадочный блеск, схожий с блеском граней драгоценных камней, вдруг сменяется бездонной, манящей "бархатной" глубиной, матовым отливом или подвижными волнами серебряного инея...
Шелковый ковер на стене, словно произведение живописи, можно рассматривать без всяких помех. Если же вы положили шелковый ковер на пол и при этом хотите, чтобы он десятилетиями не терял упругости ворса и первозданной яркости красок, не следует стелить его в "местах повышенной проходимости". Конечно, даже самый роскошный ковер должен "уживаться" с другими предметами обстановки. Поэтому если вы покупаете его для уже обставленной
квартиры или дома, очень важно правильно "вписать" его в цветовую гамму вашего интерьера. Но если в вашем новом жилище пока что имеются только голые стены, а какой-то экземпляр ковра, что называется, "запал в душу" - смело делайте именно его отправной "интерьерной" точкой.
Лучшим местом для него будут редко посещаемые гостиные и спальни. Шелковые ковры практически не вызывают аллергии, и поэтому очень подходят для детских комнат, давая возможность своим маленьким хозяевам часами играть на полу без всякого вреда для здоровья. К тому же плотная поверхность ковра не пропускает в глубину его ворса ни сора, ни пыли.
Они остаются на поверхности ковра и легко убираются обычным пылесосом. Шелковые ковры хорошо переносят и так называемую "сухую" чистку. Правда, если вы будете обращаться с ковром аккуратно, необходимость в ней возникнет чрезвычайно редко.
Несмотря на то, что история шелковых ковров измеряется тысячелетиями, всего четыре столетия назад даже в самых богатых странах просвещенной Европы ими владели исключительно особы королевской крови. Поэтому не стоит отказывать себе в удовольствии почувствовать себя августейшей особой и хотя бы изредка пройтись по нему босиком, чтобы во всей полноте ощутить ни с чем не сравнимые нежность и глубину его ласковой шелковой прохлады.
Автор статьи Шевченко Р.
***
В НАШЕЙ СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ
Потолочный фонарь не является фонарем в строгом "архитектурном" смысле этого слова. Это скорее удачная имитация, ставшая возможной и доступной благодаря современным материалам и технологиям.
***
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
ТЕМНОЕ - СВЕТЛОЕ
Компания GORENJE представила линейку бытовой техники, дизайн которой выполнен итальянской студией Pininfarina Extra. Отличительной чертой этих изделий является неожиданное сочетание шлифованного алюминия и черного блестящего стекла. Кнопки, ручки и все прочее, что могло бы отвлекать внимание, исчезло, остался лишь простой элегантный корпус. В черную декоративную панель холодильника-морозильника встроена сенсорная панель управления с дисплеем, которая обеспечивает внушительный набор функций.
При нажатии на сенсорный дисплей квадратная плоскость на панели превращается в прозрачное окно светло-зеленого оттенка, позволяя быстро просмотреть содержимое холодильника. Панель дверцы духовки на расстоянии кажется черной, но когда внутри зажигается свет, стекло становится прозрачным, и сквозь него видны готовящиеся блюда. Оригинально изогнутая алюминиевая ручка пересекает черную стеклянную плоскость, а сенсорный дисплей украшает верхнюю часть прибора. Духовка снабжена полностью выдвигающимися телескопическими
направляющими, которые позволяют без труда вынимать горячие противни.