За долгое время существования человечество придумало огромное количество cтереотипов, логику которых уже трудно понять. В попытке осознать окружающий мир человек пробовал его на вкус и на цвет, постепенно формулируя четкие суждения по каждому вопросу. Иногда он находил единственно верные ответы, а иногда ошибался, умножая коллекцию предвзятых выводов и заблуждений. Одно из самых распространенных заблуждений в области дизайна интерьера - это привычное представление о мрачности черного цвета.
То ли потому, что в природном окружении европейского человека ничего абсолютно черного нет, то ли по какой-то другой причине, но цвет этот всегда воспринимался как нечто загадочное и метафизическое. У многих он создает неприятные ассоциации и эпитеты - исчадие ада, цвет кромешной тьмы и бездны, безутешного горя. И, возможно, поэтому редко в чистом виде используется в интерьере.
Однако и черный умеет пленять сердца. Абсолютно не верно, что он обязательно делает интерьер безрадостным и непригодным для уютной домашней жизни, утверждают профессионалы. В нем более чем в другом цвете, заключена масса намеков и подтекстов: философских, литературных, эмоциональных и художественных. Он, как никакой другой, останавливает взгляд, концентрирует на себе внимание, заставляет задуматься. Он изменчивый, разный, никогда
не бывает одним и тем же. Один модельер описал это многообразие так: "Существует множество оттенков черного: нежный черный - вуали, матовый и печальный черный - крепа, интенсивный королевский черный - бархата, богатый черный - тафты, строгий - шелка, струящийся черный - сатина, радостный и официальный черный - лака. Он ни печальный, ни радостный, это выправка и элегантность, он совершенный и непреходящий. Ему противишься так же вяло, как и ночи".
Черный - превосходный фон практически для любого предмета. Вспомните витрины ювелирных магазинов. Точно также в "бриллианты" превращаются любые предметы, даже самые простые и непритязательные, расставленные на фоне черной стены. Контрастный черный цвет стен идеально очерчивает контуры предметов, делая их законченными и возводя до уровня произведений искусства, заключенных в рамку. Острее заявляя о своем лидерстве, на фоне черного столы, стулья и кровати становятся более значительными и самоценными, каждая деталь интерьера приобретает особое значение и смысл. Яркое становится еще более ярким, светлое - еще более светлым.
Если черные стены способны добавить интерьеру нарядности и торжественности, то черный пол обладает удивительным свойством делать пространство вокруг себя более легким и прозрачным. В ситуации, когда стены и потолок белые или почти белые, черный пол кажется бездонным озером под ногами, зрительно увеличивая высоту помещения. Диаметральная противоположность этих двух цветов, отталкивая друг от друга разно крашенные поверхности, заставляет светлые стены растворяться и парить над темным полом. Этот
контраст рождает ощущение воздушности и безграничности пространства, в то же время черный пол обязательно сосредоточивает внимание в нижней плоскости помещения, композиционно организуя отдельные его части. Мебель, даже хаотично разбросанная по комнате, благодаря магнетизму черного пола уверенно стоит на своих местах. Каждый произвольный поворот кресла воспринимается как тщательно продуманный ход.
В отличие от пола, который выделяет и обыгрывает единичные обособленные предметы, черный потолок, наоборот, может сыграть роль связующего звена, консолидируя разрозненные объекты. Беря интерьер под крыло черного потолка, мы получаем возможность компоновать предметы практически любого размера, цвета и стиля, настолько этот элемент выразителен и силен в своих декоративных качествах. Черный потолок в комнате становится, безусловно,
главным и довлеющим, он держит интерьер, отодвигая все прочие компоненты на второй план, так что их количество и очертания, какими бы они ни были, не могут разрушить целостность композиции.
Свойство быть центром и стержнем любого интерьера черный цвет сохраняет и тогда, когда используется в небольших дозах. Черный объект, даже будучи в полном одиночестве среди светлых или цветных собратьев, сразу обращает на себя внимание. Пользуясь этим, дизайнер легко может расставить нужные акценты. Черный предмет- это всегда событие и главный герой интерьера, он задает тон и настроение всему пространству. К тому же черные вещи обладают подчеркнуто скульптурной формой, что делает их еще более
привлекательными и заметными и выключает из общего визуального строя. Именно поэтому черные предметы интерьера, также как и черная одежда, ценятся людьми с утонченными и эстетическими вкусами. Вот, например, позиция главного модельера Дома "Gucci" Тома Форда: "Я люблю черное. Вы убираете цвет и оставляете форму в чистом виде".
Конечно, выбрать его превалирующим цветом могут только отъявленные оригиналы, ибо в больших количествах он может навевать мрачное и подавленное настроение, поглощать свет и уменьшать пространство. Однако для контрастного подчеркивания и выделения других цветов он хорошо как никакой другой. Черный - это нейтральный цвет, он подходит ко всем краскам, холодным и теплым. На его фоне они "звучат" особенно ярко и выразительно. В качестве дополнения он сочетается с любым цветом, исключая разве что
пастельные и прозрачные тона.
Классическое сочетание черного и белого - неиссякаемый источник художественных идей, произведений искусства, эффектных интерьерных решений. Черно-белая графика, будь то шашечка керамического пола или текстильный рисунок диванной обивки, помимо сугубо эстетической ценности обладает определенным эмоциональным содержанием. Резкая и многократная смена контрастных цветов создает атмосферу энергичную и слегка нервозную.
Ритмичность и напряженность графических элементов, может быть, не очень уместны в оформлении детской или дамского будуара, но вполне подходят артистической натуре, для которой умиротворение и спокойствие лишены всяческого очарования. Черно-белые интерьеры всегда современны, в них часто используются высокотехнологичные материалы: пластик и стекло. Особенно стильно в подобных декорациях выглядят большие черно-белые фотографии,
которые, похоже, никогда не выйдут из моды.
Выступая, как равный партнер в дуэте с каким-то другим интенсивным цветом, черный каждый раз моделирует новую ситуацию и проявляется в ней неожиданным образом. Например, в паре с золотыми элементами (от позолоты подсвечников до золотистых переливов паркета) он становится удивительно спокойным и царственным. Если к черному добавить светло-зеленого,
то он покажется совсем другим - свежим и прохладным. А черный и красный - это вообще классика, очень чувственное и располагающее сочетание, к которому охотно прибегают современные дизайнеры.
Черный цвет может прижиться в любом интерьере: минималистичном и роскошном, современном и классическом, аристократическом и фольклорном. Хорошо смотрится в комнатах в авангардном стиле, которые не будут постоянно использоваться в повседневной жизни. На его фоне интересно выглядят восточные мотивы, крупные разноцветные узоры. Лакированная мебель угольного цвета придаст помещению роскошность.
Он может приобретать разные свойства: быть легким, ярким, торжественным, спокойным, энергичным и нежным. Его может быть много или совсем чуть-чуть, он способен стать фоном или центральной фигурой. Суть не в этом. Главное достоинство черного цвета состоит в том, что он может быть красивым, и поэтому имеет право появиться в интерьере любого дома, подарив ему немного своего экзотического, сверхъестественного и ошеломляющего очарования.
Автор статьи Шевченко Р.
***
В НАШЕЙ СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ
Квартира в стиле неоклассики. Элегантное, респектабельное и статусное пространство, не лишенное комфорта, сочетающее в дизайне традиции и их современное прочтение.
***
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
КОЛЛЕКЦИЯ MARTINEZ OTERO - ЕЩЕ РАЗ ДИСЦИПЛИНА
Люк Пиарсон и Том Ллойд, основатели лондонской дизайн-студии, в которой царит военная дисциплина, создали для Martinez Otero коллекцию мебели Horizon. Концепция Horizon - это новый взгляд на гибкость. Предметы соединяются зеркалами, которые увеличивают пространство. Простой обман зрения создает впечатление объема. Коллекция очень официальна и неформальна одновременно. Набор модулей эклектичен, но способен выразить индивидуальность создателя. Критики к тому же отмечают чрезвычайно высокое качество
обработки материалов и любопытные нюансы, например, срезанные углы ящиков.