Само определение «колониальный» происходит от латинского
слова «colonus» - колон, так называли древнеримских поселенцев, арендаторов
земли обычно на окраинах империи, в провинции.
Колониальный стиль в интерьере возник в эпоху морских экспедиций, открытия
и завоевания новых земель, когда Британия, Франция, Голландия, Испания
расширяли свои собственные владения за счет присоединения новых территорий.
Эта эпоха характеризовалась взаимопроникновением культур: европейцы принесли
на «туземные» территории свою культуру, а позаимствовали у местного населения
некоторые особенности их образа жизни, устройства жилищ и их внутреннего
убранства.
Колонизаторы строили на завоеванных территориях новые города с европейской
архитектурой, католические соборы, корабельные порты и крепости. С другой
стороны, туземный быт, вначале воспринимавшийся европейцами как экзотика,
оказался во многом оправдан из-за климатических особенностей завоеванных
территорий. А, поскольку, территориями надо было управлять, в новых землях
появились целые европейские поселения, быт которых представлял собой смесь
привычных европейских правил и местных традиций. В первую очередь это
коснулось архитектуры жилых строений и их внутреннего убранства.
Процесс колонизации территорий Африки, Азии и Латинской Америки приблизился
к своему завершению в конце XIX столетия. И тогда же, примерно, в Европе
становится популярным иметь в доме некоторое количество экзотических предметов,
вывезенных из тропических стран.
Значительную лепту в популяризацию колониального стиля внесла Англия в
викторианскую эпоху. В тот период колонии приносили Британии огромные
доходы. А служба в колониальных владениях становилась все более престижным,
и, не менее доходным, делом для молодых англичан. Обустраиваясь там семьями,
с комфортом и роскошью на долгие годы, они привыкали к местной экзотике,
находя ее удобной для жизни в жарком и сухом, таком не похожем на их туманную
родину, климате.
В самой метрополии в это время в моду все больше входила
колониальная экзотика, появились даже постройки в духе таких веяний. А
уж жилые интерьеры стремительно заполнялись привозимыми из-за моря предметами.
В результате мода на колониальную экзотику сделала британские интерьеры
эклектичными. Резная индийская мебель могла в них соседствовать с инкрустированной
марокканской, а японские ширмы — с африканскими масками. Эклектичность
интерьеров традиционного английского дома, общеизвестный факт, но, вещи
там, десятилетиями уживаясь друг с другом, создают некую новую гармонию,
их противоречия постепенно сглаживаются, создавая новый стиль «английского
коттеджа».
В наше время колониальный стиль в интерьере вновь обретает
популярность: в моде эклектика, творческое совмещение подчас несовместимых
предметов, но в результате создающих оригинальное и очень декоративное
оформление жилого пространства. Однако, в наши дни колониальные элементы
декора сочетаются с современными отделочными материалами и техникой.
Для традиционного колониального стиля характерна, сориентированная вокруг
гостиной,
планировка. Насыщенное воздухом свободное пространство разделяется на
зоны условно: с помощью разных уровней пола
или потолка, плетеных ширм, раздвижных перегородок,
экранов из ткани или колонн.
Отделка лаконична: белые стены, фактура которых напоминает
грубую штукатурку, потрескавшуюся глину или покрытый побелкой камень.
Пол можно выложить керамической плиткой или природным камнем, а можно
покрыть выбеленными, как будто под солнцем, досками.
При создании колониальных интерьеров вообще следует использовать
природные материалы — дерево,
глину, бронзу, кожу,
керамику. Цветовая гамма тоже должна соответствовать природным оттенкам:
охра, золото, терракота, цвет состаренного дерева, оливковый. Мебель,
как правило, имеет простую, лаконичную форму. В основном она выполнена
из вручную обработанного дерева, потемневшего и потрескавшегося от времени
или сплетена из ротанга, бамбука, даже тростника. Много плетеных деталей
– это еще одна примета колониального стиля, когда даже в отделке деревянной
мебели используются искусно сплетенные вставки. Но, как дань европейскому
стремлению к комфорту, плетеная мебель имеет мягкие подушки со сменными
чехлами. Обтягивающая их ткань, обычно, цвета натурального небеленого
полотна или покрыта крупным растительным рисунком.
Пол, как правило, покрывают коврами,
сплетенными из растительных волокон. А окна от яркого света закрывают
бамбуковые жалюзи.
Для спасения от палящего солнца в тропическом климате используются
ставни, в нашем же случае можно сделать их имитацию. Поскольку плетенка
в любом проявлении – неотъемлемая часть стиля, можно использовать тонкие
деревянные решетки или любые плетеные полотна, которые по краю оформляются
в деревянную раму. Затем раму можно повесить на окно, закрыть ею батарею,
сделать из нескольких рам ширму или подвесить на струну к потолку, получив
мобильную перегородку.
А, натянув между двух деревянных рам полупрозрачную ткань, можно сделать
переносные экраны, которые закроют окна или разделят на зоны жилое пространство.
Создавая колониальный интерьер, стоит подумать о еще одной важной его
части – тропических растениях, таких как пальмы или бананы. А разместить
их лучше в емкостях из тоже традиционной для этого стиля терракоты.
Стильными аксессуарами в подобных интерьерах являются сундуки,
кожаные и плетеные чемоданы, дорожные корзины и саквояжи, они как бы олицетворяют
«кочевую» жизнь давних своих хозяев – первых европейских поселенцев. В
более позднее время, утратив «транспортные» функции, они превратились
просто в удобное и декоративное хранилище вещей.
Веяния времени, новые технологии и материалы несколько
видоизменили традиционные колониальные интерьеры. Плетеная, по-прежнему
из ротанга мебель, теперь может быть покрыта белым лаком, что делает ее
более легкой и изящной, в силуэтах мебели преобладают геометрические формы,
появились деревянные каркасы и подлокотники - мебель стала более европейской.
Бамбуковые жалюзи тоже ушли в прошлое, их сменил легкий и гигиеничный
пластик. Но, по-прежнему, такие интерьеры легко узнать: они наполнены
светом, воздухом, в них светлые натуральные ткани, плетеные ковры, кадки
с пальмами по углам. А популярность их объясняется тем, что они уютны,
экологичны и очень удобны для жизни.
Автор Сомова М.
***
О том, что такое «пэчворк», что увлекаются им не от бедности,
что это тоже своего рода искусство работы с тканью, и, наконец, в каких
интерьерах его можно использовать – об этом в следующей статье.
***
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
И еще «светские новости» - дизайнеры, создающие светильники,
сделали необычный вариант в виде вазы, которая светится, когда в нее поставлен
цветок, если его убрать, ваза-светильник погаснет.
Источник: журнал «Новый век»
***
АНОНС! ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ, СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИИ ПОМЕЩЕНИЙ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ