Обычай декорировать дом посудой уходит корнями в далекое
прошлое, причем в разных культурах, на Западе и на Востоке, он был одинаково
популярен. Например, в Китае посуде, ее рисунку, размещению в доме и церемонии
подачи на стол отводилась важная роль. А в кухнях и столовых Прованса,
домах Голландии
и английских
коттеджах специально подобранная посуда хранилась на навесных полках
и в застекленных шкафах, правда, назывались они по-разному. Так во Франции
специальные посудные шкафы назывались дрессуары, а в России – буфеты и
горки.
Конструктивно они могли отличаться, а могли иметь много
общих черт, но роднило их то, что посуда, выставленная на полках, не была
предназначена для повседневного использования. В лучшем случае, ее использовали
в праздники, а чаще всего эта дорогая и красивая посуда служила украшением
столовой, гостиной или кухни, являясь своеобразной гордостью хозяйки дома
и даже подтверждением социального статуса семьи.
Ведь от того, насколько дорогую посуду могла себе позволить семья, определялось
и ее материальное положение, и, соответственно, уважение соседей. Не зря
в русском языке бытует с давних пор выражение «едят на золоте и серебре».
Но оно, видимо, возникло тогда, когда на Руси еще не знали фарфора, потому
что эта экзотика, привезенная с первыми морскими экспедициями на Восток,
ценилась в средневековой Европе дороже золота.
Иметь фарфор
мог позволить себе не каждый французский аристократ, но, если же он приобретал
фарфоровый сервиз, то хранил его на видном месте в столовой или в застекленном
шкафу, дверцы которого для верности еще оснащались и бронзовой решеткой.
С тех пор такие стилизованные посудные шкафы используются и в современных
интерьерах. А посуда, хранящаяся в них, подбирается по колориту и стилю
к обстановке столовой, потому что ее основная роль не служить атрибутом
обеденного стола, а украшать собой комнату. Посмотрите, как гармонично
дополняет интерьер бледно-зеленая посуда за стеклом буфета в классической
столовой.
Европейские мореплаватели везли на родину и китайские
фарфоровые бочонки с крышками, которые использовались в Китае хранения
всевозможных сыпучих продуктов или сушеных трав. А теперь такой в прошлом
утилитарный фарфоровый предмет является антикварным раритетом и может
быть использован в современном интерьере как восточная экзотика.
То, что для китайцев было бытовой утварью, европейцы
использовали как дорогое украшение своих домов. Китайские фарфоровые тарелки
с подставкой ставились на буфетные полки или комоды. И теперь такой способ
установки декоративного фарфора встречается очень часто.
Позже в Европе появились, ставшие вскоре очень популярными,
китайские расписные вазы, которые устанавливались на специальный деревянный
постамент и стоили целое состояние. Традиционная китайская роспись за
многие столетия мало изменилась: тончайшие линии, полупрозрачный рисунок
бледных пастельных тонов изображал пейзажи, животных и птиц, растения
или тонкие ажурные узоры сложного орнамента.
Декоративный китайский фарфор изменился со временем,
но до сих пор он ценится за тонкость и четкость рисунка, лаконичность
формы. Например, настенные квадратные тарелки на фото с их далекими предками
– старинными тарелками - роднит только восточное происхождение и изящество
художественного оформления.
С тех пор, как европейцы создали фаянс, пытаясь воспроизвести
китайский фарфор, а затем раскрыли и сам секрет производства фарфора,
посуда, в том числе и декоративная, стала одним из самых распространенных
украшений интерьеров даже в небогатых домах разных стран. Причем национальное
своеобразие просматривалось в колорите, орнаменте и рисунке. Вот, например,
датские настенные тарелки с изображением собак, сцен охоты или деревенских
пейзажей. На стену их надо повесить несколько, можно разного размера,
но гармония их между собой все-таки должна соблюдаться.
Английский костяной фарфор с момента его изобретения
очень ценился в Европе. Он славился тонкими стенками и превосходным белым
цветом. Английские мастера впервые обнаружили благородное изящество чисто
белой посуды. А для рисунка англичане стали использовать пастельные краски
– розовые, нежно-голубые, все оттенки шоколада – которые на белом фоне
выглядят особенно нарядно.
В английских коттеджах настенные тарелки тоже висят на
стене по несколько штук, как правило, составляя набор или серию. Надо
заметить, что англичане – непревзойденные мастера цветочных рисунков,
может быть из-за туманов и короткого лета. Их пышные букеты из роз абсолютно
не вульгарны, наоборот, есть в них что-то аристократическое, напоминающее
пышное многоцветье английского сада.
Посуда в домах
Средиземноморских городов выполнена в ярком, солнечном колорите. Сочные
краски, растительный рисунок или незамысловатый орнамент, как и немного
грубоватое исполнение – все это непременные атрибуты столовых и кухонь
южного побережья Европы.
А вот итальянские дизайнеры создают своеобразную декоративную
посуду. В ее формах и колорите видится отдаленное сходство с древними
амфорами. Такой, как на фото, набор сосудов для хранения масла и трав
станет украшением вашей кухни, особенно красиво он будет выглядеть в сочетании
с натуральным деревом мебели, кирпичной, каменной или изразцовой отделкой
стен.
Новые интерьерные стили: минимализм,
хай-тек
тоже используют декоративную посуду, но она очень своеобразна. Эта посуда,
как правило, монохромна: черного, белого цвета или натуральных оттенков
терракоты. Для нее характерна простота формы и практически полное отсутствие
декора. Посуда в таких интерьерах ставится на открытые полки рядом с книгами,
аппаратурой.
И, если минимализм просто отказывается от украшательства и лишних деталей,
то высокотехнологичные интерьеры превозносят красоту материала, из которых
выполнены немногочисленные декоративные аксессуары: нержавеющая сталь,
сплавы меди, стекло и даже бетон. Например, своеобразной формы бронзовые
кувшины, как будто пришельцы из другой цивилизации, возможно, придутся
по душе любителям современных технологий и неординарного дизайна.
Автор статьи Сомова М. М.
***
Если при слове мини-кухня вам представляется маленькое
по площади пространство, в котором ютятся бытовая техника и минимум мебели,
- вы ошибаетесь. Что несет это понятие в его современной трактовке, вы
узнаете в нашем следующем выпуске.
***
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Дизайнер фирмы Noria Франк Нуово предложил новое оформление
мобильных телефонов линии Vertu, воплощающее «мобильный аристократизм».
В отделке телефонов используются платина, белое и желтое золото, сапфировое
стекло и мягкая кожа.
Источник: приложение Weekend N118
к газете Коммерсант.
***
АНОНС! ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ, СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИИ ПОМЕЩЕНИЙ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ