В современных интерьерах стекло используется все более широко: дверные вставки и двери
целиком из стекла, столешницы и полки, витражи и зеркала,
прозрачные лестницы и ванны-аквариумы. Реализуя
свои самые смелые фантазии, человек уже создал из стекла пол, под которым летают птицы, дома-кристаллы, зеркальные небоскребы
и дворцы, похожие на гигантские парники. Не говоря уже о стеклянных "мелочах быта": замысловатых плафонах светильников,
посуде и декоративных аксессуарах. Прозрачное и матовое, пластичное или с блеском острых граней, стекло в разных проявлениях
используется в доме - изделия из него одновременно и функциональны и красивы. Конечно, можно представить себе дом без стеклянных
деталей (за исключением окон), но это будет
достаточно скучный дом.
Изменяя свой облик, стекло вписывается в любой интерьер: от антикварного
до хай-тека. И, если первый использует его
преимущественно в качестве декоративных деталей высокой художественной и исторической ценности, то второй - чаще в качестве
элементов мебели или деталей обстановки:
стеклянные двери, лестничные перила, межкомнатные перегородки, "призрачная" мебель и т.д. Но, все-таки чаще всего стекло украшает
интерьер именно в виде декоративных аксессуаров, это характерно для большинства стилей:
вазы разнообразных форм и размеров, бокалы, графины и кувшины, подсвечники, пресс-папье и пепельницы. Стекло может даже имитировать
букеты, в которых тончайшие листья-лепестки создают солнечные блики, и, глядя на них, вы как будто слышите тихий мелодичный
звон.
Самое известное и первое в истории производство стекла возникло в Венеции, куда образцы сирийского и византийского стекла были привезены еще крестоносцами. В 1291 году стеклодувные мастерские перенесли на один из северных островов лагуны - Мурано, чтобы обезопасить Венецию от частых на таких фабриках пожаров. Но главной причиной изоляции было все же желание сохранить в тайне рецепт производства стекла, была даже назначена смертная казнь каждому, кто выдаст его чужеземцам.
В период Ренессанса, утонченная
роскошь быта венецианской аристократии вызвала бурное развитие новых технологий и создание прекрасных произведений мастеров-стеклодувов.
Появилось молочно-белое стекло, из которого делались тяжелые чаши и дорожные фляги, оно украшалось медальонами с цветной эмалью.
Создается стеклянная мозаика и стекло, подражающее по цвету
и фактуре нефриту, сердолику, малахиту. В тончайшее, прозрачное стекло вводятся золотые нити, цветное стекло комбинируется
с бесцветным, в толще прозрачного стекла возникают фантастические фигуры и цветы, перетекающие вновь в прозрачное стекло.
Кажется, не было ничего недоступного венецианцам, настолько было высоко их мастерство, близка и понятна была им его природа.
До сих пор стекло из Венеции ценится в мире за изящество, тончайшую работу и высокий художественный вкус мастеров. Например, люстра из муранского стекла с лампами-свечами, окутана как тончайшим кружевом прозрачными стеклянными завитками. Ее подвески, как капли чистейшей росы, сочетаются с пурпурным стеклом, напоминающим замороженные ягоды.
А вот пресс-папье в виде черепахи с радужным акварельным рисунком - эти фантастические цветы на черепашьей спине, поражают четкостью и многоцветьем красок. Невольно вспоминается картинка из детского калейдоскопа, завораживающая своими неповторимыми и яркими узорами.
Стеклянная мозаика, придуманная когда-то венецианцами, и сегодня находит своих почитателей. Как изящна эта ваза из черно-золотой мозаики, когда маленькие кусочки стекла наклеиваются специальным составом на прозрачную вазу-основу.
Вслед за Венецией создаются стеклодувные мастерские и в других городах Европы. Так в лесистых областях Богемии и Германии льют вначале грубоватое и неочищенное от естественных примесей буро-зеленоватое стекло, называемое "лесным". Чаще всего из него делают хумпены - бокалы для вина или пива. Украшались такие бокалы росписью разноцветными эмалевыми красками. Пройдет несколько веков и богемское стекло станет непревзойденным по качеству и красоте, а европейские марки Villeroy &Boch , Daum, Baccarat - всемирно известными производителями высококачественных изделий из стекла и хрусталя.
Все разнообразнее становятся способы обработки стекла и сама его цветовая гамма. Его насыщенные или нежные пастельные тона поражают своим разнообразием и чистотой цвета. Например, набор винных бокалов "Аметист" - нежно-лиловых оттенков с матовым кружевным рисунком, как будто воспроизводящим рисунок инея на морозном стекле.
Или сочно-рубиновые графины, кувшины и вазы. Когда-то давно для получения красного стекла использовали сплавы золота, и этот торжественный, парадный цвет, цвет королей, могли позволить себе только очень богатые люди. Спустя века пурпурное стекло перестало быть редкостью, но не потеряло и своей привлекательности. Рисунок на нем, нанесенный точным резцом мастера, витые линии рельефа на поверхности и тонкий ободок позолоты у основания - все изящно, красиво, нарядно.
Сочетания стекла и позолоты - прием давно известный, но как роскошно смотрятся сапфирового цвета бокалы для вина с широкой золотой каймой, переходящей в узор по краю бокала. Не зря этот набор получил название "Медичи", действительно возникают ассоциации с величественными замками, глубокими тонами бархатных платьев с высокими воротниками, отделанными тонким кружевом, с суровым временем роскоши, благородства и вероломства.
Сочетание стекла и серебряных накладок - ножек бокалов, ручек и крышек кувшинов - это тоже дань историческим традициям. В средневековых замках кубки и кувшины для вина "укреплялись" серебром для придания прочности.
Затем серебряные детали становились все сложнее и тоньше в исполнении и приобрели, наконец, только декоративное значение. И пусть в современных изделиях литое серебро заменяется посеребрением - нанесением тонкого слоя серебра на сплавы металлов, например, мельхиор, само произведение от этого не становится менее изящным и безупречным с художественной точки зрения.
Украсит практически любую столовуюи
ваза "Обезьянки". Ее оригинальная форма, сочетание матового стекла и серебряных фигурок понравится и детям, и взрослым.
Стеклянная посуда широко используется и в нашей повседневной жизни. Прозрачное с нежными рельефными узорами,
напоминающее кусочки льда, или яркое и цветное стекло в нашей кухне
или столовой - это не только удобная посуда, но и прекрасное декоративное украшение.
Автор статьи Сомова М.
***
Камин, - как правило, центральная часть интерьера и именно он задает тон в комнате, где установлен, а иногда и в доме в целом. Читайте об этом в нашей следующей статье.
***
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
В московском магазине марки Baccarat на Третьяковском проезде появились новые коллекции светильников из хрусталя классического и современного стилей, которые включают не только роскошные люстры, но и "сопутствующие" предметы: бра, канделябры, подсвечники.
Источник: приложение Weekend N74 к газете Коммерсант
***
АНОНС! ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ, СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИИ ПОМЕЩЕНИЙ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ