В Словаре Даля "сундук" определяется как слово, имеющее татарские корни и означает "укладка, вольный ящик".
Даль пишет также, что русские мастера изготавливали сундуки так, чтобы они помещались один в другой, как матрешки. "Сундуки
и короба - коренная русская утварь" - пишет он.
Ларь, в отличие от сундука - европеец. И, хоть по сути, ларь и сундук практически ничем не отличаются: и
тот и другой - это емкость в виде ящика с крышкой для хранения вещей, национальные особенности у них все же имеются. Российские
сундуки носили более утилитарный характер, их использовали для хранения и перевозки вещей. Особое внимание уделялось прочности,
а не украшению. Когда сундук использовался в качестве мебели
(кровати, лавки), его старались покрыть холстом или домотканым ковриком.
Ларь отличается от сундука повышенным вниманием к декору. Так лари, или, вернее, обломки ларей найденные
в захоронениях Египетских фараонов, были отделаны перламутровыми инкрустациями и бирюзой.
А в Древнем Риме лари-кассоне, их еще называли флорентийские лари, были самой распространенной мебелью в
доме. Их украшали резьбой и росписью. Такие известные итальянские живописцы, как Ботичелли не считали зазорным для себя покрывать
живописью стенки домашних ларей. Итальянские лари-"кассапанки" имели спинки и подлокотники и являлись уже прообразом дивана.
Ларь был основной мебелью еще в античной Греции, но греки, придавали бытовой роскоши мало значения, исповедуя
культ физического здоровья и красоты. В отличие от общественных зданий, греки украшали свои дома значительно меньше.
В средневековой Европе лари и сундуки тоже были основной мебелью как в замках рыцарей, так и в домах горожан.
Они служили столами, скамьями и кроватями. Первые лари здесь выдалбливали из целого куска дерева, значительно позже стали
делать из отдельных панелей, скрепляя их гвоздями, а для большей прочности обивали ларь снаружи полосами железа. Средневековые
деревянные лари и сундуки практически не украшались, может быть только небольшими накладками из бронзы: в разоренной междоусобными
войнами Европе было не до роскоши.
Утвердившийся в замках готический
стиль оказал влияние и на внешний вид сундука: теперь его переднюю панель покрывают геральдические резные барельефы, изображения
зверей и сцены рыцарской охоты. Именно тогда ларь стал образовывать новые разновидности мебели. Часто их ставили друг на друга
- так возник прообраз шкафа, а глубокие сундуки, дотянуться до дна которых было сложной проблемой обзавелись выдвижными нижними
ящиками - это уже появился комод.
Развитие ларя шло в двух направлениях: в сторону увеличения, как переход к шкафу, и в сторону уменьшения
- маленькие ларцы выполняли функции кошелька, незаменимы были для хранения драгоценностей, письменных принадлежностей, а в
дороге были просто самой необходимой вещью. Еще уменьшаясь, ларь стал шкатулкой, которая не только предназначалась для хранения
ценных мелочей, но и для украшения дома.
Деревянные дорожные ларцы вскоре для удобства перевозки стали делать плоскими и называть чемоданами. А сделанные
из мягких материалов - кожи и ткани, ларцы
переродились в саквояжи и кофры.
Породив такое большое количество разнообразной мебели и предметов быта, лари и сундуки сами ушли в тень,
стали на какое-то время анахронизмом и были выселены в кладовые. Только в деревенских домах сундуки еще долго продолжали хранить
одежду многочисленной семьи или копить приданое невестам.
И сейчас при слове "сундук" или "ларь" многие вспомнят экспонаты краеведческого музея или деталь обстановки,
виденную в фильме о деревенской жизни позапрошлого века. Мало кому повезло увидеть "живьем" старинный бабушкин сундук, в котором
содержались "сокровища", доступные внукам только в присутствии самой бабушки, а их извлечение и рассматривание превращалось
в увлекательный рассказ, почти сказку, о бабушкиной молодости, в которую трудно было поверить.
Но, к счастью, мода скоротечна - известные дизайнеры сейчас считают что время безделушек-однодневок проходит,
и желательно, чтобы предметы мебели, составляющие ваш интерьер имели свою историю. Это вовсе не значит, что надо в обстановке
использовать только антикварные вещи, конечно,
замечательно, если в жилом пространстве вашего дома присутствуют предметы, связанные с несколькими поколениями вашей семьи,
хранят ее традиции и стиль жизни, как, например, этот замечательный украшенный серебряными накладками деревянный сундук. Следы
времени не только не портят его, а придают определенный шарм. Такой сундук способен стать "изюминкой" интерьера, даже неким
стилеобразующим элементом современной квартиры.
Но если таких вещей не осталось в вашем доме или они вас не устраивают, можно создать интерьер из новой мебели
или вещей авангардных, в конструкции или декоре
которых использованы свежие дизайнерские находки, но, главное, чтобы сама вещь была узнаваема, "имела корни".
Поэтому теперь все чаще современные вещи заимствуют элементы старинного быта. Возвращаются в городские квартиры
сундуки и ларцы, занимая потерянные ранее авторитетные позиции. Но сейчас они вместо чисто утилитарной функции хранилища одежды
выполняют и декоративную роль, придавая жилью неповторимый колорит. Эти заново открытые старинные вещи ставят в гостиной,
используя в качестве журнального столика или просто в качестве необычного декоративного предмета. Например, деревянный сундук
с бронзовыми инкрустациями способен обычному интерьеру придать роскошный вид.
Те же бронзовые инкрустации и тонкий полупрозрачный рисунок в виде сложного орнамента на красной тисненой
коже сделают сундук элегантным украшением будуара.
А покрытый восточным тонким шерстяным ковром
ручной работы - килимом, большой сундук станет центральным декоративным элементом вашего деревянного загородного дом, задав
определенный тон в подборе его обстановки.
Ярко-красный деревянный сундук с бронзовой бабочкой - чем не прикроватная тумбочка в спальне?
Если вы предпочитаете популярные сейчас интерьеры в восточном стиле, то два красных ларя, расписанных драконами
и покрытых лаком - просто находка для вас. Восточный колорит комнате, где на почетном месте разместится эта ларцовая композиция,
заранее обеспечен.
Не совсем обычный, а скорее совсем не традиционный по форме сундучок или ларец, обитый мягкой шелковой тканью,
с кистями вместо ручек станет оригинальным хранилищем всевозможных мелочей в вашей спальне, а его необычное оформление и высокие
тонкие ножки - подставки, безусловно, привлекут внимание к этой мебели, как будто пришедшей из далекого прошлого, из средневекового
замка, например.
Поклонникам минимализма понравится
плетеный сундук. Отсутствие декора в нем, как бы "проявляет" красоту формы и натурального материала из которого он сделан.
Автор статьи Сомова М.
***
Балдахин почитали знаком счастливой судьбы и символом власти средневековые рыцари, китайские мандарины, индийские
махараджи и русские князья. Сегодня достаточно пролистать любой журнал по интерьеру, чтобы убедиться: в моду вновь входят
спальные гарнитуры с балдахинами. Читайте и смотрите в нашем следующем выпуске.
***
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
В "Room.Design Service" на Тверской-Ямской появилась первая коллекция детской мебели класса люкс. Это совместный
проект итальянских дизайнеров и московской студии дизайна.
Источник: "Коммерсант Weekend", 16 апреля 2004.
***
АНОНС! ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ, СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИИ ПОМЕЩЕНИЙ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ