В жилище древнего человека
шкуры убитых им зверей составляли основу "бытового комфорта" (насколько это понятие может быть к тем условиям применимо).
Но самые первые дошедшие до нас свидетельства широкого использования кожи в интерьере жилья получены из раскопок в Египте.
Там еще во времена Древнего царства расцвет ремесел начинался с кожевенного производства. К сожалению, до нас не дошли предметы
мебели той эпохи, сохранились лишь их фрагменты
и то, благодаря погребальному культу египтян, по которому полагалось при погребении снабжать усопшего всеми "необходимыми"
предметами.
Первая деревянная кровать, сделанная в Египте, имела вместо матраца натянутые полоски кожи. Обивались кожей
и сиденья кресел. Затем появилась технология тиснения кожи и нанесения на нее рисунка красками и позолотой. С тех пор кожаные
обивки и аксессуары из нее: шкатулки, обитые тисненой кожей, лари, кожаные ширмы, а затем и книги в кожаных переплетах стали
непременным атрибутом интерьеров дворцов Рима и замков
средневековой Европы.
С тех пор прошли века, человек научился не только использовать созданные природой материалы, но преобразовывать
их по своему вкусу до неузнаваемости, более того люди научились создавать искусственные материалы с самыми невероятными свойствами.
Но кожа и мех на протяжении многих веков не теряли популярность: мода на них никогда не "пропадала" надолго, а периодически
возвращаясь, приносила новые плоды.
Так появлялись новые технологии выделки кожи, окраски, новые качественные и долговечные красители и новые
приемы "состаривания", позволявшие из блестящего новодела создать потертый антикварный шедевр.
Расширялся ассортимент используемых в мебельном производстве кож. Если еще два века назад это были в основном
дубленые бараньи и коровьи шкуры, в том числе марокканская кожа, то теперь разнообразие кож поражает: от телячьей и свиной,
кожи ягненка и оленя, буйвола и крокодила до кожи питонов, тапиров и даже рыб.
С развитием химии и новых технологий, созданием необходимых для выделки реактивов, красок и покрытий, процесс
производства кожаных обивок не стал полностью автоматическим, особенно для эксклюзивных моделей мебели, которые обиваются
кожей высочайшего качества с использованием ручной выделки. Другим достоинством мебели такого класса является кропотливая
работа мастеров по выпиливанию деревянного каркаса, обивке и созданию всей внутренней конструкции. Стальные пружины натягиваются
вручную, конский волос и утиный пух, которыми набиты сидения, делают их мягкими и позволяют долгое время не терять объема.
Ручная работа в производстве мебели высокого класса ценится так же высоко, как и в других отраслях, где создаются
шедевры: будь то ювелирное дело, ковроткачество
или роспись фарфоровой посуды.
Предметы мебели с использованием кожи со времен египетских фараонов стали делать в разных странах на разных
континентах. Конечно, культурные традиции, особенности быта и представления о красоте накладывали отпечаток на формы и стили
мебели, выбор кожи и приемы ее выделки.
По-своему красивую и высококачественную кожаную мебель можно сейчас найти везде. Но неким историческим эталоном
все же остаются кресла и диваны из Англии XIX века. Для более полного соответствия этому эталону англичане теперь всю кожу,
которая идет на обтяжку мебели, подстаривают. Мягкая и эластичная, кожа буквально обтекает форму предмета, а ее текстура и
окрас может, например, имитировать текстуру и окрас дерева, из которого изготовлена мебель.
Символом английской респектабельности служит и непревзойденный "честерфилд". Мебель этого стиля делается
из красного дерева, тиса или дуба с использованием "визитной карточки" стиля - кожаной обивки в виде "стеганки". Рельефные
и выпуклые спинки диванов, кроватей и кресел как бы "простеганы" множеством гвоздей.
Английская мебель в колониальном стиле имеет индийский акцент: кожа с оттенком виски, крупные точеные ножки,
массивное дерево с бронзовыми накладками и подушки с кожаным кантом по краю.
В Швейцарии и Австрии для обивки мебели традиционно используется кожа буйволов. Она имеет своеобразный с
мелкими "морщинами" рельеф и большую толщину, а специальная выделка придает ей исключительную мягкость. Формы такой мебели
должны быть подстать величавой мощи этих крупных животных. Такая мягкая и нежная на ощупь мебель производит впечатление солидности
и основательности, а с годами становится еще благороднее.
Немецкую кожаную мебель отличает функциональность. Лаконичность минималистских, футуристических и "хай-тековских"
форм прекрасно сочетается с качественно выделанной кожей. А гармония мягкой и теплой, как будто живой, кожи с хромированными
изящными и холодными каркасами создают неповторимое ощущение смешения стихий, как "лед и пламень".
Очень красиво выглядит современная мебель с металлическим каркасом отделанная сплетенными полосками свиной
кожи. Простые на первый взгляд, минималистские конструкции, единственным декором которых является кожаная "плетенка", станут
настоящим украшением современного интерьера. Надо заметить, что свиная кожа обладает уникальным свойством: при боковом освещении
"плетенка" как бы насквозь светится, создавая ощущение конструкции, пронизанной воздухом.
Итальянская кожаная мебель заслуживает особого внимания. Истоки ее дизайна лежат в английской классике,
но итальянцы вносят в него некий дух свободы и вольнодумства: чуть более свободные пропорции, более тонкие цветовые оттенки.
Помимо классики, в Италии бережно воспроизводят модели, созданные конструктивистами
начала XX века, например, диваны и кресла Ле Корбюзье.
Есть модели входящие в серии, например, мебель, в декоре которой присутствуют конские головы, элементы упряжи
или охотничьи мотивы. Помимо мебели, как таковой, эти серии объединяют и зеркала,
и лампы, и даже обтянутые кожей холодильники с одинаковой отделкой.
Используя модную ныне эклектику,
итальянские дизайнеры сочетают в одном гарнитуре кожу буйволов, питонов, замшу с металлом и прозрачным стеклом. И надо отдать
им должное, все это органично совмещается.
Огромные кожаные диваны-удавы, легкая и изящная кожаная "плетенка" из тонких ремешков, редкая с изысканным
рисунком "птичий глаз" кожа, роскошные стенные панели и кабинеты
в которых кожа соседствует со шпоном вяза и с позолоченными или посеребренными набивками на углах - все это сделает ваш дом
комфортным, а офис - респектабельным.
Декоративную роль кожаной обивки в интерьере легко оценить - попытайтесь мысленно "переодеть" мебель в ткань,
путь даже самую дорогую - получатся добротные, но вполне обыкновенные вещи. В коже они олицетворяют состоятельность и социальный
статус владельца, а, старея, добавляют в обстановку благородство и аристократизм, как передаваемое по наследству родовое поместье.
Автор статьи Сомова М.
***
Художественная выразительность мозаичных панно и рисунков достигается не только сложностью рисунка, но и
разнообразием материалов, его составляющих. В нашем следующем выпуске вы узнаете, из чего производятся
крохотные кусочки мозаики, и какие свойства их отличают.
***
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Специализированная выставка "Мебель России-2004" в пятый раз пройдет с 17 по 21 февраля в СК "Олимпийский".
Источник: газета ExpoReport, №1(11), 2004
***
АНОНС! ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ, СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИИ ПОМЕЩЕНИЙ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ