Для русского человека обильная трапеза - неотъемлемая часть счастливой жизни. Чисто русское выражение "чтобы
стол ломился" достаточно точно отражает гастрономические пристрастия наших соотечественников. Причем вкушать все это великолепное
изобилие они предпочитают в компании друзей, родственников, сослуживцев, а, иногда и случайных знакомых.
Недаром хлебосольство - такая же хорошо известная национальная черта, как и русская удаль. Существует версия,
что этим мы обязаны климату и географическим особенностям страны: в старину дойти или доехать до расположенного в сотнях верст
жилья, да еще в стужу или сырость, было непростым путешествием. Поэтому традиционно любому путнику обязательно предоставляли
ночлег и досыта кормили. Даже в тяжелое время неурожаев и голода, находили возможность поделиться кровом и едой. А уж во времена
благополучия, которых в истории страны было достаточно, обсуждение меню многочисленных трапез и чаепитий было основной заботой
рачительной хозяйки русского поместья.
Дореволюционные поваренные книги - это вообще гимн гастрономическим изыскам! В предлагаемых рецептах блюд
продукты не экономили, а обеды готовили не только для членов семьи, но и с запасом на случай неожиданного прихода гостей.
Умение продумать домашние и званые обеды, тщательно и со вкусом сервировать стол, следить за хранением в чистоте столовых
принадлежностей (серебра и фарфора, скатертей и салфеток) ценилось в хозяйке дома также высоко, как и умение поддержать беседу,
создать теплую и доброжелательную атмосферу во время обеда. И теперь сервировка стола это проявление, прежде всего, художественного
вкуса хозяйки, ее фантазии, необходимой для украшения, когда в ход идет все от цветов и свечей до бантов из ткани.
Но основными составляющими сервировки все же являются скатерти и салфетки, фарфоровая или фаянсовая посуда, стекло, хрусталь
и столовые приборы (ложки, вилки и ножи всевозможных размеров и форм).
Как театр начинается с вешалки, так и декор стола начинается со скатерти и салфеток. Наших прабабушек учили
строго следовать определенным правилам использования столового белья. Под скатерть, например, полагалось подстилать мягкую
и тяжелую ткань, например, фланель, которая не давала скатерти скользить и смягчала стук тарелок и приборов. А белую парадную
скатерть полагалось туго крахмалить и заглаживать на ней в центре складку, которая укладывалась точно посередине стола. Строго
регламентировался и цвет скатерти: так парадной,
как мы уже говорили, должна быть скатерть белоснежная и плотная, а для чаепития или завтрака рекомендовались цветные или вышитые
скатерти. При этом столовое белье, как и постельное, готовилось перед свадьбой в приданое невесты и заказывалось в монастырях,
где оно вышивалось, отделывалось кружевом, вязаными вставками или мережкой.
Приемы отделки столового белья, как и традиционные материалы - хлопок и лен, пришли к нам из далекого прошлого.
Самым распространенным и старинным украшением является вышивка, которая по технике исполнения делится на гладь, вышивку крестом,
стебельчатым швом и позднее появившимся "рококо", когда нитка накручивалась на иголку, а в результате на ткани появлялись
туго скрученные рельефные спиральки, образующие цветочный рисунок. Многоцветный растительный узор вышивали шелковыми нитями,
и на скатерти распускались нежные маленькие букетики ландышей, фиалок, ромашек или сочные алые маки, среди которых "летали"
вышитые райские птички. Вышивка "гладью с настилом" предполагала несколько слоев цветных нитей, и тогда рисунок приобретал
рельеф и мог переливаться за счет просвечивающего нижнего слоя.
Помимо вышивки, традиционно русским украшением столового белья считается плетеное на коклюшках тончайшее
кружево и мережка - это тоже вышивка, но нитками, обычно в тон ткани, по полоскам образованным на скатерти, когда часть ниток,
составляющих ткань, из нее выдернуто. Из-за такой технологии мережка на скатерти образует только геометрические узоры, а плетеное
кружево может украшать скатерть в виде отдельных фигурных вставок или прошв (вшитых полос), или пришиваться по краю. Тонкая
филигранная работа, сложный ажур, непревзойденная по изяществу исполнения ручная работа придает скатерти вид настоящего произведения
искусства.
В XVII веке в Европе появилась техника вышивки "ришелье", когда переведенный на ткань рисунок обшивался плотными
стежками шелком или хлопковыми нитями, а затем пространство между вышивкой аккуратно вырезалось, образуя сложные и очень нежные
кружевные "острова" на полотне скатерти. В России ришелье стало очень популярным в период модерна:
медальоны, отдельные цветы или растительные мотивы украшали столы в начале прошлого века. А для чаепитий и на дачных верандах
в это же время использовались вязаные крючком скатерти, под которые подкладывалась ткань, иногда контрастного цвета.
Стремительный двадцатый век, с его тягой к минимализму
принес пластиковые и стеклянные столешницы, а скатерти заменил салфетками под приборы. Причем салфетки были не только из ткани,
но из тонких деревянных палочек и тростника.
А потом скатерти вновь стали входить в моду, но вместо ткани и кружевных полотен появилась их имитация из пластика или синтетики
- их легче мыть и совсем не надо гладить. Правда, как всякая имитация, для торжественных случаев такие скатерти не подходят.
Натуральные ткани вновь вернулись на наши обеденные столы, но обычно их отделка теперь уже не столь дорога и трудоемка: рисунки
наносятся краской или вышиваются на машине. А с появлением прочных, не линяющих красок, скатерти стали сочного, насыщенного
цвета. Такую однотонную скатерть, меньшего размера можно положить поверх большой белой и стол станет ярким и торжественным.
Сейчас самыми распространенными тканями для столового белья по-прежнему остаются льняное полотно и плотный хлопок, имеющий
блестящую поверхность с вытканным матовым рисунком - дамаст. Цвет скатерти нужно выбирать в зависимости от колорита интерьера
столовой и в гармонии с цветом посуды на
столе: чем ярче интерьер и посуда, тем светлее и более однотонной должна быть скатерть. И, наоборот, скатерти насыщенного
густого цвета (сочно-красного, цвета малахита или темной бронзы) прекрасно оттеняют белый фарфор и хрусталь, в котором отражаются
мерцающие свечи. Помимо популярных льна и дамаста, есть и более дорогие варианты. Например, светло-золотистая камчатная скатерть
из шелка напоминает о времени Людовика XV. На ее фоне гармонично смотрятся серебряные приборы и изящные подсвечники в стиле
барокко.
Но белые скатерти все же непревзойденный и поныне фаворит праздничного стола. Плотное белоснежное полотно с редкой
изящной вышивкой, например, серебристыми нитками - незаменимый атрибут свадебного стола. А белый фарфор, серебряные с тонкой
позолотой приборы, хрустальные подсвечники и букет белых лилий дополнят эту торжественную композицию.
Автор статьи Сомова М.
***
Читайте в нашем следующем выпуске: кожа и меха в интерьере как признак богатства и шика или
суровая необходимость создания теплой и уютной атмосферы в холодных российских квартирах.
***
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
В свет вышел новый каталог, открывающий серию "Архитектура. Технологии. Материалы",
подготовленную Союзом архитекторов России. В нем размещены проекты современных деревянных домов, представленные
архитекторами и производителями из разных регионов. В издании указаны адрес, телефон, e-mail каждого участника.
***
АНОНС! ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ, СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИИ ПОМЕЩЕНИЙ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ