Архитектура Франции занимала начиная с конца XVII века вплоть
до начала XIX ведущее место в общем ходе развития западноевропейской архитектуры.
В этот период во французском градостроительстве рождаются новые архитектурные
стили,
утвердившиеся позднее с некоторыми национальными особенностями и в других
странах Европы. В соответствии с этими стилями меняются облики городского
дворца-особняка и загородного дворца-усадьбы.
В первой половине XVIII века салонная красивость, легкость
и непринужденность стали главным законом в стиле рококо, сменившем классику
и барокко. Рококо во Франции наиболее ярко выразилось в интерьерах интимного
характера, например, гостиных
и будуарах. В изящной декоративной разработке рококо устранялось все массивное,
сторогое и серьезное. В оформлении
жилых интерьеров выходит из употребления симметрия и четкость форм.
Декоративные детали, например, обрамления стенных панно, становились тонкими,
почти хрупкими. В интерьерах вводятся криволинейные, иногда ассимметричные
формы. Декорируются интерьеры всевозможными арабесками, цветами, легкими
гирляндами, входят в моду причудливо изогнутые раковины. Цветовая
гамма - нежная, перламутровая: белое с голубым, розовое с золотом.
Комнаты похожи на драгоценные шкатулки с витиеватой резьбой. Мебель в
них изящна и грациозна с гнутыми ножками, появляются новые ее виды: канапе,
шезлонг. В декоре
стен модны лаковая роспись с позолотой, живописные панно, а также
зеркала, расположенные друг напротив друга, что создает уходящие в глубину
зеркал иллюзии анфилад.
В соответствии со стилем рококо композиция парадных интерьеров
часто имела многоугольные и криволинейные формы: овальные
залы или помещения со скругленными углами.
В планировке особняков этого периода
уделяется большее, чем раньше, внимание удобствам: жилая
часть нередко оказывается отделена от парадной, вводятся
дополнительные коридоры для изолирования помещений.
Наружный облик даже весьма богатых дворцов того времени обычно
много проще, чем интерьер. Здания имели многоугольную
или овальную формы, с характерной легкостью архитектурных
деталей и скульптуры, украшавшей оконные и дверные наличники
и фронтоны.
Стилю рококо не суждено было просуществовать во Франции
больше нескольких десятилетий, в конце столетия его сменяет вновь вернувшийся
классицизм.
Тяготение к естественности и простоте в архитектуре ознаменовалось возвратом
к образцам древнегреческой
классики. В интерьерах того времени уже нет помпезной величавости.
В классическом
стиле построен Малый Трианон в Версальском парке, предназначенный
для частной жизни королевской семьи. Это вариант типичного дворянского
загородного дворца - с высоким парадным бельэтажем и низким мезонином.
Первый этаж заняли роскошная лестница и служебные помещения. Часть из
них помещалась также под окружающими дворец террасами, которые имели выходы
в сад.
В планировке дворца преобладают прямоугольные формы, кривые и
наклонные линии устраняются. Интерьеры Малого Трианона
разработаны в переходном стиле, здесь еще присутсвует
стиль рококо, но в гораздо менее пышном, более спокойном
варианте, со сдержанным декором.
В период Французской революции капитальное стрительство почти
прекратилось и возобновилось только в период консульства
Наполеона. Военный характер наполеоновской империи наложил
отпечаток на архитектуру и интерьер, сказавшись в жесткости
деталей и холодном блеске декора. Это время рождения
стиля ампир.
Декоративная обработка парадных ампирных интерьеров, как,
например, в Бурбонском дворце, отличается от дореволюционных стилей
господством прямого угла, контрастом между декоративными деталями - медальонами
и барельефами - и гладким фоном стен.
В декоре основными мотивами служили военная символика (знамена, оружие,
доспехи) и мотивы навеянные походами Наполеона (египетские сфинксы, скарабеи,
крылатые солнца). Но быстрый подъем капитализма во второй половине XIX
веке остановил развитие французского ампира.
А в Роcсии XVIII век - это эпоха реформ Петра I, сторительство
Петербурга. Бурно развивается градостроительство, архитектура
и искусства, создается Академия хедожеств. Если в начале
века задания только начинают штукатурить, то в середине
уже создаются дворцы Царского Села, сооружается Зимний
дворец. Строятся городские и загородные резиденции.
Загородные усадьбы - целые дворцово-парковые ансамбли
с регулярной планировкой и нарядными павильонами. Городские
дворцы возводились обычно в виде замкнутого блока с
внутренним двором. Фасады дворцов украшались колоннами,
лепными декоративными деталями, скульптурами. Праздничное
сочетание голубого цвета стен с позолоченными деталями
и белой лепниной создавало типичный для русской дворцовой
архитектуры того времени величественный образ.
Великолепны интерьеры Царскосельского дворца, в особенности его
Большой зал - с живописным плафоном, зеркалами, пышной золоченой резьбой
по дереву, скульптурой. Величественна анфилада дворцовых зал, соединенных
большими дверными проемами, обрамленными тонким золоченым резным орнаментом.
Роль деревянной резьбы в отделке дворцовых интерьеров
была очень велика, это характерная черта российского декора.
Так к середине XVIII века в сочетании национальных традиций и
опыта европейской архитектуры сложился национально-своеобразный
стиль русского барокко. В нем сочеталась пышная нарядность
интерьеров, украшенных росписью и позолотой, резьбой
и лепниной, колоннами и потолочными плафонами, мраморными
лестницами и скульптурой, с ясностью и простотой общей
архитектурной композиции.
С конца XVIII века и до второй половины XIX в архитектуре уже
главенствует русский классицизм, который стал единым
государственным стилем для всей России, охватившим все
виды сооружений от общественных зданий до городских
дворцов дворянства и загородных усадеб. Просторные анфилады
залов для балов и приемов развертывались в главном доме,
обычно двух- или трехэтажном. Жилые и служебные помещения
находились во флигелях и боковых крыльях, объединенных
с главным зданием галереями. В городских усадьбах обычно
имелся сад в глубине участка. Примером городской усадьбы
является дом Пашкова в центре Москвы.
Типичный пример загородной усадьбы в стиле русского классицизма:
усадьба представляла собой главный дом, украшенный колоннами
и широкой лестницей, в центре большого квадратного двора,
по углам которого симметрично размещены четыре флигеля,
соединенных оградой. К усадьбе примыкает обширный парк,
служебные постройки, церковь и деревня.
С внешней простотой зданий усадьбы контраституют великолепные
залы с тонкой деревянной резьбой, лепниной и позолотой, расписными цветными
плафонами потолков, зеркалами в резных золоченых рамах. Пол
отделан художественным паркетом из дерева ценных пород, стены
обтягивались специальными интерьерными тканями,
окна драпируются шторами. Мебель из массива благородных пород дерева,
украшена инкрустацией, добротная и изящная. В мебели используется древесина
ценных пород: вишни, карельской березы, ореха. Часто усадьбы имели зимние
сады с диковинными растениями.
Своеобразие классицизма
в России, помимо величественных памятников зодчества, в особой теплоте,
комфорте и удобстве усадеб. Основанные на творческом использовании классических
форм с учетом национального колорита, эти сооружения - произведения подлинно
русского искусства.
***
АНОНС! ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ, СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ
ПОМЕЩЕНИЙ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ