Эпоха Возрождения - эпоха перехода средневековой Европы
от феодализма к капитализму, положила начало новому
этапу в истории мировой культуры. В этот период зародилась
современная наука, были сделаны великие географические
открытия Колумба и Магеллана. Это эпоха великих мастеров:
Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Боттичелли,
Тициана.
Сам термин "Возрождение" (Ринашименто - на итальянском, Ренессанс
- на французском языке) появился в XVI в. в Италии и
описывал эту эпоху как время возрождения искусства после
средневековья, считавшегося временем полного упадка.
В основе формирования культуры Возрождения лежало возвращение
к великому наследию античности.
Своего расцвета культура Ренессанса достигла
в Италии, чья земля была насыщенна величавыми останками
античной архитектуры и искусства. Но, в отличие от античной
Греции, где условия быта и жизни человека считались
недостойными большого искусства, в эпоху Возрождения
в произведениях живописи и скульптуры утверждалась красота
земной жизни и быта того времени.
Архитектура тоже становится праздничной, жизнерадостной. Строятся
красивейшие дворцы - палаццо, определившие облик ренессансного
города. В композиции дворца важное значение приобретает
внутренний тенистый двор, связанный с улицей сводчатым
проездом, по периметру двор окружен галереями, ажурной
формы лоджиями. Палаццо украшала лепнина, ниши со скульптурой,
богато обрамленные окна в резных рамах.
Замечательна и отделка интерьеров дворцов: тонкая орнаментальная
резьба по камню и дереву, многоцветная роспись. Стены
украшались фресками, разноцветным мрамором. Цветной
мраморной плиткой, выкладывались и сложные рисунки на
полу.
Загородные дворцовые резиденции богатых
вельмож строились в окружении специально спроектированных
парков. Украшались они анфиладами "висячих садов", под
сводами которых таились гроты и водоемы.
Поражает великолепием архитектура дворцов
Венеции того времени, отличавшаяся необычайной живописностью,
богатым декором, применением дорогих отделочных материалов
(мрамор, смальта позолота). Здания строились из кирпича
и облицовывались дорогим камнем, обычно разноцветным
мрамором, привозимым морскими путями. Здесь, где ценилась
каждая пядь земли продумана отделка каждого камня: сходы
тротуаров к воде, цветные мраморные ступени, бесчисленные
мостики через каналы.
Своеобразием архитектуры жилых домов Венеции являлось малое пространство:
дома строились на сваях, вплотную друг к другу, имели
несколько этажей. Такой дом состоял из нескольких квартир,
каждая из которых обычно располагалась на двух этажах:
на первом - кухня, кладовая и столовая, на втором -
две-три жилые комнаты. На первом этаже дома часто располагались
торговые лавки.
Эпоха Возрождения была временем расцвета прикладного искусства.
Шедевры живописи и скульптуры, созданные в этот период,
не могли не повлиять на предметы прикладного искусства.
Праздничность утвари, мебели, одежды, живопись в декоре
интерьеров - все это характерно для Высокого Возрождения.
Пример такого рода - лоджии Рафаэля, украшенные сюжетными
изображениями и прекрасными арабесками.
Мебель украшалась деревянной резьбой и живописными панелями.
В ее отделке использовалось и золочение. Основным предметом
мебели был кассоне - хозяйственный ларь, украшавшийся
инкрустацией из разных пород дерева, росписью и позолотой.
Сложной резьбой мастера краснодеревщики декорировали
столы и стулья, рамы для зеркал и картин. Шкафы покрывались
рельефом, копировавшим архитектуру и скульптуру того
времени.
Самым распространенным видом прикладного
искусства в Италии эпохи Возрождения была майолика -
керамика выполненная в специальной технике. Майоликовая
посуда отличалась живописным декором: медальоны с портретами,
сюжетные композиции, геральдические знаки. Нередко обычное
блюдо просто превращалось в картину.
В это время в Италии начинается фарфоровый
бум. Первый сосуд из фарфора привез в Европу Марко Поло
и с тех пор итальянцы долго и безуспешно пытались подобрать
рецептуру его изготовления. Пока, наконец не открыли
секрет восточного фарфора.
Возрождение коснулось всех видов искусства,
все известные к этому времени материалы в руках мастеров
получают второе рождение. Искусство мастеров по металлу
- бронзолитейщиков и ювелиров также достигает в эту
эпоху больших высот. Их чаши, канделябры и водолеи перекликаются
с архитектурными произведениями, напоминая иногда фасады
зданий того времени и по их примеру украшаются куполами
и колоннами.
Декоративные ткани в Италии производились
на Сицилии и в Венеции. Итальянское шелкоткачество считалось
лучшим в Европе. Тончайшие ткани с растительным рисунком,
сочные цвета бархата - все это украшало внутреннее убранство
дворцов знати и богатых купцов.
Находилось под сильным воздействием живописи
и производство шпалер, нередко известные художники создавали
эскизы гобеленов. Для усовершенствования производства
на фабрики приглашали фламандских ткачей. Сюжетные композиции,
занимающие центр шпалер обрамлялись каймой, составленной
из декоративных элементов - ваз и цветов.
Есть одна область прикладного искусства,
где Италия в эпоху Возрождения создала непревзойденные
образцы - это венецианское стекло. В Венеции производство
стекла было вынесено на остров в лагуне, из-за частых
пожаров на фабрике. Но производство изолировалось не
только из-за пожаров: был издан специальный указ о смертной
казни тому, кто выдаст секрет венецианского стекла.
Зеркала, сосуды для жидкостей, оконное стекло и великолепное
художественное стекло - бокалы, вазы, фляги, праздничные
кубки - все было превосходного качества. Крупные чаши
и дорожные фляги из молочно-белого стекла украшались
эмалевыми красками и медальонами, изделия из цветного
стекла подражали нефриту, сердолику, малахиту, тончайшее
прозрачное стекло с золотыми нитями или фантастическими
фигурами внутри - для мастеров Венеции невозможного
не было. Вывоз изделий из венецианского стекла был важнейшей
статьей дохода Италии.
Искусство в ренессансной Италии охватывало
самые разнообразные стороны жизни. Главенствующая роль
была за высоким искусством, и архитектурные ансамбли,
монументы, фрески в интерьерах общественных зданий и
соборов определяли и высокие художественные качества
мебели, тканей, бытовой посуды. Это можно сказать не
только о предметах интерьера во дворцах вельмож, но
и об утвари и предметах быта простых горожан.
***
АНОНС! ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ, СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ
ПОМЕЩЕНИЙ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ