В V в. копыта армий варваров похоронили
под собой не только Римскую империю, но и многочисленные
достижения античной культуры. Разрушив хорошо обустроенный
быт и богатые культурные традиции они отбросили развитие
своей цивилизации на несколько веков назад.
Средневековье принято считать мрачным
периодом в истории Европы. В городах быт был очень примитивен:
помои выливались прямо на улицу, люди в буквальном смысле
тонули в грязи (известен исторический анекдот - рыцарь
утонул на главной площади в грязной луже, будучи верхом
на коне).
Своеобразна архитектура того времени:
в городах ремесленники и беднота строили дома в несколько
этажей, очень близко друг к другу, а чтобы увеличить
"жилплощадь", достраивали "козырьки" над улицей, из-за
этого улицы были темные и очень узкие. Дома и улицы
освещались факелами, что часто вызывало пожары.
Богатые феодалы - от короля до баронов
- строили в своих владениях замки, каменные дома-крепости,
для жилья и обороны от врага. Замок обносили толстой
крепостной стеной со рвом. Жилые строения тоже возводились
из камня и были многокомнатными с обязательной центральной
залой и очагом, служившей и гостиной и столовой. Внутреннее
убранство дома было скудным. Пол был обычно земляным,
только в очень богатых домах мостился камнем, иногда
при этом выкладывался примитивный орнамент. В замках
постоянно тянуло сырость и холодом от булыжных стен
и земляного пола, который для тепла устилали соломой.
Каменные стены украшались и утеплялись коврами, вначале
привозимыми с Востока. Такой ковер был роскошью, многим
недоступной. И тогда в Европе развивается искусство
изготовления гобеленов - тканых ковров со сложными сюжетными
картинами.
Мебель средневековых замков (а трудовой люд мебели практически
не имел) была тяжелой, прочной и грубо практичной. Самой
универсальной мебелью был сундук, служивший скамьей
и кроватью дома, чемоданом в дороге. Из него же произошел
и шкаф - сундук вытянулся вверх, обрел дверцы и ножки.
Стул был не просто предметом мебели - по высоте его
спинки определялась знатность владельца. Стулья не имели
обивки, были жесткими с прямой спинкой. Кровати покрываются
балдахинами, больше не для украшения, а защиты от сквозняков.
Итак, мебель того периода примитивна и интересна только
с исторической точки зрения, т.к. цели украшения жилища
она не служила.
Конец XIV - начало XV веков - готический
период средневековья в Европе. Мрачные оборонные постройки
сменились яркими ажурными формами готики. В соответствии
с архитектурой в интерьере появляется роскошь. Полы
стали дощатыми или кафельными, иногда уже покрываются
коврами. Стены тоже облицовывают деревом, украшают росписью
ярких цветов и гобеленами. Особенно роскошны изделия
фламандских и бургундских мастеров: ковры, подушки,
шпалеры.
Окна начинают стеклить, занавесей на них еще нет, но появляются
витражи - картины из кусочков цветного стекла, которые, пропуская свет,
создавали ни с чем не сравнимую игру красок. Живопись в интерьере была
представлена только настенной росписью, позднее появляются портреты маслом
и гравюры.
Во Франции и Англии того времени центром интерьера становится
камин, в Германии та же роль принадлежит кафельным печам.
Деревянная мебель копирует готическую церковную архитектуру,
широко применяется резьба. И хотя сундук в обстановке
еще держит свои позиции, но все более популярен шкаф
и появляется буфет.
Сам готический стиль, породив развитие
ремесел, впоследствии почти не использовался, т.к. человечество
вновь обращается к античному искусству - в Италии начинается
период Возрождения.
В противоположность устремленным ввысь
линиям готики, в архитектуре, а вслед за ней и в мебели,
возвращаются спокойные и удобные горизонтальные формы.
Пространство жилого дома стали делить на зоны, в отдельную
от жилой зоны выделяют кухню.
В домах зажиточных горожан появляются кабинеты для хозяина. Цветовое
решение их спокойное, светлые стены, темная удобная
мебель. На окнах появляются шторы, жалюзи от солнца
и ставни для защиты жилья.
Совсем в другом стиле строятся загородные дворцы богачей. В них
сказывается мода на собирание произведений античного
искусства. Интерьеры дворцов украшают уцелевшие античные
статуи, фрагменты мозаик, мраморных рельефов. Во дворцах
широкие стрельчатые окна, мраморные полы и лестницы,
внутренние дворы с галереями, беседки в садах.
Итальянская мебель эпохи Возрождения, опираясь на античный стиль,
становится более легкой, подвижной, разнообразной и
богато декорированной. В мебели мастера стараются сохранить
естественный цвет и фактуру древесины, используется
резьба, инкрустация, позолота. Из сундука развивается
предок дивана - ларь-скамья с подлокотниками и спинкой.
Кровать, помимо балдахина, имеет занавески. Появляются
"авангардные" мебельные особи: стол на одной ноге, табурет
на трех ногах.
С эпохи Возрождения, по сути, и начинаются
знакомые нам виды европейской мебели, отсюда же берут
начало и приемы декорирования жилища, украшения интерьера.
Культура Средневековой Европы была своего
рода шагом назад по сравнению с античностью, однако,
именно она породила великую эпоху Возрождения, эпоху
научных открытий, изобретений и гениальных художественных
произведений.
***
АНОНС! ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ, СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ
ПОМЕЩЕНИЙ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ