Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Борис Салихов "Дизайн реальности."Как построить мечту", Андрей Нефедов "НЛП не работает, или управляй реальностью по-простому!"


 

"НЛП по делу" Семинар on-line

 

 

Адрес проекта:

http://www.humans.ru/

Ведущий проекта: 

Елена Шугалей

 

Выпуск 49

 

 

 

Борис Салихов "Дизайн реальности. Часть 3. "Как построить мечту"

Андрей Нефедов "НЛП не работает, или управляй реальностью по-простому!"

Вспомнить о главном. Приглашение на клубные занятия в С-Пб

Материалы сообществ

Сведения о тренингах

 

С НОВЫМ ГОДОМ И РОЖДЕСТВОМ!

От всей души - радости, счастья, любви и вдохновения в новом году!


«Дизайн реальности. «Как построить мечту»»

Борис Салихов

 

Сердечно поздравляем коллектив "Центра НЛП в Образовании" под руководством А.А. Плигина с Новым годом и Рождеством!

Спасибо вам за ваш вдохновенный труд от всего сообщества НЛП - новых творческих взлетов, вдохновения и счастья в новом году!

Материалы электронного журнала "Вестник НЛП" Центра

(Первую часть статьи можно прочитать в октябрьском номере «Вестнике НЛП» № 17)

(Вторую часть статьи можно прочитать в ноябрьском номере «Вестнике НЛП» № 18)


Чем полезны мечты?

Люди говорят, что "мечтать не вредно". Но сказать "не вредно" — мало. Мечты нам просто необходимы, иначе откуда бы мы брали свои цели?

Имеются ли у вас какие-либо проблемы с мотивацией? Например, ее недостаток или непостоянство. Если да, то вам полезно научиться мечтать.

Если придерживаться введенной в первой части «Дизайна Реальности» терминологии, здесь мы будем учиться создавать фиксированные намерения. Они естественны для человека, и без них не было бы устойчивой мотивации, так необходимой человеку в обществе. Полезные фиксированные намерения мы будем создавать путем мечтания.

 

Иерархии контекстов

Настоятель церкви прогуливался по территории своего храма. Он остановился возле трех работающих каменщиков, выкладывающих стену, и задал каждому из них один и тот же вопрос: «Что ты делаешь?» Первый каменщик сказал: «Я выкладываю стену из тяжелых камней». Второй сказал: «Я зарабатываю на жизнь для своей семьи». Третий сказал: «Я строю храм». Перед смертью священник назначил третьего каменщика настоятелем храма.

Хотя объективно каменщики находились в одной ситуации, они по-разному ее воспринимали, а значит, их субъективные реальности были разными. Введем следующие различения.

Словом "ситуация" будем называть объективную картину того, что происходит в определенный момент, в определенном месте. Словом "контекст" будем называть субъективное восприятие ситуации. Одна и та же ситуация является разными контекстами в восприятии разных людей. Даже для одного человека одна и та же ситуация в разное время может восприниматься как совершенно разные контексты.

По поводу объективной картины того, что происходит, то есть ситуации, люди могут прийти к согласию друг с другом. По поводу субъективного восприятия ситуации, то есть контекста, прийти к согласию значительно труднее, если не сказать, что невозможно.

Контекст возникает тогда, когда у человека имеется намерение (то есть решение что-то сделать). Намерение искажает восприятие, оно направляет внимание на важные объекты (относящиеся к намерению) и исключает неважные, а также эмоционально окрашивает восприятие ситуации.

Как и ситуации, контексты бывают разными по масштабу. В нашем примере у первого каменщика было самое узкое восприятие ситуации, у второго — шире, у третьего — самое широкое, поскольку оно включало в себя и гораздо больший промежуток времени, и большие пространственные границы.

Между разными по масштабу контекстами существуют иерархические отношения. Более крупные контексты обычно  влияют на то, что происходит в более мелких контекстах. А мелкие контексты включены как части в более крупные.

Контекст — это просто привычный способ восприятия ситуации. В течение жизни у каждого человека формируется много, хотя и не бесконечное количество, контекстов. Контексты определяют весь опыт человека в данной ситуации: и чувства, и действия, и мысли. Одни контексты дают человеку полезные мысли, действия и чувства, другие являются неполезными. Первые будем называть ресурсными контекстами, вторые — ограничивающими.

В следующем упражнении вы можете почувствовать перемену состояния, которая происходит при переключении из одного варианта восприятия ситуации на другой.

Упражнение «Ресурсный контекст».

1. Опишите проблемную ситуацию.

К какому контексту относится эта проблема? Какие есть подтверждения (факты, признаки...) наличия этого контекста в вашей жизни?

2. К какому более широкому контексту относится этот контекст? Что подтверждает наличие этого контекста?

Если нужно, повторите еще раз эти вопросы, чтобы выйти на ресурсный контекст (У).

3. На что в ситуации проблемы вы будете обращать внимание, чтобы замечать, что вы находитесь в контексте (У)?

4. Подстройтесь к будущему. Как вы будете ощущать себя в этой ситуации, когда вы в ней окажетесь в будущем? Что вы будете делать? Если новый опыт вас устраивает, переживите его как можно полнее.

Возможно, что после этого упражнения для получения доступа к состоянию перед входом в проблемную ситуацию вам потребуется произносить фразу: "В этой ситуации я хочу…" Но, скорее всего, этого даже не потребуется: состояние будет возникать автоматически.

Если так сильно меняется состояние при переходе из одного контекста в другой, то еще сильнее оно должно меняться, если выйти за рамки всех контекстов. За рамками всех контекстов появляется возможность ощутить свою сущность.

Переживание своей сущности

Однажды преуспевающий купец, разговаривая со священником, поведал о своем желании оставить суету, которой был занят до сих пор, и направить свои помыслы к Богу. Мне надо совершить хотя бы еще одно путешествие, а уж потом я смогу посвятить мою жизнь размышлению о Боге. "Мне надо отвезти персидскую серу в Китай, оттуда я повезу китайские вазы в Рим, затем мой корабль перевезет римские ткани в Индию, а оттуда я вывезу индийскую сталь в Халаб. Из Халаба я буду экспортировать зеркала в Йемен, а из Йемена доставлю бархат в Персию…" С увлечением он рассказывал все это скептически слушавшему его священнику.

Что мешает человеку ощущать свою сущность? То же самое, что искажает восприятие реальности, — его субъективные представления. Мы могли бы ощущать свою сущность, если бы устранили влияние привычных контекстов на наш опыт. Контекст дает ощущение знакомости, привычности, понятности, но одновременно — несвободы и нецелостности.

Влияние субъективного представления устраняется путем выхода за рамки контекста. Это можно сделать, либо перейдя к более широкому контексту с помощью вопроса: «К какому контексту относится этот контекст?», либо завершив намерение этого контекста, как мы это делали в первой части книги при расфиксировании направленности с помощью вопроса: «Что будет после того, как вы выполните это намерение полностью?»

Поскольку контексты включены один в другой, при выходе из одного контекста сохраняется влияние более широкого контекста. Надо выйти за рамки всех или за рамки самого широкого контекста, чтобы ничто не мешало ощущать свою сущность (сущностное состояние).  

Выход за рамки всех контекстов ощущается как свобода и целостность. Разные люди могут называть это состояние "любовью", "гармонией", "единством", "бытием", "покоем" и даже "переживанием соединенности с Богом". Все это — разные наименования  сущностного состояния. Это состояние дается каждому человеку от рождения. Только в нем человек может осознать свою сущность и сущность окружающего мира.

Жизнь в контакте со своей сущностью называется счастьем. Многие люди думают, что должны "заслужить" счастье путем достижения каких-то внешних результатов. Но никакие достижения не могут дать человеку сущностное состояние. Чтобы ощущать свою сущность, не нужно ничего, кроме желания ее ощущать.

Есть история про царя, который был очень богат, но не чувствовал себя счастливым. Он вызвал главного советника, и мудрец сказал, что у его проблемы есть решение. Для этого надо только найти рубашку счастливого человека. Все придворные слуги разъехались по государству, чтобы найти рубашку счастливого человека. Прошло время, и все слуги вернулись с пустыми руками, сообщив, что не встретили ни одного счастливого во всем государстве. Тогда царь понял, что у него осталась надежда только на себя. Он сел на коня и отправился на поиски за пределы своего государства. Много дней и месяцев он провел в безуспешных поисках и уже решил возвращаться назад, как вдруг заметил человека, который сидел у дороги и пел. Всадник слез с коня и рассказал этому человеку, кто он и куда едет. Выслушав, человек сказал:

- Я вполне счастлив. У меня есть все, что мне надо.

- Тогда выполни мою просьбу. Дай мне, пожалуйста, твою рубашку.

- Я бы с радостью тебе ее отдал, — ответил счастливый человек, — но разве ты не видишь, что на мне нет рубашки?

Из своего путешествия царь вернулся без рубашки, но он понял, что для счастья даже она не нужна.

Творческая мотивация

Если человека, выполняющего какую-либо деятельность, спросить о его намерении (для чего ты это делаешь?), а затем продолжать задавать этот же вопрос (для чего…?), то за первым намерением обнаружится целый ряд более глубоких намерений. Когда я задавал эти вопросы, довольно скоро внешние намерения (улучшить что-то в объективном мире) сменялись внутренними намерениями (улучшить что-то в себе, в своей субъективной реальности). Например: "Я хожу на работу (внешнее намерение) для того, чтобы чувствовать свою нужность (внутреннее намерение)".

Таким образом, опыт говорит нам, что люди действуют в конечном счете для того, чтобы улучшить что-то в своем субъективном состоянии. Это может показаться не только правильным, но и единственно возможным — действовать с целью улучшения своего состояния. Но что происходит, если человек своим состоянием полностью удовлетворен? Есть ли у него мотивация к деятельности? Другими словами, нас интересует, будет ли человек в состоянии счастья действовать? И если да, что его будет побуждать к действию? Это совсем не праздный вопрос, если вспомнить, что мы учимся мечтать о счастливой жизни или, может быть, даже жить счастливой жизнью.

Среди тех, кто отвечал на мои вопросы, я обнаружил людей с другим типом ответов. Все намерения, которые высказывали эти люди, были внешними. Как будто они не хотели ничего изменять в своем состоянии, а действовали исключительно для самих внешних результатов. Нельзя сказать, что эти люди были менее деятельны. Скорее, наоборот.

Когда же я просил их объяснить свое побуждение к действию, они, если и ссылались на внутренние переживания, предпочитали использовать слова «делаю…, потому что…» вместо слов «делаю… для того, чтобы…» Например, «Я делаю это (внешнее намерение), потому что люблю свою работу (внутреннее состояние)". Это привело меня к предположению о двух типах мотивации.

Первая — вынужденная мотивация — свойственна деятельности, движимой недостатком чего-то. Человека побуждает к действию желаемое состояние, которого в нём в настоящее время нет или не было бы без этого действия. Опыт человека в этом случае для него самого недостаточно хорошо управляем и гибок.

Вторая — творческая мотивация — свойственна деятельности, движимой интересом. В этом случае побуждает к действию настоящее состояние, в котором человек уже находится и в котором оставался бы без этого действия. Опыт человека, т.е. действия, мысли и чувства, при такой мотивации для него самого более управляем и гибок.

Чтобы определить тип мотивации человека в каком-то контексте, следует попросить его объяснить свои действия: "Объясните свои действия: для чего или почему вы их делаете?" В ответах на эти вопросы надо обращать внимание на связь внешнего действия и внутреннего состояния, а именно: считает ли человек внутреннее состояние следствием действия или причиной действия.

Обычно дети, когда играют, имеют творческую мотивацию. Поэтому они с неохотой отвечают на вопрос "для чего?" или "зачем?". Если их спросить: «Для чего ты строишь песочный корабль? Зачем ты рисуешь?» — они могут даже не понять вопроса. На вопрос "почему?" они ответят более охотно: «Потому что я капитан. Потому что мне нравится».

В замечательном стихотворении Агнии Барто «Милочка-копилочка» содержится пример детской мотивации такого типа.

МИЛОЧКА-КОПИЛОЧКА

Утром запонка пропала,
и от папы всем попало.
А когда пропал и галстук,
папа даже испугался…
…Все полезли под диваны,
двигать начали кровать,
шарить палками под ванной,
чемоданы открывать…
- Мила, Милочка, Людмила! –
мама Милочку будила.
Мила спрыгнула с кровати,
на ходу надела платье
и помчалась на подмогу
в башмаках на босу ногу.
Залезала под диваны,
рылась в печке и под ванной…
…Только вдруг раздался стук,
И у Милы из кармана
что-то выкатилось вдруг…
…Запонки и пробки,
бритва папина в коробке.
Не под ванной, не в диване, -
все у Милочки в кармане…
…Что ж ты лезла под диваны,
рылась в печке и под ванной?
И призналась Милочка,
Милочка-копилочка:
- Потому что интересно
лазить в печку и под кресло.

Бывает ли у взрослых людей творческая мотивация? Да, бывает у каждого человека, но в разной степени и не во всех контекстах.

Поэкспериментируйте: выберите контекст, в котором вам интересно делать то, что вы делаете, и другой контекст, в котором вы недовольны своими действиями. Проверьте свою мотивацию с помощью вопросов, приведенных выше. Почти наверняка вы получите разные типы мотивации.

Упражнение «Сущностное состояние».

Выберите ситуацию деятельности, в которой у вас есть проблема, трудность, неудовлетворенность чем-то или в которой отсутствует интерес и творчество.

Часть 1. Достижение сущностного состояния (расширение контекстов).

1. Подумайте о ситуации (деятельности). Чего вы хотите в этой ситуации?

2. К какому более широкому контексту относится этот контекст? Что подтверждает наличие этого контекста в вашей жизни? Эти вопросы повторяются до выхода в самый широкий контекст, охватывающий всю жизнь.

3. Каково намерение в максимально широком жизненном контексте? Представьте, что это намерение полностью реализовано. Какое следующее еще более важное желание у вас тогда возникнет?

Представьте достигнутым и его. Как вы назовете это состояние? Пусто — это будет (Х)

Позвольте этому состоянию наполнить вас и сохраняться, по крайней мере, до конца упражнения.

Часть 2. Закрепление состояния.

4. Определите признаки состояния (Х). Как вы его ощущаете в теле?

Какой внешний объект (или внутренний образ) ассоциируется у вас с состоянием (Х)?

5. Сохраняя состояние (Х), обращайте внимание на объекты, которые вас окружают сейчас, пока они не покажутся пронизанными насквозь этим состоянием.

Хотели бы вы иметь это состояние всегда как способ жизни?

Часть 3. Преобразование мотивации.

6. Вновь пройдитесь по цепочке контекстов. Если состояние (Х) будет присутствовать в вас всегда как способ жизни, как изменится для вас последний контекст и намерение в нем? (Затем предпоследний и так далее).

7. Как при этом изменяется для вас первоначальная ситуация и ваши действия в ней?

Объясните свои новые действия, выбрав форму: "Я буду делать это, потому что (или для того, чтобы)…"

Чувствуете ли вы теперь интерес, творчество, удовольствие в этой ситуации?

8. Спросите себя, согласны ли вы всегда сохранять состояние (Х) в данной ситуации?

Что вам надо знать о себе или о данной ситуации, чтобы быть в состоянии (Х)?

Мысленно представьте все трудности, которые могут возникать в данной ситуации, и то, как состояние (Х) помогает с ними справляться, сохраняясь в вас.

9. Подстройтесь к будущему.  Что вы будете делать и как будете себя чувствовать, когда вновь попадете в этот контекст?

Выполняйте это упражнение неоднократно, с разными контекстами. Не жалейте времени, чтобы насладиться сущностным состоянием. Открывайте для себя все новые глубины сущностного состояния

Однажды старая собака повстречала щенка. Щенок крутился на одном месте, пытаясь поймать свой хвост.

- Что ты делаешь? — спросила старая собака.

- Я понял важную истину, — ответил щенок, продолжая гоняться за хвостом, — Собачье счастье находится в хвосте. И я его обязательно схвачу!

- Когда я была молода, — сказала старая собака, — я тоже поняла, что собачье счастье — в хвосте. Но позже я поняла и другое. Мне не надо гоняться за хвостом, он и так всегда со мной.

Создавали ли мы сущностное состояние в этом упражнении? Думаю, вы согласитесь, что вы лишь открыли его в себе. Вы лишь направили внимание на ту часть опыта, которая у вас всегда была. Осознав его, вы сможете руководствоваться этим состоянием в своей жизни, и оно будет безошибочно направлять нас.

Сущностное состояние нам потребуется неоднократно, потому что это — идеальное состояние для мечтания. Посвятите еще немного времени тому, чтобы укрепить это состояние в себе, чтобы оно стало опорой в вашем дальнейшем развитии.

Упражнение «Освобождение сущностного состояния от условий».

1. Оставаясь в сущностном состоянии, ответьте на следующие вопросы:

(а) При каком условии сущностное состояние возможно в вашей жизни?

            (б) Возможно ли оно в отсутствии этого условия?

     Повторяйте этот шаг до тех пор, пока не будут исчерпаны все условия.

2. От чего зависит наличие сущностного состояния? Почему?

3. Что такое сущностное состояние? По каким признакам вы можете заметить в себе сущностное состояние?

Вопросы этого упражнения послужат укреплению сущностного состояния в вас. Найденные вами ответы будут вашими собственными открытиями, которые создадут уверенность в доступности этого состояния всегда, когда оно вам нужно.  Если вы проделаете это упражнение несколько раз, ваши ответы, возможно, будут изменяться вместе с развитием вашего понимания сущностного состояния.

Признаки сущностного состояния

По каким признакам вы сможете определить в себе наличие сущностного состояния? Имеется много общего в том, как переживается сущностное состояние разными людьми. Постарайтесь найти как можно больше этих признаков самостоятельно, хотя некоторые из них я сейчас могу назвать.

Восприятие внешнего окружения в сущностном состоянии широкое, панорамное, но при этом весьма четкое. В этом состоянии все, что есть в ситуации, замечается трезво и объективно, и ничего из воспринимаемого не выдвигается на передний план. При сохранении полного внимания глаза расслаблены. Такое восприятие в НЛП называется "мягким взглядом". Загляните в глаза ребенка, когда он в хорошем настроении, и вы непременно увидите этот "мягкий взгляд". Данный навык естественным образом в каждом из нас присутствует, нужно только его осознать и пользоваться им.

Следует заметить, что "мягкий взгляд" обычно сочетается с (а) оптимальным расслаблением тела — легкостью, свободной позой, отсутствием напряжения и (б) внутренним молчанием, т.е. отсутствием непроизвольного внутреннего диалога.

Эти признаки необходимо знать, чтобы приводить себя сущностное состояние, если его нет по каким-либо причинам.

 

Что такое мечта?

Есть одна детская шутка: "Закрой один глаз и подумай о своем самом большом желании… Готово? Ну, ты размечтался, одноглазый!" Люди часто проделывают с собой то же самое, когда не позволяют своим мыслям высоко летать. Наверное, они очень боятся разочароваться, и в этом неправы. Им незачем бояться своего воображения, если они будут относиться к мечтам, как к мечтам, а не как к свершившемуся факту.

В некотором смысле мечта — это часть деятельности, и в деятельности у нее есть свои функции — активизировать, мотивировать, указывать направление действий. Без стремления к идеалу не может быть устойчивой мотивации, поэтому построение мечты — это способ увеличить собственную активность. Мечта — это максимально идеализированный образ будущего, а потому максимально желаемый.

Герой классической русской литературы Обломов вроде бы постоянно мечтал, но не  собирался ничего делать. Его друг немец Штольц, напротив, был очень деятельным, но не мечтал. Мечтательность и деятельность не всегда противопоставлены так,  как показано в этом литературном произведении, — их соединение приносит замечательные плоды. Наверное, не случайно в настоящее время именно в Германии образ Обломова считают одним из самых значительных и позитивных литературных образов.

Мечта — это не некий невозможный вымысел и не просто субъективные переживания по поводу будущего. Мечта должна создавать картину будущей объективной реальности. Как и сама деятельность, мечта относится к миру объективной реальности, а иначе она не могла бы указывать направление деятельности.

Другая классическая история о мечтателе — повесть Александра Грина «Алые паруса». Мечта девушки по имени Ассоль сбылась. Но она, в отличие от Обломова, много вложила в свою мечту. Во-первых, она в нее верила. Во-вторых, как справедливо сказала одна участница тренинга, эта девушка, по-видимому, не сидела, сложа руки. Она ходила на базар и сделала все, чтобы люди знали об ее мечте. Без этого капитан Грей не узнал бы о ней и не догадался бы покрасить паруса в алый цвет. И в-третьих, если ее мечта сбылась, значит, она была хотя и далекой, но в принципе объективно возможной.

Мечта — это полное, детальное и идеализированное представление о таком объективно возможном будущем, которое может сделать человека счастливым.

Позволяя себе мечтать, мы узнаем, куда нам двигаться, чтобы жизнь приносила радость. Мы узнаем, чего мы на самом деле хотим. Каждый ли может похвастаться, что знает это?

К сожалению, многие люди так долго запрещали себе отрываться от "реальности", что не могут представить хоть что-нибудь, кроме того, что видят ежедневно. Их способность воображения становится скованной желанием знать "реальность", т.е. тем, что они считают реальностью.

Чтобы представить себе мечту, надо освободиться от обычных ограничений, которые владеют мыслью человека. Поэтому идеальное состояние мечтателя — это сущностное состояние, т.е. состояние свободы от привычного восприятия реальности. Если вы уже вышли из сущностного состояния, вернитесь в него с помощью следующего упражнения.

Упражнение «Настроиться на состояние с помощью объекта».

1. Найдите во внешнем или внутреннем пространстве объект или мысль, напоминающий о желаемом состоянии. Можно взять метафору этого состояния.

2. Заметьте ощущение (тон, “вибрацию”), исходящее от этого объекта или мысли, настройтесь на него, соединитесь с ним, почувствуйте его, позвольте ему распространиться в своем теле. Заметьте признаки полученного состояния.

3. Оставаясь в этом состоянии, перенесите внимание на внешнюю ситуацию. Что изменяется в восприятии окружения, когда вы в этом состоянии? Что дает вам его присутствие?

Для эффективного мечтания в этом состоянии голову слегка приподнимите, глаза направьте чуть выше линии горизонта и вдаль за него, расфокусируйте взгляд. Расслабьте позу, распрямите плечи, дышите верхней частью грудной клетки. Мысли направьте на будущее — на то, какая замечательная жизнь вас ожидает. Представляйте это будущее зрительно как можно более детально и полно. Надеюсь, вы почувствовали это состояние и сможете его воспроизвести, когда будете мечтать.

Упражнение «Визуализация мечты»

Выберите жизненный контекст, в котором вы хотели бы приоткрыть для себя желаемое направление вашего будущего развития.

1. Достигните сущностного состояния.

2. Оставаясь в сущностном состоянии, осознайте вашу жизненную ситуацию объективно. Что вас окружает, с какими людьми вы имеете дело, чем занимаетесь?  Оцените также то, как ситуация может развиваться в будущем, если в нее не вмешиваться. Все ли жизненные обстоятельства позволяют вам быть в сущностном состоянии? Определите реальные и потенциальные проблемы и трудности.

Что вы можете посоветовать себе сделать сейчас или в будущем, чтобы ситуация развивалась гармонично?

3. Представьте, какой будет ваша ситуация после того, как будут решены все выявленные проблемы. Заметьте, какие возможности откроются перед вами после этого.

Войдите в состояние мечтателя и вообразите самое прекрасное будущее, какое только можете представить, ничем себя не ограничивая. Визуализируйте мечту максимально полно и детально.

Ассоциируйтесь с мечтой и замечайте, как она помогает развиваться и укрепляться вашему переживанию сущностного состояния. Запомните все, что вы увидели и что поняли про свое желаемое будущее.

4. Выйдите из мечты и мысленно вернитесь в настоящую ситуацию. Осознайте объективную картину реальности. Заметьте, чем она отличается от мечты.

Упражнение «Постановка мотивирующих целей»

1. Выберите цель, которая на ваш взгляд является шагом в направлении мечты. Представьте, что вы ее осуществили в ближайшем будущем. Возможно ли это?

Приводит ли осуществление цели вашу жизнь к такому виду, который необходим для развития (или сохранения) сущностного состояния? Если нет, скорректируйте цель.

2. Визуализируйте детально и полно, какой будет ваша жизнь после достижения этого результата. Запомните это представление цели.

3. Вернитесь в настоящую реальность. Оцените реалистичность цели. Возможно ли ее достижение в настоящих объективных обстоятельствах?

4. Мысленно представьте процесс осуществления цели, проверьте, будет ли он приносить вам удовольствие. Как вы можете обеспечить себе это?

5. Подстройтесь к будущему. В какой ситуации в ближайшем будущем вы могли бы проверить эффективность поставленной цели? Мысленно окажитесь в ней и проверьте, как вы будете себя ощущать и что будете делать в этой ситуации.

Возможно, вас удивило то, как легко вам было скорректировать цель во втором упражнении, когда у вас уже была мечта. Цель, поставленная с опорой на мечту, не вызывает сомнений. Она вызывает желание делать все необходимое, чтобы соответствовать ей. Она заставляет «приподниматься на цыпочках» и, если это удается, приносит удовольствие, стимулируя дальнейшие усилия.

Подобно тому, как различаются гармоничные и дисгармоничные намерения, мы будем и цели называть гармоничными, если их реализация приближает нас к сущностному состоянию. Дисгармоничными будем называть цели, которые не ведут к сущностному состоянию или даже отдаляют от него. Гармоничная цель — это ближайший результат, который необходимо достичь в настоящей ситуации, чтобы приблизить себя к сущностному состоянию. Гармоничная цель — это шаг в направлении мечты.

Полный текст статьи >>>

Источник: «Вестник НЛП» № 19 "Центра НЛП в Образовании" под руководством А.А. Плигина

 

Сделай себе открытую бесплатную рекламу в сообществе НЛП — напиши статью в первый всероссийский электронный журнал «Вестник НЛП»

"НЛП не работает, или управляй реальностью по-простому!"

Андрей Нефедов

Для справки: НЛП - нейро-лингвистическое программирование - известная система повышения личной успешности.
Я встречал людей, которые от всего сердца верят во всемогущество HЛП. Знаю и других, которые утверждают, что HЛП не соответствует своим заявлениям.
Давайте разберемся. Перейдем сначала на сторону критиков.
Что они там видят? А то, что НЛП - не панацея от всех бед. По словам общепризнанного специалиста Роберта Дилтса, НЛП больше "…не является методом трехминутного решения проблем". Когда-то мы ожидали большего. Наверное, такого же чуда ожидали в пятидесятых годах прошлого века от антидепрессантов. Их изобретатели объявляли, что человечество теперь навсегда избавлено от страданий. С тех пор производство таблеток непрерывно увеличивается, количество невротиков тоже. Поэтому антидепрессанты будут развиваться и дальше, как и НЛП. По одной и той же причине: "Страждущие жаждут лекарств, а стремящиеся к победе желают более эффективных инструментов".
В психотерапии магия первого восторга от НЛП быстро начала тускнеть при встрече с пациентами, никак не собирающимися вылечиваться по новой методике. Хотя основатели обещали избавлять от фобий за 11 минут, от курения за 3 минуты, а от наркомании - за день.
"Когда я начинал осваивать HЛП, y меня была очень низкая детализация... И как я только её не тренировал - всё равно низкая. А потом я лежал в больнице, и там выяснилось, что y меня повышенное внутричерепное давление. Стали делать уколы, и детализация поднялась..." Да, химия - точная наука, чего не скажешь об НЛП.
Изменение жизни с помощью НЛП напоминает рецепт жаркого из дракона. Прежде всего, нужно добыть дракона - и здесь, правда, могут возникнуть определенные трудности! В остальном же - ничуть не сложнее, чем жаркое из кролика.
Теория нейро-лингвистического программирования отчетливо не сформулирована. Философская структура завлекательна, но неоднозначна; отдельные ее предпосылки противоречат друг другу. Утверждается, будто НЛП - синтез новейших технологий и древнейших знаний о человеке. Заимствование есть, синтеза нет.
А что в бизнесе? Продавцы всех мастей воодушевленно осваивали искусство продаж при помощи техник НЛП, но мы так и не увидели, как из учебных аудиторий продавцы толпами начали вливаться в ряды миллионеров. Как выяснилось, нлпишнyю подстройку научились замечать очень быстро, как и другие приемы и, соответственно, держаться от таких "переговорщиков" подальше... Будь проще, и к тебе потянутся люди.

*****

Теперь поменяем позицию, и посмотрим на НЛП со стороны приверженцев методики. Их мировоззрение можно кратко охарактеризовать словами: "Возможно все". Добьешься успеха в жизни, избавишься от душевных страданий и заткнешь за пояс конкурентов в бизнесе.
Особенно прочно НЛП обосновалось в пикапе - искусстве соблазнения (pick up - зд. подцепить, познакомиться). Девчонки даже и не догадываются, что их "положительный ответ" будет достигнут из любого положения. Даже если ты нищий парень ростом метр с кепкой, и обладаешь лицом, с которым можно выходить на улицу только ночью, с помощью техник НЛП ты достигнешь того, что самая сногсшибательная девчонка на районе уже на втором свидании будет со стоном умолять тебя: "Возьми меня, мой повелитель…" Для женщин, естественно, тоже есть техники соблазнения и удержания мужчин, а так же способы избегания манипулирования.

*****

Пока сторонники и противники НЛП бьют друг друга на ринге, мы переберемся на места зрителей. Со стороны истина виднее.
Объективно. Можно утверждать однозначно, что Гриндер и Бендлер обогатили науку о сознании блестящими находками, и, несмотря на всю противоречивость их детища, навсегда останутся в истории. Они показали, что многие законы психики вполне научны, и подчиняются определенным законам. Поэтому, с полным правом их можно назвать выдающимися учеными, которые к тому же честно ссылаются на гигантов, у которых учились.
Самыми главными достижениями НЛП являются четыре вещи.

1. Признание того, что основную часть информации при общении человек передает не речью.
2. Признание того, что человек в своих решениях и поступках ограничен убеждениями, которые основаны всего лишь на его карте реальности. А карта не территория, а лишь проекция отдельных ее точек. Задача НЛП - сделать доступными другие карты (модели реальности) и приобщить личность к бесконечным ресурсам.
3. Признание того, что стратегии поведения легко программируются. (Это открыл еще Павлов, но только в отношении собачек. За что и стал лауреатом Нобелевской). Обычно люди не знают о том, что они ведут себя в соответствии с заложенными программами. Если тебе протягивают руку, то ты ее жмешь. На тебя орет начальник, ты обижаешься. На что это похоже? На то, что начальник подошел к клавиатуре, нажал кнопку и получил результат. Твоего участия в процессе нет, то есть акт принятия решения отсутствует.
НЛП позволяет создавать у себя программы, отличные от существующих, чтобы у тебя появился выбор. Кроме того, можно создавать программы у других людей, при этом они совершенно ничего не заметят
4. В НЛП была разложена по полочкам техника раппорта. Объясню популярно - чтобы стать ведущим, надо сначала стать ведомым. Помните Карнеги? Если хочешь понравиться, соглашайся с собеседником, хвали его, повышай его самооценку. Подстроившись, можно вывести любого человека к новым убеждениям, в том числе к ресурсам, необходимым для повышения его же эффективности. Можно, естественно, вывести человека и к убеждениям, соответствующим только вашим шкурным интересам. Позволь миру изменить тебя, и ты сможешь изменить мир.
Это работает как точная технология, независимо от того, кто ею пользуется. А вот это многим не нравится.
- Нажал кнопку - получил результат? Значит, в НЛП не учат сочувствию, как не учат этому на уроках физики и биологии. И нлпист, как врач, сам не обязан быть здоровым, чтобы вколоть нужный укол пациенту. Значит, вы даете зеленый свет манипулированию психикой. И кто будет манипулировать? Человек, обладающий мощным инструментом, но сам не достигший высокого духовного развития!
На что основатели всегда отвечали:
- Избежать манипуляции никто в обществе не может. Мы все манипулируем. Просто кое-что скрытое мы сделали явным.
Точно и глубоко! Мне этот ответ нравится.
"Меня тут недавно спрашивали: можно ли пойти на семинары, не опасно ли все это, не внушат ли вредных мыслей и не сломают ли твою волю? На что я говорю, что можно и в секту Виссариона поехать, если имеешь и умеешь сохранять трезвый ум и ироническое отношение к миру. А если нет, то тогда и в очереди за молоком загипнотизируют". (Из Интернета).

*****

Самое интересное в том, что Гриндер и Бэндлер с критикой полностью согласились. Они признали недостаточную эффективность классического НЛП и предложили новые подходы.
Джон Гриндер предложил НОВЫЙ КОД НЛП. Ключевым моментом данной стратегии является создание состояния высокой продуктивности посредством "игр нового кода". Игры открывают доступ к безграничным возможностям бессознательного, которое пачками шлепает новые карты реальности в зависимости от стоящих перед человеком задач.
Ричард Бэндлер тоже предложил неплохой вариант - DHE (Design Human Engineering). В рамках новой торговой марки DHE Ричард Бэндлер и его ассистенты обучают эффективным способам формирования новых, направленных на достижения результата, состояний. С помощью технологий DHE мы можем получить сигнал бессознательного. Подсознание оперирует гораздо большими единицами информации, чем разум.

*****

И тут обоих основателей ждал полный "облом", не побоюсь этого слова. "Продвинутые" системы НЛП практически не получили поддержки масс, и им даже рядом не светит та мировая экспансия, которую в свое время продемонстрировало старое доброе классическое НЛП.
Все дело в том, что классическое НЛП, выявив некоторые законы психики, дало надежду на успех миллионам людей, уверовавших в то, что они наконец-то получили в руки инструмент управления собой, другими и жизнью. Раз есть инструмент, то уже не надо действовать вслепую или интуитивно.
А тут им опять предлагают вернуться к интуиции - инструменту бессознательного. Им предлагают пойти в ту область, где разум и контроль бессильны, в то время как перед этим им как раз обещали полную власть осознанного над неосознанным.
Кроме того, не надо забывать, что НЛП - это бизнес. Признание бессознательного очень сильно усложняет философскую базу методики и, самое главное, усложняет логическую подачу материала, поскольку "невыразимое не может быть изречено". Народу заковыристые знания не впаришь, а тем, кто продвигает систему, надо деньги зарабатывать.
Не знаю как в Америке, а на русскоязычном пространстве, те 10% нлпистов, способных принять "продвинутое" НЛП, вынуждены преподавать классическое НЛП, и тем самым "вписываться в социальную обусловленность своих собратьев". На жизнь то надо зарабатывать. Я эту статью предложил разместить на одном из сайтов по НЛП. Мне пришел ответ: "Ваша статья не способствует развитию моего сайта". Естественно.
Зато способствует развитию новых технологий, представителями которых являюсь я, Андрей Нефедов. Все о данных технологиях вы можете узнать из моей бесплатной рассылки: http://subscribe.ru/catalog/psychology.quantica

*****

Я утверждаю, что продвинутые методики НЛП более эффективны, чем классические.
Это еще не НЛП: "Методика формирования судьбы".
1. Выбери цель, разработай план и начинай его реализовывать. "Любой план, решительно проведенный в жизнь, лучше бездействия". (Девиз американских морских пехотинцев).
2. Действуй, используя любые подходящие случаю линейные инструменты. Любое изменение реальности происходит только после поступка. То есть, хотя бы какой-то труд необходим. Для поступков вы можете применять самодисциплину, тщательное планирование, обучение и логическое мышление. К поступкам относится также и общение. В общем, хорошо выполняйте свою работу. "Делай то, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть".
3. Вход в нелинейное мышление. При встрече с препятствиями, которые находятся вне зоны вашего влияния, доверьте решение проблемы бессознательному, Вселенной, Богу. Это состояние помогут понять несколько высказываний. Одна женщина за одну ночь излечилась от гриппа. Вот ее ощущения. "...Я как бы легла в поток жизни и дала водам его течь надо мной. Я освободилась от всякого страха перед болезнью, я была полна покорности. Единственной мыслью было: "Я раба Господня, да будет со мной по воле Твоей". Не было никаких следов умственных усилий, каких-либо желаний, в том числе не было желания излечиться. Я чувствовала в себе гармонию и мир, приобщение к бесконечности. У меня не осталось сознания времени, людей, пространства. Только любовь, счастье и вера. Больше я ничего не помню, а утром проснулась совершенно здоровой...".
"Пассивность, а не активность, ослабление, а не напряжение, забудь чувство ответственности, откажись от власти над собой, от контроля за событиями, предоставь высшим силам заботу о твоей судьбе, будь совершенно равнодушен к тому, куда это приведет тебя, - и ты обретешь не только душевный покой, но и те жизненные блага, от которых, как ты искренне думал, ты отказался".
Главное в этом пункте - избавиться от страха недостижения и от ожидания результата, принять любое развитие событий. Многим людям это сделать непросто.
Don't worry, Don't harry, Don't carry! (Не беспокойся, не торопись, не напрягайся). Переключи внимание. "Если моешь чашку - мой чашку". (Дзен-буддизм). Напейся. Влюбись.
Шесть дней работай, а седьмой день посвяти Богу. "Передай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся".(Притчи 16:4).
4. Утилизация (использование). В случае правильного исполнения предыдущего пункта обнаружатся новые обстоятельства, произойдут нужные встречи, может прийти озарение и новое понимание ситуации. Все это поможет решить прежнюю проблему и совершить верные и точные поступки. Произойдет квантовый скачок с прежней орбиты на новую, и тогда вслед за бароном Мюнхгаузеном можно будет повторить: "Безвыходных ситуаций не бывает!" И теперь уже в новых условиях снова применяйте линейные инструменты.
Назовем всю эту схему квантовым циклом.
Особо интересен третий пункт квантового цикла. В нем мы видим подстройку под ситуацию. Кстати, прошу читателя понять, что здесь я не проповедую никаких религий или эзотерических систем. Ссылаясь на религиозные практики, я просто исследую срез культуры в поисках законов сознания, а в рамках религиозных и мистических систем человечество накопило уникальный опыт психотренинга. Вдумчивый человек понимает, чтобы использовать эти упражнения, не нужно быть христианином, буддистом, или колдуном.

*****

Вернемся к НЛП.
Тут на основе квантового цикла мы получаем базовую методику. Вот она, структура всех продвинутых техник НЛП:
1. Выбор цели
2. Использование имеющих ресурсов на пути к цели;
3. Обработка сопротивлений;
4. Утилизация (использование) новых ресурсов, достижение цели;
Классическая подстройка, как вы помните, является методом снятия сопротивления вашего собеседника.
А продвинутая подстройка подразумевает снятие сопротивления всей реальности. "Позволь миру изменить себя, и ты сможешь изменить мир". В продвинутых системах Вы можете войти в резонанс (в подстройку) с неодушевленными предметами, ситуациями, абстрактными моделями типа "Бог", "Реальность", "Судьба".
Примеры новых кодов: "Господи, на все воля Твоя" (Главная молитва всех религий, времен и народов), или "Мы с тобой одной крови - ты и я" ( Из мультфильма "Маугли" про закон джунглей).
Обратите внимание, препятствие может иметь силу от нуля до бесконечности, отсюда пункт "Обработка препятствия" тоже может быть представлен в диапазоне от полного отсутствия до бесконечного присутствия. Ситуации бывают разные. К обработке препятствий вы приступаете только в том случае, когда у вас недостаточно ресурсов, чтобы сразу перейти к утилизации и к результату.
Спартанцы любили краткость и ясность. Если выступление затягивалось, они говорили: "Пока ты дошел до конца, мы уже забыли, о чем ты говорил в начале". Потому мне давно было пора закончить.
С уважением, Ваш Андрей Нефедов.


Источник: Психология жизни

 

 

Вспомнить о главном

 

 

Вот и уехал из Петербурга Фрэнк Пьюселик, оставив ученикам замечательное множество ярких идей. Вы хотите узнать, что было на семинаре одного из создателей НЛП? Или Вы были на семинаре, но хотите теперь потренироваться в том, о чём шла речь? Приходите! Это будет уютный тренинг с качественным чаепитием. И с практикой, более насыщенной, чем на семинаре метра. Будем работать над навыками калибровки и изменения состояний, как их понимает Фрэнк. Будем учиться слушать.
Поисследуем комплексные эквиваленты - реальные убеждения каждого. И ещё ряд тем, насколько успеем: позитивная внешняя и внутренняя речь, стратегии общения и многое другое.

 

Упражнение на Позитивную речь

Очень полезным Фрэнк Пьюселик считает использование в речи позитивных слов. Таких, слов которые в корне своём имеют слова с позитивной эмоциональной нагрузкой и отсылают к позитивному опыту человека.
Было обнаружено, что у не очень успешных людей и во внешней и во внутренней речи слова несущие позитивный заряд встречаются гораздо реже слов с негативным эмоциональным зарядом. Успешные же люди используют позитивные слова чаще. Это помогает им мотивировать себя и окружающих, поддерживать хорошее расположение духа.
Попробуйте те же мысли передать, переделывая слова в позитивные. Вместо "проблемы" расскажите о "мечте", вместо "вони" - "о желательности свежего воздуха". Даже если на сознательном уровне смысл сообщения будет тем же, то на рефлекторном бессознательном уровне Вы начнете лучше, свободнее себя чувствовать!

 

Приглашение на клубные занятия
С-Петербургский клуб НЛП и Эриксоновского гипноза приглашает на встречи:
13 января *Мета-НЛП*: практика по Ф. Пьюселику
14 января "Эриксоновский гипноз: релаксация и управление вниманием"

Тренер - Полозов Юрий Сергеевич
тел. (812) 3714681, 8-921-3073291


 

Новые материалы Cообществ

 

"ВОЛШЕБСТВО ПОД БОЙ КУРАНТОВ..." Александр Пилигрим
Пока не наступило это волшебное безвременье перетекания одного года в другой, одного века в другой и одного тысячелетия в другое, пока не произошли эти волшебные превращения (Старого в Новое) нужно успеть приготовить себя к встрече с ними, потому что, пока куранты будут звонко и гулко вибрируя бить двенадцать раз, каждому из нас нужно успеть построить двенадцать Мостиков Радости от своего сердца во внешний мир. Каждый удар - один Мостик Радости: удар - Мостик, еще удар - еще один Мостик... Так быстро не у всякого волшебника получается строить, а нам нужно обязательно успеть, если мы хотим жить в счастливом и добром мире.

 

Леонид Кроль: «Психотерапевт – это художник»
Леонид Кроль - знаменитый психотерапевт, директор Института групповой и семейной психотерапии и Центра по обучению персонала, главный редактор издательства «Класс», доцент кафедры психотерапии Московской медицинской академии, ведущий психотерапевтических мастерских по всему миру, автор множества книг.
Кроль необыкновенно активный и деятельный человек: он не только тянет огромный груз постоянных забот, но и придумывает все новые программы, проекты, группы, тренинги, с головой уходит в осуществление своих замыслов.
О своей работе и своем видении психотерапии Леонид рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД Анне Кузьминской.

 

Бенджамин Томас "Как быть суперпродуктивным – шесть подсказок"
Я волокитчик. О, я сказал это. А ещё у меня тенденции к перфекционизму. Можете себе представить, иногда это может быть смертельной комбинацией. Я не только "оттягиваю до последней минуты", но я также никогда не удовлетворяюсь результатом. Уверен, вы спрашиваете "как же ты сделал хоть что-то?"

 

Пол Грэм "Хорошее и плохое отлынивание"
Все сколько-нибудь впечатляющие люди, которых мне довелось узнать, все они ленятся и отлынивают, часто в угрожающих размерах. Это приводит к вопросу — а может, отлынивать не так уж и плохо?

 

Сведения о программах

 

Тренинги Санкт-Петербургского Центра НЛП

 

Эриксоновский гипноз

24 января стартует первая часть курса "Эриксоновский гипноз". Наши поздравления всем, кто записался - может быть, этот опыт станет для вас увлекательным исследованием ресурсов своего внутреннего мира, удивительным путешествием в пространстве собственной души...

Личная Эффективность

В этом году мы представляем новый цикл тренингов под названием «Личная Эффективность». В настоящий момент в цикл включено четыре тренинга:

∙ Управление Целями

∙ Управление Коммуникацией

∙ Управление Временем

∙ Управление Эмоциями

Особенность проекта - возможность работы с конкретными задачами в "компактном" двухдневном формате.

Работа с убеждениями

20 - 21 января состоится тренинг "Работа с убеждениями".

Данный тренинг посвящен разнообразным методам работы с убеждениями и внутренней структурой личного опыта.

Если вы готовы к серьезному самоисследованию и глубинным изменениям, у вас есть возможность получить доступ к неосознаваемой части собственных ресурсов, расширить свою "карту" - и действительно обогатить свою модель мира!


Презентации

 

9 января, вторник (М. "Нарвская")

в 19:00 О курсе "НЛП-Практик"

Ведущий: Виктор Стрелкин, тренер НЛП

10 января, среда (М. "Нарвская")

в 19:00 О тренинге "Управление коммуникацией"

Ведущая: Инна Васильева, тренер Центра

11 января, четверг (М. "Нарвская")

в 19:00 О курсе "Эриксоновский гипноз"

Ведущий: Виктор Стрелкин, тренер НЛП


Подробнее: http://www.nlpcenter.spb.ru/i_present.htm
Расписание на 2007 учебный год: http://www.nlpcenter.spb.ru/scheduled.htm

НЛП - практик:
Обучение НЛП и Эриксоновскому гипнозу
Первые занятия 19-21 января 2007
Ведущий: Виталий Григорьев,
тренер НЛП, психолог-консультант,
член Профессиональной Психотерапевтической Лиги.
Телефон для связи, сайт: (812) 947-947-1 www.alfaleader.ru
Подробности http://www.humans.ru/humans/12562

 


СКОРОЧТЕНИЕ, ПАМЯТЬ, ИНТЕЛЛЕКТ

Приглашение на тренинг

"Скорость чтения равна скорости мышления"

В Санкт-Петербурге формируется группа на "Интенсивный курс развития интеллекта, памяти и скорочтения" с последующим закреплением навыков через активизацию творческих процессов и бессознательных ресурсов. Тренинг по развитию интеллекта и работе с большими информационными потоками в данном случае будет включать в себя полную программу 2-х ступеней курса и по интенсивности не имеет аналогов в предыдущих версиях. В его программу включены элементы квантовой психологи, НЛП, Холодинамики применительно к интеллектуальным процесам активизации восприятия, осмысления, запоминания и к решению текущих психологических проблем. Для желающих улучшить зрение необходимо предварительно настроиться на чтение без очков. Если у вас есть конкретная заявка на работу с учебниками, словарями, документами больших объемов, просьба захватить с собой самые трудные образцы, экзаменационные билеты и пр. Для работы с иностранными текстами желательно сделать предварительный перевод незнакомых слов.

Если вы готовы поучаствовать в экстремальной развивающей программе - мы ждем вас!

 

а также ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ДИНАМИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЯМ!
КУРС: «СКОРОЧТЕНИЕ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ»

 

Ведущая: Елена Шугалей, автор методик развития интеллекта, памяти и активизации восприятия, M.A. NLP

Начало занятий по мере комплектации групп

 

 

Тел. (812) 550-86-66

E-mail: more_iq@mail.ru

Желаем Вам творческих успехов

в Пространстве Любви, Интеллекта, Культуры! :-)

До Встречи

Почтовый ящик проекта:

Международный Центр современных психотехнологий center@humans.ru

 


В избранное