Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Парная технология обучения


Сотвори себя сам

N 303

Гостевой выпуск Григория Громыко о том, как сделать обучение детей более продуктивным

Александр Розенжак, Израиль

 Новая форма обучения

В прошлом веке в небольшом украинском местечке Корнино, которое расположено между Киевом и Житомиром, произошло  событие, которое хотя и осталось для общества незамеченным, но для педагогики и для развития школьного дела оно, по нашему мнению, имеет мировое значение.

В начале 1918 г. несколько богатых жителей небольшого местечка приехали в Киев, чтобы найти для своих детей квалифицированного педагога, который смог бы подготовить их детей за среднюю школу. Они нашли Александра Григорьевича Ривина, который пользовался репутацией педагога-эрудита, мастера своего дела.

В Корнино состав учеников у Ривина был пёстрым: несколько учеников на уровне нынешних четвероклассников и были более подготовленные, примерно на уровне семиклассников. Возраст от 10 до 16 лет.

Перед Ривиным встал вопрос "как работать с учениками разного возраста и разной подготовки?". Рассказывать всем одновременно новую тему? Невозможно. Не поймут. Дать всем разные темы, и пусть каждый про себя учит? А дальше что? Они могут не разобраться в новом материале. Работать с каждым в отдельности, объясняя каждому новый материал? Для этого не хватит ни сил, ни времени.

Ривин нашел выход: Он вводит новую форму обучения - парное взаимообучение: перед каждым учеником он начал ставить одновременно две задачи – понять самому учебный материал и научить ему другого…

Каждый ученик у Ривина должен был прорабатывать свой параграф в паре с другим учеником. Причем каждый отдельный абзац параграфа прорабатывался с новым учеником. Таким образом, ученик изучал не только свой параграф, но и участвовал в проработке учебного материала других учеников.

Личный опыт и вся предшествующая практика убедили А. Г. Ривина в следующем: ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передаёт другим: узнал что-нибудь - тут же расскажи, объясни другому, примени на практике.

В чём заключается работа в паре? Первый ученик пары читает абзац своего текста, а затем оба приступают к его анализу "о чём говорится в этом абзаце? какое заглавие для абзаца ты предлагаешь? почему ты считаешь, что это заглавие выражает содержание абзаца? можно ли дать более точное заглавие?".

Ученики при обсуждении заглавия иногда по нескольку раз перечитывают текст, спорят, отбрасывают одно заглавие и ищут другое, шлифуют словесную формулировку заглавия. То и дело возникает напряжённая умственная потасовка, бой. В конце ученики записывают в тетрадь (в тетрадь владельца темы) согласованное во время обсуждения заглавие, и приступают к проработке абзаца из текста второго ученика... Затем пара распадается, каждый находит себе нового партнёра.

Проработав совместно последний абзац своей статьи, ученик сообщает дежурному диспетчеру и учителю о завершении своей работы. Теперь ученик по данной теме готов выступать в малой или большой группе, а может сдать её в порядке зачёта учителю или кому-то из старших учеников. Есть и другие варианты как отчёта по теме, так и привлечения ученика для обучения данной теме других учеников.

Для того чтобы процесс взаимообучения начался и проходил эффективно, Ривин объявляет родителям, что ему шесть платных учеников мало и что он вообще не будет с ними работать, если ему не разрешат подключить ещё тридцать учеников, родители которых и платить-то не могли… На что родители, пригласившие Ривина, в конце-концов были вынуждены согласиться и… не прогадали.

Обучение в Корнино продолжалось несколько меньше десяти месяцев, а ученики успели продвинуться в овладении программами больше, чем за 3-4 года обычного школьного обучения.

Особенно потрясающие успехи были сделаны в развитии учеников: подростки стали выступать с докладами, да ещё какими: о творчестве А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, на философские темы, о явлениях природы, по вопросам истории и т.д.

Ученики научились рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях; они стали рассказчиками, умели правильно ставить вопросы собеседнику; у них развивалось аналитическое мышление – можно было видеть, что у всех пробуждаются преподавательские способности. Некоторые из них стали проявлять незаурядные математические способности, другие проявили склонность писать сочинения, все продвинулись в ораторском искусстве.

И всё это за какие-то десять месяцев?!

Корнинская школа А. Г. Ривина прекратила свою работу в силу обострившегося военного положения. Но чудо произошло, свершилось.

Одни к опыту Ривина отнеслись с интересом, но подавляющее большинство педагогов – скептически. Просто не верили, считали, что всё это выдумки. А находились и такие, которые объявили А.Г. Ривина человеком ненормальным. Для них историческое событие, которое произошло в Корнине, было легендой, «заскоком» чудака.

 

Что изменяется в работе учителя, как меняются его функции?

 

При новой форме обучения учитель должен во многом измениться: изменить свои представления, привычки, умения… Прежде всего он должен научиться создавать в классе условия, при которых ученики могли бы самостоятельно овладевать знаниями и передавать их другим детям.

Новая форма обучения не совместима с привычными представлениями учителя об учебном процессе. Именно поэтому, познакомившись, например, с методикой поабзацной проработки текстов, учителя либо сразу её отвергают, - "нам это не подходит, это у нас не пойдёт", - либо начинают её применять на своих уроках без соответствующей подготовки, и очень скоро останавливаются, потому что  сталкиваются с разного рода трудностями…

При новой форме обучения в корне изменяется деятельность каждого ученика, и как следствие меняется в корне деятельность учителя…

Если я - преподаватель математики, то моя задача не в том, чтобы весь материал по математике 1) изложить, 2) объяснить и 3) проверить, а в том, чтобы из каждого моего ученика сделать искусного преподавателя математики. Это не значит, чтобы каждого ученика сделать профессиональным преподавателем математики. Моя задача в данном случае заключается в том, чтобы научить моего подопечного умело, с достаточно высоким для его возраста и жизненного опыта мастерством преподавать (преподносить, излагать другим) программный материал.

Такая же задача стоит и перед учителем всех других предметов: научить каждого мастерски преподавать их предмет...

Естественно возникает вопрос: выполнима ли эта задача? Может быть, её вообще нельзя решить? Разве могут все ученики средней школы за период своего обучения (десять лет) стать искусными мастерами по преподаванию всех учебных предметов?

На этот вопрос жизнь и практика коллективных занятий уже дала оптимистический ответ!

Стремление передавать другим информацию, обучать других присуще человеку с самого раннего детства. Ребёнок в пять лет, узнав от кого-то новое слово, бежит сообщить его папе, маме, нянечке. Но что происходит в семь лет, когда ребёнок становится школьником? Ему объясняют, что он должен слушать учителя и что не его дело - учить других, его дело - учиться, так как в классе всех обучает только один человек - учитель.

Как только вводится метод взаимообучения, ученики разных классов буквально перерождаются и за сравнительно короткий срок овладевают педагогическими умениями, которые у выпускников педвузов вырабатываются годами: умение слушать, умение ставить вопросы, умение проводить обсуждение, умение строить изложение изучаемой темы так, чтобы она вызывала у слушателей интерес, организаторские и другие умения.

Метод взаимообучения ставит каждого ученика в положение учителя. И это не игра, а основная, главная функция ученика, его главная деятельность в школе, в вузе, в любом другом учебном заведении при новой форме обучения.

Изучение нового материала, проверка знаний, умений и навыков, анализ и оценка - всё делает коллектив. Причем разновозрастный коллектив всё это может сделать гораздо лучше, чем это делает даже самый талантливый учитель-мастер.

С введением метода взаимообучения все ученики становятся учителями, педагогами. Конечно, это преобразование происходит не сразу, не мгновенно, но оно происходит объективно, как только ученики начинают работать в парах сменного состава, т.е все обучают всех.

Все школьники с первых дней обучения формируются как педагоги, обучающие и воспитывающие других - тех, кто их окружает, тех, с кем они ежедневно работают в процессе обучения.


 

При подготовке данного текста использовалась следующая литература:

 

1. Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. - СПб, АОЗТ "Интерс", 1995.

2. Брейтерман М.Д. Метод А.Г.Ривина//. - СПб, На путях к новой школе. - 1994. - № 6.

3. Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. - Красноярск, КГУ, 1984.

4. Дьяченко В.К. Разновозрастность состава коллектива как важнейшее условие перехода к коллективному способу обучения. - Красноярск, КГУ, 1987.

5. Вопросы теории и практики коллективного способа обучения /Сост.: М.А. Мкртчян, Л.В.Бондаренко / - Красноярск, Краснояр.с.-х.ин-т, 1988.

 

Кроме того, об идеях Ривина, в том числе, рассказывается в художественных произведениях:

1. Азаров Ю.П. Не подняться тебе, старик. - М., "Молодая гвардия", 1989.

2. Бейлина Н. Книга встреч. - Новосибирск, 1968.

3. Тендряков В. За бегущим днем. - М., "Молодая гвардия", 1960.  

Документальные фильмы о парном обучении можно посмотреть вот здесь

http://www.paarschool.com

Практические консультации для учителей по организации парной работы на уроке проводятся вот здесь, -

http://pedsovet.org/forum/index.php?showforum=315

 Посмотреть видео http://www.youtube.com/watch?v=qCznDi152io

 

 

Составитель Сергей Михайлов

Ссылка на сайт Больше, чем Скорочтение при перепечатке обязательна.


В избранное