Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Скорочтение, Память, Интеллект

 30 выпуск, 8200 подписчиков

Письма гения
Упражнение на развитие внутреннего экрана
Физиология мозга переписка
Интернет ссылки на рессурсы по физиологии мозга
Ссылки, ссылки, ссылки
Как изучать иностранный язык (из книги ИВРИТ? ЭТО СОВСЕМ НЕ СЛОЖНО! )

Объявления

1. Неработающие ссылки.
Прошу извинить за неработающие ссылки. В ближайшее время будет наведен порядок и предоставлен доступ ко всем страничкам и архивам.

2. Все дороги Виртуального_Мира ведут в Реальность.
Два виртуальных организатора и хранителя рассылки (Сергей Михайлов Хабаровск и Елена Шугалей Санкт Петербург) встретились в реальном мире (во Владивостоке). Мы впервые за время нашего знакомства говорили без посредничества интернета. Мы "сверили часы", обсудили новые направления и идеи.

 3. Вниманию новых авторов.
Каждый из вас может стать автором раздела на сайте
www.citycat.ru/iq
Возможны разделы изучение иностранных языков, репититорство, рисунки и рисованные задачи, физиология мозга человека... Вы можете ставить свой баннер в статьях. При активной работе, будет предоставлен доступ по FTP.

Сергей Михайлов

 

Письма гения 4

 

 Обратите внимание, на моей страничке http://www.citycat.ru/iq/mneno.html  появились официальные правила проведения чемпионатов мира по памяти. Там пока описаны только три из девяти состязаний, но уже по ним можно кое о чем судить. На чемпионатах мира запоминают по 40 цифр в ряд (25 рядов на лист). Я попробовал дать знакомым и получил следующее: Александр Климашин за 2 минуты 40 секунд запомнил 40 цифр, а Владимир Сушков за 2 минуты 35 секунд (с одной ошибкой). Самое смешное, что Сушков не очень много знает о мнемонике. Он, конечно же "гуляет по комнате", но расставляет не ассоциируемые предметы, а сами цифры. Я был просто в шоке, когда он заявил, что несколько лет назад запомнил 500 знаков разложения числа е таким образом сделав несколько кругов по комнате... Воистину возможности интеллекта безграничны. Мы все сейчас едем на чемпионат России по рэндзю - заставлю их запоминать карты.

 Однако моя почта оскудела. Интересно, сколько человек из тех 57, кто попросил у меня книгу станет запоминать по-настоящему? Один или двое? Я, конечно же, человек слова и буду продолжать переводить книгу Доминика О'Брайана. Только не надейтесь, что, прочитав ее вы сможете подойти ко мне и похлопать по плечу назвав коллегой. Разница между мной и Вами - гигантская. Вы прочитали книгу, погладили себя по голове, так как поняли содержание, и уселись на диване попивать пиво и смотреть футбол (в котором вы такой же дока, как и в мнемонике). Но это всего лишь самообман. Чтение книг по развитию интеллекта не прибавляет интеллекта ни на грош.

 Я наконец узнал, что в группах по улучшению памяти называют улучшением памяти в несколько раз. В самом начале людям дают список из нескольких слов и просят запомнить. В конце им дают список из 100 слов, которые они могут запомнить и сравнивают результаты. Извините, но я однажды добился подобного результата с 15-ти летним мальчиком, которому вкратце рассказал основы мнемоники и через десять минут он запомнил 80 слов. Простите, но это обман. Это не улучшение памяти. Настоящая мнемоника начитается со 100-значного числа в котором вы можете назвать каждую цифру на ее месте. Вот это уже начало. Учтите, человек, зашедший в спортивный зал и погладивший штангу, не называется штангистом...

 Олег Степанов, гений. mailto:olegstepanov@mail.ru

 

 

Упражнение на развитие внутреннего экрана

 

  1. Попробуйте визуализировать яблоко. Повращайте яблоко. Какая у яблока шкурка, какой вес? Попробуйте превратить яблоко в лимон.
  2. Попробуйте визуализировать круг. Процесс визуализации будет происходить лучше, если вы сначала представите трубу. Поворачивайте трубу до тех пор, пока не получится проекция круга. Как только изображение начнет пропадать, попробуйте покрутить трубой.
  3. Поробуйте визуализировать процесс рисования круга. (У вас это лучше получится, если вы представите, что вы рисуете резцом. Представьте скребящий звук, возникающий при работе резца. Проведите рукой по борозде, оставляемой резцом.
  4. Попробуйте в своем воображении одновременно рисовать круг и квадрат. Как у вас получается делать два дела одновременно?

 Сергей Михайлов

  

Из переписки
(Тема - Физиология мозга)

  Отзыв 1

  Лучше всего прочитайте "Клиническую психологию" какую-нибудь или "Нейропсихологию Хомской (там про чтение, его нарушения и их варианты). А вообще о мозге - это "Физиология ..." Синельникова.

Было в начале века такое течение - функционализм. Все сознание человека рассматривалось как совокупность функций. В наследие от них осталось то, что мы до сих пор делим психику на:

1) Ощущения и восприятие
2) Внимание и память
3) Мышление и речь
4) Мотивации и эмоции
5) Личность
 
ТАК УДОБНЕЕ, но не значит, что они есть в отдельности. Например, любой идиот, посмотрев на двигатель заметит различные блоки карбюратор, цилиндры, радиатор. Если он возьмет отдельно карбюратор и разберет его? Он поймет его назначение? Карбюратор - бессмысленная вещь без воздухозабора, органов управления, топливного бака. А мозг. Вот вы говорите "речевой центр". А есть ли он? Есть ли отдельный центр, который отвечает за всю речь? Может быть это МОТОРНЫЙ центр, отвечающий за РЕЧЕВУЮ активность? Ведь за речь отвечает несколько участков мозга: моторный (двигать губами), сенсорный (попробуйте поговорить, если у Вас нет сигналов от губ, например при обезболивании зубов), дыхательный и, наконец, смысловой. Повреждение любого из них приведет к исчезновению речи, но это не значит, что этот центр - центр речи. Да и нету такого центра в природе.

Лурия наблюдал большое количество раненных бойцов во время второй мировой войны. У бойцов в результате ранений повреждались определенные области мозга. У Александра Романовича появилась целая диагностическая методика. Список: если повреждено то-то, значит поведение изменилось так-то и наоборот. НО ЭТО НЕ ФУНКЦИОНАЛИЗМ. Почитайте самого Лурию. Теорию трех блоков головного мозга

>
Cправдиво ли утверждение, что речевой центр находится рядом с моторным центром и если активизировать речевой центр, то будет подавляться  речевой центр.

Скорее всего тут имеется в виду явление контраста - факт, полученный на сенсорных системах. Если возбуждается один нейрон, то вокруг него нейроны тормозятся. Вы программист, так что можете быстренько сбацать программку, которая будет показывать на экране картинку из 3-х полосок черной, серой и белой. Посмотрите на экран и увидите, что черная полоска стала похожа на градиентную заливку. Приближаясь к белой она становится темнее, а приближаясь к темной - светлее. Применима ли такая закономерность к моторным центрам? Ну если взять электрошок и врезать испытуемому по моторному центру, отвечающему за область шеи или лица, то говорить он с тобой точно еще долго не захочет.

> - Есть утверждение, что гении имели хорошо развитое воображение и использовали внутренний экран. Где этот экран находится?

Мне кажется, что сейчас это объясняют возбуждением третичных зон лобной доли (читайте нейроприхологию Лурии. Это вообще Библия по подобным вопросам). Очень грубо говоря зрительный сигнал проходит следующий путь:
1) глаз (сетчатка)
2) таламус
3) первичные зрительные зоны - полная копия изображения на сетчатке
4) вторичные зоны - распознавание структуры. Прямоугольники, круги, цвет, перспектива. Из тысяч мгновенных снимков (с разным фокусным расстоянием, из разных точек, разным диаметром диафрагмы), которые дают первичные зоны, из этих мегабайт мути вторичные зоны выделяют структуры, расстояния, формы, поверхности
etc.
5) и, наконец, в третичных зонах появляется смысл, который эти предметы несут. Вон то черненькое - это любимая девушка, или это козел начальник со своим ТЗ.

> - правда ли, что запоминаемые факты жестко связаны с эмоциями. И  восстанавливая эмоциою, можно восстановить факт.

Каузальная (причинно-следственная) связь есть.
Чтобы эмоция была причиной запоминания, нужно три условия:
- стат. зависимость;
- во времени одно идет за другим (сначал эмоция, потом факт);
- дано объяснение связи и другого объяснения нет.

Если мы не объясняем, почему эмоция связана с вспоминанием, как мы можем сказать, что эмоция - это причина вспоминания. Условный рефлекс? Тогда давайте поступим проще, будем сочетать изучение теоремы Пифагора с почесыванием затылка. В следующий раз почесывание затылка приведет к вспоминанию теоремы.

Для практики получения факта достаточно, а для построения теории ... А может быть в эксперименте была побочная переменная, например эмоцию (независимую переменную) вызывал тот же человек, с которым был связан факт (зависимая переменная). Например, если вчера начальник стал мне объяснять какой я идиот на примере отчета своей секретарши, то завта, когда ТОТ ЖЕ САМЫЙ шеф начнет на меня орать, то я тут же вспомню весь отчет секретарши почти дословно. Факт есть, а объяснение связи? А если на меня начнет орать моя жена, вспомню ли я отчет секретарши или я вспомню про то, как она вчера стряхнула пепел в миску собаки, чем тоже вызвала у меня отрицательную эмоцию. И вообще, какая эмоция связывается с каким фактом? ТОЛЬКО ДАВ ОБЪЯСНЕНИЕ СВЯЗИ МЫ МОЖЕМ РЕШИТЬ, ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПОЛУЧЕННЫЙ ФАКТ НЕ СЛУЧАЙНЫМ, А ЗАКОНОМЕРНЫМ. МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ: "Я получил вот такую закономерность в эксперименте и она верна для любого человека в любой ситуации, потому что объяснение здесь вот какое ..." или "Моя закономерность есть, но она верна только для такой-то ситуации, потому что я объясняю это тем, что ..."

И вот ответив на все вышеперечисленное можно ставить вопрос о жесткости связи.

> Считается, что человек, когда читает молча, на самом деле читает вслух, то есть все слова проходят через "Аудиальную"  часть мозга.

  Вообще, советую Вам заняться деятельностной теорией. На ней базировались Эльконин, Гальперин. Базируется Талызина. Насчет Вашего вопроса вот общий смысл того, как подобное объясняет Талызина:
Каждое действие изменяется по форме. На одной из стадий речевые действия переходят от внешнеречевой формы к "внешней речи про себя" (Гальперин), т.е. проговариванию и дальше к внутренней речи (свернутой, понятийной, умственной). Последняя естественно быстрее. Но вот тормозить речевую моторику постукиванием карандашом ... На самом деле есть метод блокирования этой моторики, но не на базе эффекта контраста и не на уровне мозга, а тем, что человека просят читать про себя и в то же время повторять какую-нибудь речевую последовательность ("раз, два, три", "ом, ом, ом") вслух. НО ЭТО НЕ МЕТОД ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМЫ, а лишь тест того, в какой форме сейчас находится действие. Так, если ребенок не сможет читать текст, повторяя "ом", то у него речь "внешняя про себя", а если сможет, значит уже внутренняя. Постукивание карандашом скорее тренирует концентрацию внимания, а не тормозит речевую моторику.

> Методики скорочтения ставят цель подавления аудиального центра путем
ритмического стука (задействуется механический центр и слуховой центр), что давит часть мозга и заставляет информацию искать обходной путь для
обработки.

 Знаете, насколько я знаю мозг ничего не давит. Мы лишь поступаем как с футболистами. Чтобы научить их не играть руками им давали в руки монетки на всю игру. Подавить центр мозга проблематично, ведь загруженность быстренько скомпенсируется вторым полушарием, где есть все такие же центры.

 >Можно заставить человека записывать информацию при чтении прямо в мозг?

 Я допускаю, что понятийное чтение позволяет легче запоминать, но не то, что подавив речевую моторику мы будем "писать" прямо в мозг.

Я вообще отвергаю возможность "записи" в мозг. Вот вы скорее всего хорошо знаете физику. Какой признак первичен: объем или температура? Так вот, запоминаемость, это даже не вторичный, а третичный показатель, зависящий от вторичных (осознанности, прочности, разумности). Но и вторичные недостижимы напрямую и зависят от первичных, в частности от формы. От того, что мы будем стучать карандашиком, информация не пойдет по другому пути. Возможно мы можем таким образом способствовать автоматизации (тоже одна из первичных характеристик) процесса чтения, что в свою очередь поспособствует разумности, осознанности, а те, наконец, запоминаемости в нужном, не механическом смысле.
 

From: Феликс Тинкчян algirdas@mail.ru

 

+++

Отзыв 2

 Мне очень понравилась книга В.Демидова "Как мы видим то, что видим". На первый взгляд, это не совсем о физиологии мозга, но после ее прочтения складывается впечатление, что феномен человеческого зрения -- заслуга на 10% оптики и на 90% -- мозга. Я эту книгу в детстве читал взахлеб. Думаю, для Вас она тоже окажется небесполезной.

Демидов В.Е. Как мы видим то, что видим. -- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Знание, 1987 (Наука и прогресс). -- 240 с. ББК 56.7 Д30

Опубликуете ли Вы найденные Интернет-ресурсы? Данная тема достаточно
интересна.

 From: Ruslan Brest <rb@mail.unity.net>       

  

 Философия рассылки - собирать с миру по нитке. Я заинтересован в сборе
информации и ее генерации через систематизацию поступивших откликов.
Интересные отклики и мысли всегда будут публиковаться.

Сергей Михайлов

 

+++

Отзыв 3

Существует трехтомник Фогель, Мотульский "Генетика человека" (если не ошибаюсь). Там в 3-м томе рассказывается о типах альфа-ритма мозга и значении на поведение человека. Влиять на ритм можно через системы рецепторов. Это используется для диагностики некоторых заболеваний. Например, для диагностики рассеянного склероза, который сопровождается демиелинизацией нервных волокон (для "технаря": проводник лишается изоляции :-) ), используется метод: через глаза человеку пытаются навязать ритм путем ритмических вспышек света, далее смотрять изменяется ли ритм коры головного мозга. Для различных типов преобладающих во времени ритмов коры головного мозга, наследуемых генетически, установлены преобладающий тип поведения. Человек стремится к такому ритму, при котором он чувствует себя комфортно. Это достигается алкоголем (отсюда определяется предрасположенность к алкоголизму), ритмичной музыкой, которая определенным образом синхронизирует ритмы коры. Так, например, рок хорошо слушать только громким, в тихом звучании это не рок. Но некоторые вообще не выносят никакого рока. Если нужно подробнее, могу порыться в конспектах. Могу помочь советом, если что-то непонятное найдете в книге, о которой я говорил
выше. Если бы Вы объяснили проблему, которой занимаетесь, то я мог бы (если смог бы), что-нибудь подсказать детальнее.

С уважением, Андрей Мошик.
E-mail: serg@ag.unity.net

+++


  К методам Алексея Мурнаева хотелось бы добавить изучение английского по справочной   системе Delphi по ночам, иногда при помощи "Сократа" (сравнивать оригинал и   перевод), и всe: это в условиях жe:сткого цейтнота и хронического недосыпания ;))

 
azanov@perm.raid.ru  azanov1@psu.ru
 
http://www.raid.ru/customers/azanov

 

+++

Прочитав письмо от Dvin - Tour <dvintour@adicom.ru> мне захотелось задать
совершенно противоположный вопрос. Не знает ли кто нибудь метода полностью
"автоматической" записи лекций, при этом думая на отвлеченные темы? Ведь
иногда бывает ужасно скучно. А так и конспект есть и на лекции как бы не был
(не помнишь ничего). Пока мне это удается делать не долго, только 5-10
минут.

 


Ссылки на рессурсы по физиологии мозга

 

 

http://nevronet.psi.med.ru   

http://www.brain.com - Brain

http://www.nlm.nih.gov - biblioteka ameriki, nadeyus vi tam naidiyoti shto iskali.

http://sky.kcn.ru/library.htm А это - библиографические указатели,  электронные каталоги
  
http://lcweb.loc.gov/  Библиотека Конгресса США

 

Ссылки, ссылки, ссылки и еще раз ссылки

http://lcweb.loc.gov/z3950/gateway.html#other on-line каталогов библиотек США.
  
http://www.openweb.ru/windows/stepanov/library.htm Русская справочная библиотека

http://www.gpntb.ru/  электронный каталог ГПНТБ России

http://info.spsl.nsc.ru/index_graphics.html библиотеки Сибирского отделения Академии наук

http://www.list.ru/catalog/10962.html Библиотечные каталоги

http://www.list.ru/catalog/10069.html Библиотеки
http://www.list.ru/catalog/10219.html Библиотеки рефератов
      
http://vicom.ru/~creatics/intellectual/ - Intellectual Resources пять основных разделов: Факты, Слова, Тексты.

http://www.parkline.ru/Library/win/RBACH/ -   Ричард Бах. Чайка по имени Джонатан Ливингстон    http://www.parkline.ru/Library/win/RBACH/seagullmsh.txt 

http://www.parkline.ru/Library/win/SHAKESPEARE/  -  Уильям Шекспир. Сонеты (перевод: Н.В.Гербель)      http://www.parkline.ru/Library/win/SHAKESPEARE/sonets3.txt 

http://www.zone.ru/gamer/memory/index.htm
  
http://1001words.da.ru  - 1001 words.  Программа, позволяющая учить новые слова не отрываясь надолго от работы. 

http://www.chat.ru/~saveljev Многоязычные двунаправленные словари для Windows 95/98
 
http://www.friends-partners.org/oldfriends/language/course/school.html Коллекция русских слов со звуками и картинками.
 

http://members.theglobe.com/YuriKo/ Р. Бах
http://www.chat.ru/~oleg_yarushin/Index.htm 

http://go.to/borris книги по НЛП на русском языке

http://www.geocities.com/tyaglo/    Критическое мышление - Проблема мирового образования ХХI века  и другая информация о неформальной логике и критическом мышлении.

 

Интересно

Attention Web Developers! Add voice chat to your Web site for FREE.
HearMe VoicePresence is a voice chat application that is quick and easy to use. All you need is the HTML code to integrate into your Web page.
Got 30 seconds? Download HearMe VoicePresence now from
http://www.hearme.com/company/products/vp/.

 

 

Изучение иностранного языка
(в сокращении из книги ИВРИТ? ЭТО СОВСЕМ НЕ СЛОЖНО! )


Упражнение 1. ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ
Возьмите магнитофонную кассету, на которой записана на иврите какая-нибудь детская сказка (например, "Красная шапочка" или "Белоснежка"). Слушая
  запись, начинайте повторять вслед за рассказчиком незнакомые слова. Если вы
не успеваете, не нужно волноваться. Перемотайте пленку и начните с начала. Ваша цель -- повторять за диктором слова, смысла которых вы не знаете.
Произносить их за диктором необходимо в хорошем темпе, не задумываясь над тем, что то или иное слово означает. Ваша задача на этом этапе -- говорить. Для того, чтобы понимать, есть другие упражнения. А произносить слова вслед за диктором легче, чем вспоминать самому. После 10-15 минут вы почувствуете, что знакомые слова и фразы, которые раньше вам давались с трудом, сейчас
произносятся
  легко и свободно.

Упражнение 2. СКОРОГОВОРКИ
В русском языке для отработки дикции существует множество скороговорок. Например: "на дворе трава, на траве дрова" или "шла Саша по шоссе и сосала сушку". Предлагаю вашему вниманию аналогичные скороговорки, имеющиеся
  в иврите. Попробуйте сначала медленно и правильно, а потом все убыстряя темп, произнести следующие скороговорки:
Стирала овца белье
кибса кивса квиса (транскрипция с иврита)
Сара пела веселую песню
Сара шара шир
самеах
Садовник выращивал овес
  в саду,
овес большой вырос в саду.
ганан гидель даган
баган, даган гадоль гадаль
баган.
Потренируйтесь, насколько быстро вы сможете
произносить эти скороговорки.

Kira Pevzner kiramay@hotmail.com


 Адреса

Почтовый ящик проекта mailto:msd@apkha.khv.ru (Сергею Михайлову)
Адрес проекта http://www.citycat.ru/iq/
Архив обзоров http://www.citycat.ru/iq/obzor.html

 

Все дороги Виртуального_Мира ведут в Реальный мир!



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное