"Формула-1" - 'то 53 года жесткой и бескомпромиссной борьбы, это 16-18 этапов, проводимых ежегодно в разных странах, это 10 - участвующих в сезоне команд, которые выставляют на старт 20 болидов, это - шоу, цена на билеты в котором может достигать нескольких тысяч долларов, и это - до полутора миллиардов телезрителей, которые с разной степенью интенсивности следят за чемпионатами мира.
Каждый этап называется "Гран-При" и носит имя принимающей данную гонку страны.
Что в мире "Формула-1" успешно конкурирует с футболом по такому показателю, как телеаудитория…
В футбольной среде Европы не так давно вынашивалась идея о создании автогоночного чемпионата под эгидой самых известных футбольных клубов, чтобы объединить болельщиков двух популярнейших видов спорта. Однако в связи с финансовыми проблемами осуществить идею так и не удалось.
Современная "Формула-1" - это не только спорт и зрелище высочайшего уровня, но и огромный бизнес, общая стоимость которого составляет по различным оценкам от 1,3 до 2 миллиардов долларов. Среднекомандный бюджет превосходит 120 миллионов долларов в год, но фактически распределяется он крайне неравномерно: команда "Тойота" в состоянии потратить 1 миллиард долларов за три года, небольшие же частные команды "Джордан" и "Минарди" вынуждены даже продавать места желающим выступать за них пилотам.
На гоночный уик-энд каждая из команд привозит порядка 100 тонн оборудования и материалов. За это "Формулу-1" называют иногда "Большим цирком" - весь "антураж" приходится возить с собой.
Болид современной "Формулы-1" - это сложнейшая конструкция, имеющая примерно 450 кг сухого веса, укомплектованная двигателем внутреннего сгорания объемом в три литра и приблизительно равным по мощности 900 лошадиным силам. Скорость до 100 км/ч болид способен набрать за 3,3 секунды. Максимальная скорость может достигать 370 км/ч, при этом тормозной путь до полной остановки с такой скорости составляет менее 100 метров.
Двигатель болида "Формулы-1" способен "раскручиваться" до 19000 оборотов в минуту (!) и этот предел с каждым годом отодвигается все дальше. Однако он обладает очень маленьким ресурсом, - всего около 800 км. Причём ещё год назад, до изменения правил, "срок жизни" моторов был еще вдвое меньше. Такова цена невероятных скоростных и силовых качеств двигателя.
Обладая в неподвижном положении весом всего в 450 кг, при скоростях под 200 км/ч болид "тяжелеет" до нескольких тонн за счет отточенной аэродинамики обшивки.
Знаете ли Вы, что болид Ф-1 использует основной принцип полета самолета с точностью до наоборот? Если крылья самолёта заставляет его подниматься в воздух, то антикрылья гоночного болида, напротив, прижимают к земле стремящуюся взлететь машину.
Одного комплекта шин такому болиду хватает максимум на 30 кругов дистанции, то есть примерно на 100-150 км пробега, после чего особый состав резины полностью утрачивает свои уникальные свойства.
Смена комплекта резины и заправка болида для последующих 20 кругов гонки занимает у механиков от шести до девяти секунд. - Это достигается совместными усилиями, по крайней мере, 17 человек! Сама замена колеса занимает всего около 4 секунд от момента полной остановки болида до момента проверки болта контролером.
Существуют и двухместные болиды "Формулы-1", которые используются на рекламных мероприятиях некоторых из команд.
Руководители одних из самых успешных команд последних двух десятилетий "Вильямс" и "МакЛарен" Фрэнк Вильямс и Рон Деннис начинали простыми механиками в боксах, а Жан Тодт, возглавляющий "Феррари", был штурманом одного из гонщиков чемпионата мира по ралли Уве Андерссона, который позже возглавил команду "Формулы-1" "Тойота".
Для того, чтобы более-менее комфортно наблюдать за ходом гонки с трибун, необходимо затыкать уши специальными затычками ценой от 10 долларов, чтобы просто не потерять слух навсегда…
Что в случае, скажем, столкновения с ограждениями на скоростях под 200 км/час пилот способен самостоятельно выбраться из болида и даже совершить легкую пробежку? Избежать летального исхода ему помогают 5 независимых систем ремней безопасности, система защиты шеи и позвоночника, резиновые прокладки, а также невероятно прочная конструкция окружающего его "кокпита".
Расстояние между болидами в гонке исчисляют не метрами или сантиметрами, а временем, с точностью до тысячных долей секунды. К примеру, рекорд минимального расстояния при пересечении двумя пилотами линии финиша принадлежит пилотам команды "Феррари". В 2002 году на трассе "Индианаполис" в США он составил всего 0,011 секунды. В 1995 году в австралийской Аделаиде было установлено обратное достижение, когда выигравший гонку Дэймон Хилл обогнал финишировавшего вторым пилота на 2 круга.
Самый долгий "Гран-При" в истории состоялся в 1954 году на трассе Нюрбургринг в Германии, когда выигравший Хуан Мануэль Фанхио финишировал через 3 часа 45 минут после старта. Самый же короткий "Гран-При" состоялся в 1991 году в Австралии, когда гонка была остановлена из-за дождя. Победивший тогда Айртон Сенна за 24,5 минуты успел преодолеть лишь 14 кругов или 53 километра.
Физические нагрузки, которым подвергаются пилоты болидов во время гонки, в среднем значительно превосходят нагрузки летчика-истребителя во время полета и могут сравниться только с нагрузками космонавта в стартующей ракете! Пилот "формульного" болида до 20 раз в минуту подвергается боковым перегрузкам в 3-5g, потеря его живой массы достигает 4-5 кг за полтора часа, и, чтобы не потерять сознание в это время, он вынужден пить воду, которая подводится к его рту специальной системой.
Самым титулованным спортсменом за всю историю "Королевской Формулы" является немецкий пилот Михаэль Шумахер. Он становился чемпионом мира целых 6 раз! Достижения грозного "Красного Барона", как его иногда называют, на данный момент таковы: он выходил на старт 193 раза, выиграл 70 гонок, 56 раз устанавливал быстрейший круг в гонке, 115 раз был на подиуме, и набрал 1038 очков. Суммарно во всех гонках он преодолел 10719 кругов, что составляет 50755 км, из них лидируя - 3975 кругов (18606 км)! Единственным же непобитым им пока принципиальным "формульным" рекордом продолжает оставаться количество выигранных предгоночных квалификаций, - 65. Этот рекорд продолжает принадлежать трагически погибшему 1 мая 1994 г. во время гонки в Имоле трехкратному чемпиону мира бразильцу Айртону Сенне.
Знаете ли Вы, что кроме Михаэля Шумахера в гонках участвуют еще 19 пилотов? ;)
Знаете ли Вы, что не все рекорды в "Формуле-1" принадлежат Михаэлю Шумахеру? ;) Так, на счету двукратного чемпиона мира 1960-х гг. Джима Кларка 8 "Больших Шлемов" (выигранная квалификация, лидирование от старта до финиша, быстрейший круг в гонке и победа) в 72 гонках, в то время как у Шумахера "всего" три "Больших Шлема" в 193 "Гран-При". Самым молодым чемпионом мира является бразилец Эмерсон Фиттипальди, выигравший свой первый титул в неполные 26 лет, а самым молодым победителем квалификации и гонки - современный пилот Фернандо Алонсо, одержавший свои первые триумфы в 2003 году в возрасте 22 лет. Именно Алонсо, а также молодой финн Кими Райкконен - наиболее реальные в данный момент претенденты на побитие рекорда Фиттипальди.
Михаэлю Шумахеру принадлежит и крайне сомнительное достижение. Это единственный в истории пилот, дисквалифицированный по итогам целого сезона. Это произошло в 1997 году после того, как немец во время решающей гонки намеренно вынес с трассы своего главного соперника в борьбе за титул - канадца Жака Вильнёва. Поэтому в итоговых результатах 1997 года вы найдёте только одного человека с фамилией Шумахер - Ральфа, младшего брата чемпиона мира.
Самым высокооплачиваемым пилотом в мире является также Михаэль Шумахер. Его годовая зарплата в итальянской "Скудерии Феррари", цвета которой он защищает, составляет около 50 миллионов долларов в год. С учетом же доходов от рекламы суммарный заработок "самого быстрого немца на свете" достигает приблизительно 120 миллионов "зеленых" за год. Несколько квадратных миллиметров места для рекламного баннера на шлеме Михаэля Шумахера продаются за 10 тысяч долларов, - для того, чтобы рассмотреть такую рекламу, необходима мощная лупа. Тем не менее, Шумахер всё ещё не может опередить по уровню доходов другого спортсмена - Тайгера Вудса, занимающегося одним из самых "мирных" видов спорта - гольфом.
Единственным в истории автоспорта посмертным чемпионом мира стал австрийский пилот Йохен Риндт, трагически погибший 5 сентября 1970 г. на тренировке перед Гран-При Италии. Вообще, "Королевская Формула" - достаточно кровавый вид спорта, за 53 года на трассах и трибунах погибло 37 пилотов, 3 судей и 30 зрителей.
Самым невезучим пилотом в истории считается англичанин Стирлинг Мосс, в 1950-х гг. четырежды подряд становившийся вице-чемпионом мира. Причём однажды Мосс практически добровольно отказался от титула, не пожелав дать свидетельства против своего главного соперника, невольно нарушившего правила.
Знаете ли Вы, что чемпионат мира 2004 года стартует 7 марта гонкой в Австралии, поэтому сейчас самое время для того, чтобы начать следить за перипетиями этого интригующего первенства.
Знаете ли Вы, что… узнать больше о таком великолепном виде спорта, как "Формула-1" Вам помогут популярные рассылки "Ф1-МОМК" и "Обзор событий мирового автоспорта", подписные формы которых Вы без труда найдете в этом номере… Добро пожаловать в дружные ряды поклонников "Королевских Гонок"!
Приглашаю авторов рассылок Subscribe.ru к обмену формами быстрой подписки.
Если вы обнаружили в этом номере рассылки
опечатку, учтите, что она помещена сюда намеренно. Среди читателей всегда
встречаются люди, выискивающие чужие ошибки, а наша рассылка известна как
издание, удовлетворяющее всем вкусам. Здесь каждый найдет то, что ищет.
Оставайтесь с нами!