Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 774

от 21.02.2015 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Анонс!

22 февраля выходит в свет рассылка с 794-м выпусом Ворчалок об Истории:

Венгры приходят в Европу. Часть X. Правление св. Иштвана (Стефана) I (продолжение)



Анекдоты о художниках, их картинах и друзьях. Вып. 10. Испанские художники_2



Экстазы Мурильо

Художник Мурильо был очень религиозным человеком. В Севилье его очень часто видели в церкви Санта Крус, когда он стоял на коленях перед картиной Филиппа де Шампаня “Снятие с креста”, погружённый в молитвенное созерцание.
Однажды Мурильо простоял таким образом до очень позднего времени, и ризничий собрался закрывать церковь. Он подошёл к Мурильо и дотронулся до его плеча, но Мурильо никак не отреагировал на прикосновение. Тогда ризничий взял его за руку и сказал:
"Сеньор, я иду запирать двери. Вам пора".
Мурильо очнулся и попросил, словно о небольшой услуге:
"Хорошо. Я только хочу дождаться здесь, пока Святое Семейство совсем не снимет тело Спасителя с креста".
Филипп де Шампань (1602-1674).
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617-1682).

Религиозный транс

Религиозные трансы Мурильо были хорошо известны жителям Севильи, которые относились с уважением к подобной религиозности. Однажды он с самого раннего утра неподвижно простоял на верхушке "золотой башни", глядя в небо. Сторожа башни за это время успели несколько раз подняться на башню и спуститься с неё, а Мурильо всё неподвижно стоял.
Наконец, один из сторожей забеспокоился и подошёл к Мурильо:
"Сеньор, берегитесь! С нашим солнцем шутить нельзя".
Мурильо точно проснулся и, оглянувшись, проговорил:
"О, как хороша она! Зачем вы помешали мне? Она уже сходила со своей высоты..."
Сторож вопросительно посмотрел на своего напарника, но тот сказал:
"Оставь его! Этот сеньор — художник Мурильо. С ним разговаривала сама Богородица".


Не купил, так украл

Испанский король Карл III (1716-1788, король с 1759) очень хотел заполучить один из пейзажей кисти Якоба ван Рёйсдаля (1628-1682), которым владел богатый купец из Бреды. Король предложил купцу миллион гульденов за этот пейзаж, но купец отказался от предложенной цены и сказал, что картина не продаётся.
Тогда Карл III приказал трём доверенным дворянам отправиться в Бреду и любым путём раздобыть желанное полотно.
Один из дворян нанялся в слуги к этому купцу, а другой нанялся в этот же дом учителем пения и танцев к дочерям купца.
Через два месяца из дома купца исчезли пейзаж ван Рёйсдаля и одна из дочерей.
Купец во все стороны разослал объявления о том, что воры могут оставить девицу себе, а он лишь просит вернуть картину за вознаграждение.
Ответа ограбленный купец так и не получил.


Что дороже?

В царствование короля Филиппа IV (1605-1665, король Испании с 1621) почти одновременно произошли два важных события: в его дворце случился очень сильный пожар, а из Нидерландов пришло сообщение о потере одной из провинций.
Выслушав вестников из Нидерландов, Филипп IV спокойно произнёс:
"Да, это, конечно, очень грустно, но с Божьей помощью мы завоюем ещё несколько провинций. Зато спасена от огня картина Тициана. А таких уже больше никто и никогда не напишет!"
Тициан Вечелио (1488-1576).

Слава по-испански

Однажды известный торговец картинами Адольф Гупиль (1806-1893) предложил испанскому художнику Касадо дель Алисалю (1832-1886):
"Передавайте мне для продажи все ваши картины, и я прославлю вас на всех пяти частях света".
Художник ответил с испанским достоинством:
"Слава, создаваемая торгашеской рекламой, нисколько меня не соблазняет. Что же касается пяти частей света, то всем им вместе я предпочитаю свою родину".


Я не испанец!

Когда один русский аристократ рассматривал картины Мариано Фортуни (1838-1874) и назвал его испанским художником, известный живописец с негодованием воскликнул:
"Я не принадлежу к потомкам палачей и инквизиторов! Я не испанец, а каталонец, и происхожу от тех трубадуров, которые во времена тьмы и варварства хотели завоевать мир песней и музыкой!"


Какой король?

Испанский король Альфонсо XII (1857-1885, король с 1874) однажды в Барселоне попросил одного из местных художников открыть для него свою мастерскую, но художник отказал королю в этой просьбе.
Альфонсо XII удивился:
"Разве вы меня не знаете?"
Художник холодно ответил:
"Нет".
Король настаивал:
"Я ваш король".
Художник с удивлением сделал пару шагов назад и гордо заявил:
"Простите меня, но НАШ последний король дон Хайме, завоеватель Валенсии и Мурсии, умер несколько сот лет назад, а после него, как я знаю, были узурпаторы, сжигавшие хартии наших фуэросов в своих дворцах. Но королей у нас больше не было..."
Художник имел в виду Хайме I Завоевателя (1208-1275), который был королём Арагона и графом Барселоны.

Ученик и учитель

Хуан де Луна-и-Новисио (1857-1899), родившийся на Филиппинах, в 1884 году получил в Мадриде золотую медаль на Национальной выставке изящных искусств за картину “Битва при Лепанто”.
На банкете, организованном в честь признания заслуг художника, выступил и взволнованный лауреат, который назвал своим учителем известного художника Касадо дель Алисаля (1832-1886).
Следующим слово взял дель Алисаль и спокойно сказал, что ведь и Иоанн Креститель был учителем Христа. Од же лишь научил Луну только грамоте, а теперь видит, что и ему надо учиться у этого молодого человека.
Следует заметить, что Алисаль на эту выставку своих картин не представил, так как опасался, что жюри присудит по старой памяти первую награду ему самому; он же хотел дать дорогу молодым талантам, вроде Луны.

Анекдоты о художниках, их картинах и друзьях. Вып. 9. Испанские художники

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
© Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2015
abhoc@abhoc.com

В избранное