Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 773

от 14.02.2015 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Анонс!

15 февраля выходит в свет 793-й выпуск Ворчалок об Истории:

Венгры приходят в Европу. Часть IX. Правление св. Иштвана (Стефана) I



Анекдоты о художниках, их картинах и друзьях. Вып. 9. Испанские художники



Неуместная гордость

В 1878 году испанский король Альфонсо XII (1857-1885, король с 1874) по случаю своего бракосочетания с Марией де ла Мерседес Орлеанской и Бурбон (1860-1878) совершал поездку по стране. В одном из городов Кастилии монарх встречался с местными знаменитостями, среди которых оказался и молодой художник Фернандо Ольтнер, уже прославившийся в своём городе и мечтавшей чуть ли не о мировой известности.
В беседе с королём художник был довольно несдержан, почти груб, и в какой-то момент монарх не выдержал:
"Не забывайте же, наконец, что вы несчастный художник, а я..."
Художник перебил короля:
"...счастливый король! О, Ваше Величество! Альфонсов было 12 и будет с Божьей помощью ещё столько же, а Фернандо Ольтнер был, есть и будет один!"
Король расхохотался в ответ на эту дерзость, а королева Мерседес заметила:
"Однако, вы очень горды".
Художник же не мог или не хотел остановить фонтан своего красноречия:
"Да, теперь это моё единственное богатство! Ведь я не ношу короны Карла V и Филиппа II, обагривших полмира кровью невинных".
Король Альфонсо XII был очень выдержанным и спокойным человеком, недаром его прозвали в народе “Миротворец”. Он лишь обернулся к своему адъютанту Паскуалю Сервера-и-Топете (1839-1909) и сказал ему:
"Кровавые короны Карла V и Филиппа II... Как это громко! Впрочем, что же, пришла пора, когда короли должны подавать своим подданным примеры не только вежливости, но и смирения".
Однако кастильский народный говор он запомнил, а художник...
Художник Ольтнер так и остался лишь местной знаменитостью, и его имя никто теперь и не вспоминает.
Паскуаль Сервера-и-Топете (1839-1909) — адмирал.
Филипп II (1527-1598, король Испании с 1556).
Карл V (1500-1558, император 1519-1556, король Испании [Кастилии и Арагона] как Карл I 1516-1551).

Маска, я тебя знаю!

Во время карнавала 1884 года в Мадриде одна из масок стала нагло смеяться в лицо королю, напоминая о его похождениях с известной певицей Аделаидой Борги (1829-1901). Король узнал характерный выговор и вспылил:
"Вы дерзки, как кастильский художник!"
Шутник с удивлением отступил от короля:
"Извините, Ваше Величество, я думал, что вы меня не знаете".
Этот юноша тоже оказался кастильским художником.

Обмен копиями, или два обманщика

Король Испании Карл III (1716-1788, король с 1759) посетил монастырь Картуха-де-Мирафлорес близ Бургоса, в котором ему очень понравилось какое-то полотно кисти Тициана. Король, вернувшись в Мадрид, послал аббату письмо с просьбой прислать картину в столицу, чтобы монарх мог внимательно и без помех насладиться творением великого мастера.
Аббат прекрасно понимал, что обратно картина уже не вернётся, и написал королю, что он выполнит его просьбу только в том случае, если Карл III пришлёт ему для ознакомления одну из “Мадонн” кисти Мурильо.
Когда король получил подобный ответ, он осерчал:
"Хорошо же! Этот святой отец будет меня помнить!"
Через месяц в монастырь Картуха прибыл роскошный кортеж, который доставил “Мадонну”, и королевским посланцам была передана картина Тициана.
Когда Тициана привезли в Мадрид, Карл III написал аббату письмо, в котором интересовался, как тому понравилась копия с картины Мурильо, заказанная королём специально для Картухи, и что король дарит эту копию монастырю.
Аббат внимательно рассмотрел полученную картину, убедился в правдивости слов короля и ответил монарху:
"Подарок Вашего Величества великолепен. Копия с Мурильо помещена нами рядом с оригинальной картиной Тициана, точный список с которой в настоящее время находится у Вас".
Король приказал своим специалистам внимательно исследовать полученную картину, и те доложили, что аббат действительно прислал копию Тициана.
Получилось, что король и аббат обменялись копиями знаменитых картин, и по этому поводу Карл III в раздражении бросил:
"Чёрта и монаха не надует даже король испанский".
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617-1682).
Тициан Вечелио (1488-1576).

“Для Эскориала? Только Ад!”

Король Карл IV (1748-1819, король Испании 1788-1808) однажды спросил у Гойи, что тот хотел бы изобразить на стенах Эскориала.
Гойя, не раздумывая, ответил:
"Ад! На всех стенах Ад!"
Заинтригованный ответом, Карл IV с улыбкой поинтересовался:
"И кто же в нём играл бы роль Люцифера?"
Гойя опять не задержался с ответом:
"Его Величество король Филипп II".
Франсиско Гойя (1746-1828).

Немного о Рибере

Хусеп де Рибера (1591-1652) большую часть своей сознательной жизни провёл в Неаполе, куда он приехал, скрываясь от кредиторов.
Известно, что о Рибере большинство современников отзывались резко негативно. И в живописи, и в финансовых вопросах он вёл себя как настоящий бандит, просто устраняя с помощью своих дружков неугодных ему людей. А так как он был великим художником, то пользовался покровительством вице-королей Неаполя, ценивших живопись и прикрывавших все его преступления.
Молва приписывала Рибере все преступления - от воровства до убийства, и я приведу лишь парочку примеров.
Богатого горожанина по фамилии Риччи он с помощью мошеннической схемы не только разорил до нитки, но ещё обвинил беднягу в мошенничестве и сманил его жену. Женщину он, правда, через некоторое время бросил.
Рибера объединил местных неаполитанских художников в преступное сообщество, которое не допускало чужаков в свой круг и диктовало цены на произведения живописи.
Один молодой художник привёз в Неаполь свою картину, предназначенную для монастыря недавно основанного ордена траппистов. По отзывам тех, кто видел это полотно, молодой художник создал шедевр, а Рибера посоветовал вице-королю поместить картину в своём дворце. На следующее же утро прекрасная картина была безнадёжно испорчена и изрезана на куски. Молодой художник собирался приступить к восстановлению картины, но доброжелатели очень убедительно посоветовали ему немедленно убираться домой, если он не собирается быть неожиданно зарезанным из-за угла каким-нибудь бродягой. Художник понял намёк и быстро покинул негостеприимный Неаполь.

Картина спасает жизнь

Король Испании Карл III однажды приговорил к смерти своего придворного, которого оговорили недоброжелатели. Напрасно жена осуждённого пыталась добиться аудиенции у короля — все её попытки были нейтрализованы врагами её мужа.
У осуждённого имелась одна из картин Веласкеса, и было широко известно о страсти короля к хорошим картинам. Всё это натолкнуло женщину на мысль переодеться в мужское платье, выдать себя за торговца полотнами и в таком виде проникнуть к королю.
Переодетую женщину не опознали при входе во дворец, а торговца картинами ни в чём не могли заподозрить — только вот таким образом эта женщина и смогла предстать перед Карлом III, который сразу же спросил мнимого торговца:
"Что ты хочешь, юноша, за эту картину?"
“Торговец” ответил:
"Я не продаю её".
Король обрадовался:
"Тем лучше! Значит, ты хочешь сделать мне подарок? Это достойный поступок для верноподданного".
“Торговец” возразил:
"Нет, Государь, я хочу за неё жизнь одного человека".
Карл III даже переменился в лице и возмутился:
"Ты с ума сошёл! В Испании можно казнить за всё, но только не в уплату за картину".
“Торговец” попытался разъяснить ситуацию:
"Я не прошу отнять жизнь у кого-нибудь. Наоборот, подарите мне жизнь одного из осуждённых Вами!"
Увидев, что дальше притворяться не имеет смысла, “торговец” упал на колени, и бедная женщина призналась во всём Карлу III.
Итог: муж женщины был помилован; картина Веласкеса оказалась в собрании Карла III.
Эта женщина так понравилась королю, что он хотел зачислить её в штат придворных, и ей лишь с большим трудом удалось избежать высочайшей милости.
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (1599-1660).

Анекдоты о художниках и их друзьях. Вып. 8. Поль Сезанн (1839-1906)

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
© Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2015
abhoc@abhoc.com

В избранное