Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 656

от 15.09.2012 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Анонс!

16 сентября выходит в свет рассылка с 676-м выпуском Ворчалок об Истории:

Лев весной или, кругом Матильды (Гражданская война и Анархия в Англии XII века). Часть IV. Стефан утрачивает свои позиции



Анекдоты о художниках и их друзьях. Вып. 6. Дега и Мане



Дега о толпе

О картине художника Альфреда Ролля (1846-1919) “Работа” Дега сказал:
"Там есть пятьдесят фигур и нет толпы. Толпу можно сделать из пяти фигур, но не из пятидесяти".


Дега копирует Пуссена

В 1870 году Дега поставил свой мольберт в Лувре и целыми месяцами копировал “Похищение сабинянок” Никола Пуссена (1594-1665).
Как написал об этом Джордж Мур (1852-1933):
“Копия ни в чём не уступала оригиналу”.


Бронзы Дега

Дега всегда любил лепить скульптуры, а когда он стал очень плохо видеть, то полностью перешёл на ваяние. Но почти все его скульптуры оставались в глине или воске, и только пара скульптур была отлита в гипсе. Дега говорил по этому поводу:
"Оставить после себя что-нибудь в бронзе – слишком большая ответственность. Ведь это навечно".


Дерьмо и бриллиант

Однажды во время спора Эмиль Золя (1840-1902) сказал Стефану Малларме (1842-1898), что в его глазах дерьмо стоит бриллианта.
Малларме ответил:
"Да, но бриллиант встречается реже".


Дега и стихи

Однажды Дега вместе с Малларме обедал у художницы Берты Моризо (1841-1895). Дега стал жаловаться на трудность поэтической работы:
"Какое ремесло! Я потратил целый день на один проклятый сонет и не продвинулся ни на шаг... И, однако, в идеях у меня недостатка нет. Я полон ими. У меня их даже слишком много..."
Малларме возразил художнику:
"Но, Дега, стихи делаются не из идей, а из слов".


Эдуард Мане на дуэли

Писатель Луи-Эмиль Дюранти (1833-1880) был близок с Эдуардом Мане и его кругом, они считались друзьями. Однако в 1870 году Дюранти опубликовал статью, в которой содержались резкие и несправедливые отзывы о творчестве Мане. Известно, что художник равнодушно сносил нападки врагов, но тут он был взбешён, и публично, в кафе, дал Дюранти пощёчину. Замять инцидент не удалось, и дуэль должна была состояться.
Вот как она описана в протоколе дуэли:
"Сегодня, 23 февраля 1870 года, имела место дуэль на шпагах в лесу С.-Жермен около 11 часов утра между м-сье Мане и м-сье Дюранти.
Первая и единственная стычка была настолько сильной, что шпаги были повреждены.
М-сье Дюранти получил ранение в правую сторону, под грудью. Рана лёгкая, так как шпага противника упёрлась в ребро. Свидетели, осмотрев рану, заявили, что честь противников удовлетворена, и дуэль продолжаться не может.
В силу чего мы подписали этот протокол. Париж, 23 февраля 1870 года.
Свидетели м-сье Мане: Эмиль Золя, А. Виньо.
Свидетели Дюранти: Е. Шнерб, Поль Лафарж".
Вскоре состоялось примирение дуэлянтов, и их дружба продолжалась вплоть до смерти Мане.

Мане и поза Фора

В 1877 году Мане выставил в Салоне портрет певца Жана-Батиста Фора (1830-1914) в роли Гамлета. Фор был недоволен портретом – ему не нравилась поза, в которой его изобразил художник.
Фор закал другой портрет у Джованни Бальдини (1845-1931), пригласил Мане посмотреть его и стал расхваливать позу, в которой его изобразил итальянец.
Мане ему возразил:
"Дорогой Фор! Вчера я был в кондитерской Тортони, и многие уверяли, что Бертелье, который делает своим носом и ртом какие угодно гримасы, гораздо талантливее Вас".
Фор хмыкнул:
"Вы очень остроумны, мой дорогой Мане!"
И они пожали друг другу руки. Но Мане не стал менять позу Фора на портрете, а Фор отказался принять портрет, хотя они и оставались в дружеских отношениях.
Кстати, Фор собирал произведения живописи, и в его коллекции насчитывалось 67 работ Мане.

Клемансо и Мане

Жорж Клемансо (1841-1929) несколько раз позировал в мастерской Мане. Позже он говорил по этому поводу:
"Мне было очень приятно беседовать с Мане! Он так умён!"
Именно Клемансо в 1907, будучи премьер-министром, распорядился о передаче картин “Олимпия” и “Завтрак на траве” из Люксембургского дворца в Лувр.

Орден для Мане

В конце 1881 года министр искусств Антонен Пруст (1832-1905) на встрече с премьер-министром Леоном Гамбеттой (1838-1882) настоял, чтобы последний дал своё согласие на награждение Мане орденом Почётного легиона. Гамбетта пошёл с этим предложением к Президенту Республики Жюлю Греви (1807-1891). Греви, услышав имя Мане, даже подскочил в своём кресле:
"Мане! Нет, ни за что и никогда!"
Именно Гамбетта располагал реальной властью в Республике, и ему это не понравилось:
"Господин Президент, вопрос об орденах подлежит решению Ваших министров. Мы просим Вас только о подписи, но Вы не имеете права оспаривать наш выбор".
Президент Греви вынужден был проглотить это замечание и подписал указ о награждении.

Я – не калека!

Однажды Мане зашёл к мадам Виро, которая была одета в стиле Марии-Антуанетты, с кружевом в седых волосах и косынкой на шее. Увидев это, он воскликнул:
"Клянусь, мадам, Ваша замечательная голова – прямо просится на эшафот!"
Тут мадам Виро заметила, что он опирается на трость, и предложила ему стул, но художник отказался:
"Он мне ни к чему, я ещё не калека!"
Мане страдал от боли, но гордость не позволяла ему в этом признаться.
Вернувшись к себе на улицу Амстердам, Мане продолжал восхищаться увиденным, а потом весело заметил:
"Она хотела сделать меня калекой в глазах всех женщин, которые были там! Ах, эти женщины!"


Анекдоты о художниках и их друзьях. Вып. 5


(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2012
abhoc@abhoc.com

В избранное