Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 651

от 14.07.2012 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Анонс!

15 июля выходит в свет 671-й выпуск Ворчалок об Истории:

Лев весной или, кругом Матильды (Гражданская война и Анархия в Англии XII века). Часть I



Ислам: влияние на средневековую Европу. Часть I



Значение Ислама

В сочинении Мартина Лютера (1483-1546) "О войне с турками" Коран был назван учебником насилия, а сами турки охарактеризованы как убийцы и насильники.
Шло время, и в 1965 году Вселенский собор в Ватикане признал заслуги Ислама в передаче истин, касающихся Бога и его всемогущества, Иисуса, девы Марии, пророков и апостолов.

Угрозы Италии

В IX веке мусульмане захватили Сицилию и угрожали Неаполю и Риму. Известно, что римский папа Иоанн VIII (820-882, папа с 872 г.) два года платил дань мусульманам, но европейские историки не очень любят вспоминать об этом.

Джихад

Академик Василий Владимирович Бартольд (1869-1930) так в своё время написал о джихаде:
"Джихад (война за веру) был прежде всего источником материальных благ. Слова Корана о борьбе с неверными и райском блаженстве, ожидающем павшего в бою, должны были вызвать также религиозное одушевление, без которого были бы немыслимы блестящие успехи мусульманского оружия; но это воодушевление явилось позже и прошло быстрее, чем думает большинство писавших об исламе".
Немного дальше Бартольд пишет:
"С распространением культуры и городской жизни изменилось также отношение к джихаду. Для культурной Сицилии джихад в X веке был тягостной воинской повинностью, от которой всеми мерами старались освободиться. От выполнения этой повинности освобождались лица, избравшие педагогическое поприще, и арабский автор замечает, что по этой причине число педагогов в Сицилии далеко превышало существующую потребность".
Целью джихада за пределами Аравии было не обращение жителей в ислам, а подчинение их мусульманским порядкам. Иудеи и христиане считались монотеистами и получали статус покровительствуемых, зимми. Они сохраняли внутреннее самоуправление и должны были платить налоги. Переход зимми в мусульманство не поощрялся, так как это уменьшало налоговые поступления. Арабы брали на себя только верховное управление и сбор налогов.

Пособия на джихад

Первоначально все мусульмане ежегодно получали из казны пособие и могли полностью посвящать себя джихаду и другим общественным обязанностям. Система выдачи этих пособий прекратилась около 750 года, то есть уже после завоевания Испании, но до захвата Сицилии.

Влияние мусульманства на Сицилии

Хотя к концу XI века христиане и отвоевали Сицилию у мусульман, но образ жизни на острове первое время оставался скорее мусульманским, так что первого короля Сицилии Роджера II (1095-1154) часто называли “крещёным султаном Сицилии”.

Уважение к христианским святыням (Компостела)

В начале IX века в Галисии был найден древнеримский саркофаг. Сразу же родилась легенда о том, что некий монах Пелахо увидел путеводную звезду и, следуя за ней, обрёл нетленные мощи св. апостола Иакова (Сантъяго).
В конце IX века король Альфонс III (848-910, король Астурии с 866) приказал построить над мощами небольшую церковь, а образовавшееся вокруг мощей поселение стали называть Компостела (“Указанное звездой”).
Слава об этом святом месте быстро распространилась по всему христианскому миру. И не только.
В 997 году Компостелу захватил и разграбил знаменитый Альманзор (939-1002), однако он не потревожил почитаемое святилище. Правда, колокола с церкви он приказал отправить в Кордову, и нести их должны были пленные христиане на своих плечах.
[Альманзор – так христиане называли Мухаммеда ибн Аби Амира, который объявил себя аль-Мансуром, то есть – Победоносным.]

Границы торговли для европейцев

Итальянские торговцы сразу же после великих арабских завоеваний свободно доставляли свои грузы в Тунис и Египет, а потом и в Испанию, но этим их торговые операции с миром ислама и ограничивались. Правители мусульманских государств запрещали европейцам транзитную торговлю через Красное море или Судан. Впрочем, итальянцы стали придерживаться аналогичного принципа в отношении торговли с Центральной и Восточной Европой.

О компасе

До сих пор многие считают, что компас изобрели китайцы чуть ли не в III тысячелетии до Р.Х. В основе такого заблуждения лежит одно неверно истолкованное сообщение о наблюдениях древних китайцев за проявлениями природного магнетизма.
На самом деле, первое упоминание в китайских источниках об использовании именно компаса относится к 1100 году, да и то они заимствовали этот прибор у арабов. В европейских источниках первое упоминание о компасе относится к 1187 году.
Когда же с китайскими торговцами встретились европейцы, то выяснилось, что китайские компасы значительно уступают европейским. Арабские же торговцы в искусстве мореплавания во времена Вашку да Гамы совсем не уступали португальским морякам.

(Продолжение последует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
Виталий Киселёв (Старый Ворчун), 2012
abhoc@abhoc.com

В избранное