Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 632

от 03.03.2012 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Анонс!

4 марта выходит в свет 652-й выпуск Ворчалок об Истории:

Лукреция, жена Коллатина, или, изгнание царей из Рима (“Галантные дамы былых времён”). Часть I



Анекдоты о художниках и их друзьях. Вып. 5



Дега о Бенаре

Художник Поль Бенар был типичным представителем салонной живописи, но с середины 80-х годов XIX века начал в своих картинах использовать некоторые находки импрессионистов. Эдгар Дега высказался о нём так:
"Он летает, словно Меркурий, на наших собственных крылышках, и как Меркурий вороват".


Из бесед Дега с Волларом: лошадка и Ренуар

Беседуя с Волларом, Дега взял в руки маленькую деревянную лошадку:
"Вот что служит мне моделью, когда я возвращаюсь со скачек. Разве заставишь настоящих лошадей поворачиваться так, чтобы они были освещены, как тебе нужно?"
Воллар попытался возразить:
"Если бы импрессионисты слышали вас, мсье Дега..."
Дега резко перебил Воллара:
"Вы знаете, что я думаю о художниках, которые работают на больших дорогах. Будь я на месте правительства, я отрядил бы бригаду жандармов, чтобы следить за теми, кто пишет пейзажи с натуры. О, я не хочу ничьей смерти и думаю, что для начала можно было бы стрелять дробью".
Воллар попытался исправить ситуацию:
"А Ренуар, разве он не пишет пленер?"
Дега немного успокоился:
"Ренуар – другое дело. Он может делать всё, что ему угодно. Вы видели его кошку, играющую с клубками разноцветной шерсти?"


“Сезанны” Гогена

Когда Поль Гоген ещё активно занимался биржевой деятельностью, ему удалось впридачу к своему довольно приличному жалованью заработать сорок тысяч франков. Пятнадцать тысяч из этих денег Гоген истратил на покупку картин, в основном, импрессионистов. В его коллекции вскоре оказалось двенадцать полотен Сезанна.
Процветание Гогена оказалось не слишком продолжительным, и вскоре жена стала от него требовать, чтобы он расстался с несколькими “сезаннами” из его коллекции для обеспечения семьи денежными средствами. Гогену очень не хотелось этого делать, и по поводу двух полотен Сезанна из своей коллекции он ответил жене:
"Я очень дорожу моими двумя полотнами Сезанна, поскольку у художника мало законченных вещей, но придёт день, и они станут большой ценностью".


Воллар у графини

Воллар одним из первых оценил полотна Сезанна и начал скупать их.
Однажды он обратился к графине, муж которой в своё время купил несколько полотен Сезанна, а графиня после смерти мужа отправила их на чердак. Когда Воллар предложил купить эти полотна, графиня высокомерно отвергла его предложение:
"Мосье, это не искусство..."
Воллар продолжал свои попытки переубедить графиню:
"Но картины стоят денег, и если крысы..."
Графиня была неумолима:
"Что ж, пусть мои крысы грызут мои картины!.."


Друг Сезанна

Один из художников в Эксе в своё время получил в подарок от Сезанна два или три полотна. Воллар узнал об этом и попросил у художника разрешения посмотреть их. Художник категорически отверг все притязания Воллара:
"Сезанн мой друг, а я не выношу издевательства над своими друзьями. Чтобы эти картины не высмеивали в моём присутствии, а кроме того, чтобы не уничтожать такой добротный холст, я пишу поверх".
No comments.

Монтичелли о Салоне

Художнику Адольфу Монтичелли удавалось существовать продажей своих картин, но он никогда не торговался с покупателями, считая это ниже своего достоинства. На него не действовали ни насмешки, ни хула недругов, и он делал вид, что успех его не интересует. С гордостью он заявлял:
"Мои картины люди будут смотреть через пятьдесят лет".
Однажды ему посоветовали послать свои полотна в Салон.
Монтичелли высокомерно спросил:
"В Салон? Какой Салон?"
Ему попытались вправить мозги:
"Помилуйте, ведь не можете вы не знать о том, что Париж ежегодно приглашает художников всего мира на этот большой праздник искусства".
На это Монтичелли задумчиво ответил:
"Выставлять картины! Забавно! Я знаю, что устраивают выставки животных. Я видел на них великолепных откормленных волов. Но картины... Оля-ля!" –
и расхохотался.

Вокруг “Любителя абсента”

В 1858 году Эдуард Мане написал картину “Любитель абсента”. Художник Тома Кутюр, в мастерской которого до 1856 года учился Мане, увидев картину, воскликнул:
"Друг мой! Только такой же пьяница, как изображённый здесь, мог написать подобную нелепицу".
В 1859 году эта картина была отвергнута Салоном, за неё проголосовал только Эжен Делакруа. Мане подозревал, что в этом деле не обошлось без интриг Кутюра, и говорил об этом так:
"...Меня утешает, что Делакруа нашёл мою картину хорошей. По крайней мере, мне говорили, что это так. А Делакруа – не то, что мазилка Кутюр. Я не люблю его искусство, но он человек, который знает, чего хочет, и который умеет заставить понять это других. А это уже кое-что".


Из шуток Курбе

Однажды Гюстав Курбе зашёл к торговцу картинами Дефоржу, где в это время находился художник Диаз де ла Пенья. Курбе указал на одну из его картин и спросил:
"Сколько вы хотите за вашего “Турка”?"
Диаз ответил:
"Но это не Турок, это пресвятая Дева Мария!"
Курбе высокомерно промолвил:
"Ну, так это мне не подходит, мне нужен Турок".
После чего, хохоча с приятелями, Курбе отправился в кафе “Мадрид”.
Диаз же погнался за Курбе, пытаясь сделать ему подножку своей деревянной ногой.

Курбе против Мане

Эдуард Мане написал свою "Олимпию" в 1863 году, но рискнул выставить её для обозрения только в 1865 году. Он долго колебался и, как пишет критик Э. Базир:
"Надо было, чтобы кто-нибудь подтолкнул его. Этот толчок, которому Мане не смог противостоять, исходил от Бодлера".
Картина вызвала почти всеобщее негодование и множество обвинений в безнравственности. Только Бодлер решительно высказался в поддержку художника.
Даже Курбе, увидев "Олимпию", воскликнул:
"Но это плоско, здесь нет никакой моделировки! Это какая-то “Пиковая дама” из колоды карт, отдыхающая после ванны!"
Мане, узнав про это высказывание Курбе, заметил:
"Курбе надоел нам, в конце концов, своими моделировками! Послушать его, так идеал – это бильярдный шар!"


Указатель имён

Шарль Бодлер (1821-1867).
Амбруаз Воллар (1866-1939).
Поль Бенар (1849-1934).
Поль Гоген (1848-1903).
Эдгар Дега (1834-1917).
Эжен Делакруа (1798-1863).
Гюстав Курбе (1819-1877).
Тома Кутюр (1815-1879).
Эдуард Мане (1832-1883).
Адольф Монтичелли (1824-1886).
Диаз де ла Пенья (1808-1876).
Огюст Ренуар (1841-1919).
Поль Сезанн (1839-1906).

Анекдоты о художниках и их друзьях. Вып. 4

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2012
abhoc@abhoc.com

В избранное