Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна

Вып. 447

от 12.04.2008 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец



Анонс!

14 апреля выходит в свет 467-й выпуск Ворчалок об Истории:

А.П. Чехов: взгляд со стороны, анекдоты, высказывания. Вып. 11



Заметки об Италии. Часть II. Вокруг театра Ла Скала



Знаменитый миланский театр Ла Скала был построен в XVIII веке на месте пришедшей в упадок церкви Святой Марии делла Скала. Церковь была возведена в середине XIV века на средства Реджины делла Скала из семейства Скалигеров в благодарность за то, что Бог послал ей с мужем наследника.
К середине XVIII века в Милане обветшал старый герцогский театр, и встал вопрос о постройке нового оперного театра. Средства для этой цели собирали владельцы абонементов в ложи старого театра. Их внимание привлек удобно расположенный участок, но на нем уже стояла церковь. Было решено, что так как церковь уже находится в полуразрушенном состоянии, культурной и исторической ценности не представляет (подумаешь, какой-то XIV век!), то ее можно без особого ущерба снести, а освободившийся участок продать для строительства нового оперного театра. Участок продали за довольно незначительную по тем временам сумму, и строительство началось.
[Как все это, уважаемые читатели, нам это знакомо в современной России!]
Множество любителей оперы оказалось среди жителей славного города Милана, и даже среди иерархов церкви!
Однако не все миланцы поддержали эту идею, так что представители многих знатных семейств города не стали посещать новый оперный театр из-за того, что он был построен на священной земле.



В новом оперном театре освещение было только на сцене, так что ехидный Сэмюэль Роджерс (1763-1855) смог написать по этому поводу:
"Итальянцы любят сидеть в темноте, вероятно потому, что можно по этому случаю и не одеваться, а может быть, и по другим причинам".



По одному из преданий, начало итальянской опере положил отец Галилео Галилея – Винченцо Галилей (1520-1591), который был довольно известным музыкантом. Во Флоренции в особняке Барди он частенько играл на лютне и пел перед группой интеллектуалов того времени. Эти люди воодушевились идеей восстановить греческую трагедию, и теперь уже несколько человек стали участвовать в представлениях, исполняя свои роли под музыку и, по возможности, в стихах. Так начиналась опера...



Нравы в старой герцогской опере были несколько странными не только для современных людей, но и для многих путешественников того времени. Так, например, французский астроном Жозеф Жером Лаланд (1732-1807) написал в своем "Путешествии в Италию":
"Любители оперы появлялись там со своими слугами и обедами, которые разогревали в ресторане, что находился поблизости".



Доктор Чарльз Бёрни (1726-1814) значительно расширяет наши представления об этом вопросе:
"При ложах имелись гостиные с каминами и карточными столами, а при ложе великого герцога была и спальня".



После постройки театра Ла Скала нравы зрителей не изменились. Так во время миланских празднеств 1779 года зрителям подносили горячий минестроне и большие куски телятины. Так что звон ножей и вилок стихал только во время исполнения наиболее популярных арий.
Но и значительно позднее Берлиоз писал, что он не мог в театре слушать оперу из-за постоянного бряканья посуды.



Кстати, в театре Ла Скала уже в начале XIX века на представлениях можно было увидеть несколько десятков женщин в мужской одежде. Они это делали per disimpegno (для освобождения).



Традиция требует, чтобы в репертуаре театра Ла Скала каждый год было хотя бы по одному произведению Беллини, Доницетти, Россини, Верди и Пуччини.



(Продолжение следует)



Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также


Сонник по Фрейду


©Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@abhoc.com

В избранное