Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Информационный Канал Subscribe.Ru

Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 195

от 17.05.2003 г.


Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Вокруг Наполеона_3.

Наполеон из изгнания писал:
«Будете плакать обо мне кровавыми слезами! Франция больше нуждалась во мне, чем я в ней».


«Я непременно хотел быть французом. Когда называли меня «корсиканцем», это было для меня самым чувствительным из оскорблений».


Но для французов, особенно для знати и интеллигенции, он долго оставался чужаком, иностранцем. Вот что вспоминал Наполеон:
«Один мэр, кажется, в Лионе, сказал мне, думая что говорит комплимент:
«Удивительно, что Ваше величество, не будучи французом, так любит Францию и столько для нее сделало».
Точно палкой он меня ударил».


А, может, этот помощник мэра и хотел сказать не комплимент, но в изящной форме?


Вот некоторые воспоминания людей из его окружения. Мадам de Remusat:
«На каком бы языке он ни говорил, казалось, что этот язык ему не родной. Он должен был насиловать его, чтобы выразить свою мысль».


Ей вторит Houssaye:
«Когда [Наполеон] произносил речи [по-французски], все замечали недостаток его произношения. Ему сочиняли их заранее, переписывали крупными буквами и учили его произносить слова; но, начиная говорить, он забывал урок и глухим голосом, едва открывая рот, читал по бумаге, с выговором еще более странным, чем иностранным, что производило тягостное впечатление. Ухо и мысль неприятно поражались этим непреложным свидетельством его национальной чуждости».


Иногда, впрочем, Наполеона посещали и более трезвые мысли. Накануне своей коронации 2 декабря 1804 года он говорит Декрэ:
«Я пришел в мир слишком поздно: теперь уже нельзя сделать ничего великого».


Аналогичные слова приводит и Мармон:
«Конечно, моя карьера блестяща, мой путь прекрасен, но какое же сравнение с древностью! Там Александр покорил Азию, объявил себя сыном Юпитера, и... весь Восток верит ему. Ну, а если бы я вздумал объявить себя сыном Бога-Отца и назначить благодарственное богослужение по этому поводу, то не нашлось бы такой рыбной торговки в Париже, которая не освистала бы меня. Нет, в настоящее время народы слишком цивилизованны: нельзя ничего сделать».


К сожалению, такие трезвые мысли посещали Наполеона слишком редко!


Кроме реальной власти над людьми, Наполеону была необходима еще и духовная власть, и он это прекрасно осознавал:
«Духовная власть государя была предметом всех моих помыслов и всех желаний... Без нее нельзя управлять... Но это было очень трудно сделать; при каждой попытке я видел опасность. Я сознавал, что если бы я принялся за это, как следует, народ меня покинул бы».


Без религии он тут не мог обойтись, и тут ему была
«нужна старая католическая религия; она одна в глубине сердец, неискоренимая, и одна только может мне приобрести сердца и сгладить все препятствия».


Но тут было несколько препятствий, главным из которых оказался папа. На Святой Елене Наполеон признавался:
«Я пытался управлять папою, и тогда какое влияние, какой рычаг для власти над миром!»


Но это все и так видели. Ведь Наполеон объявил, что нет двух наместников Христа, папы и кесаря, а есть только один-единственный - кесарь. Ах, если бы Пий VII оказался более сговорчивым! На Святой Елене Наполеон продолжал мечтать:
«Я управлял бы миром духовным так же легко, как политическим… Я вознес бы папу безмерно... окружил бы его таким почетом и пышностью, что он перестал бы жалеть о мирском; я сделал бы из него идола; он жил бы рядом со мной; Париж был бы столицею христианского мира, и я управлял бы миром духовным, так же как светским».


И вначале Наполеону кажется, что все идет хорошо, что все будет как он хочет:
«Пий VII настоящая овечка, совершенно добрый человек; я его очень уважаю и очень люблю».


Но уступки папы не могли быть безграничными. Он не был овечкой и не хотел становиться идолом. Была граница, которую папа не мог и не захотел перейти. Он писал о Конкордате:
«Мы сделали все для доброго согласия. Мы еще больше готовы сделать, только бы оставили неприкосновенными те начала, в коих мы неподвижны. Тут дело идет о нашей совести, и тут от нас ничего не получат, если бы даже с нас содрали кожу».


Натолкнувшись на упорное сопротивление папы, Наполеон теряет над собой контроль:
«Папа бешеный дурак, которого надо запереть».


Кожу с папы не сдирают, но содержат под домашним арестом в Фонтенбло, и условия содержания все ухудшаются. Наполеон начинает лично управлять церковными делами, назначает епископов, но папа вначале тверд и не хочет утверждать распоряжений императора. Только под сильным давлением, как моральным, так и физическим, он утверждает распоряжения императора, но сразу же после крушения наполеоновского режима, он отменяет все эти вырванные у него уступки.


Так что и с духовной властью у Наполеона мало что получилось.


Анонс!

18 мая выходит в свет 215-й выпуск Ворчалок об Истории:

Наполеон и Единая Европа. Мысли о мировом господстве.


  Дорогие читатели! Пишите, пожалуйста, Старому Ворчуну о своих впечатлениях об Исторических Анекдотах, делайте свои замечания, присылайте свои пожелания и задавайте вопросы по темам Анекдотов, но можно затрагивать и другие вопросы. Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


Труды Старого Ворчуна:

WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также


Сонник по Фрейду [Новый!]


© Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@citycat.ru

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное