Птицеводство. Сельское хозяйство. Информационные материалы.
Рассылка: - Птицеводство. Сельское хозяйство.
Информационные материалы. -
Здравствуйте уважаемые подписчики! От автора: Птицеводческий сайт дополнился новой
рубрикой “Для специалистов, изучающих предмет - "Оборудование
для содержания кур-несушек". Адрес страницы: http://ptizevod.narod.ru/equipment.htm В качестве примера, выбрано оборудование фирмы "HellmannPoultry". Резонный
вопрос, почему именно оборудование этой фирмы? Ответ прост, это оборудование я лучше всего знаю. Вопрос,
надо ли это посетителям сайта и подписчикам рассылки? Я думаю надо. Количество подписчиков рассылки "Птицеводство, Сельское
хозяйство", которые согласились на анкетирование, составляет 602 человека, по данным http://subscribe.ru. В графе "Продолжаете ли вы учиться",
просят ответить на вопросы, получаете первую, дополнительную специальность, повышаете квалификацию, количество подписчиков
составляет 285 человек. Часть из них, наверное, имеют непосредственное отношение к птицеводству. В графе "Возраст"
от 18 до 35 лет. Я надеюсь, что данная информация будет полезна посетителям сайта и подписчикам.
В настоящее
время на сайте выложена информация о фирме и используемый материал при производстве каркаса клетки. Информация будет дополняться.
Ваши пожелания
или мнения прошу публиковать в гостевой книге «Птицеводческого сайта»
Выпуск 62 (1369) 04.07.06 www.agro-business.ru МЕЖДУ МЯСОМ И ЯЙЦОМ Яичное и мясное производство:
выбор бизнеса Автор: Александра
Иванская Большинство крупных птицеводческих проектов,
о которых было заявлено в последнее время, связано с производством мяса птицы и продуктов его переработки. Летом 2005 г.
оператор мясного рынка компания «Мираторг» и бразильская Sadia объявили о строительстве в Калининградской области завода
по выпуску куриных полуфабрикатов. Стоимость проекта – до $100 млн. А американская Tyson Foods и мясная корпорация «Евросервис»
в конце прошлого года рассказали о переговорах по созданию совместного производства бройлеров. Возможный объем инстиций эксперты
оценили в $50–100 млн.
В России уже действует несколько подобных предприятий с иностранным капиталом, в том числе «Куриное царство» (ранее
– «Золотой петушок инвест»). Это совместный проект липецкой областной администрации и американского инвестфонда «Агрибизнес
Партнерс Интернешнл ЛП». С 1997 г. в проект вложено порядка $45 млн, и сейчас «Куриное царство» входит в тройку крупнеших
российских производителей мяса птицы.
В мае 2006 г. бельгийский холдинг Ideal Poultry House (IPH) заявил о создании мясного птицеводческого холдинга на
базе восьми фабрик, входящих в «Ульяновскптицепром». Предполагаемый размер инвестиций – 20–22 млн евро. Проектная мощность
холдинга, который планируется запустить уже через два года, должна составить 12 тыс. т/г. в убойном весе. И только на одной
из восьми птицефабрик, которые войдут в СП, – Тагаской – собираются развивать производство яйца (120 млн/г., до прихода IPH
производилось 27 млн).
О строительстве новых производств яйца «с нуля» участники рынка в последний год не заявляют, а инвестиции в яичный
бизнес представляли собой покупку действующих фабрик. Бывший вице-президент СИБУРа Иосиф Хайцин в 2005 г. приобрел ленинградскую
птицефабрику «Приморская», а предприниматель Аркадий Гайдамак в 2005 г. рассказал, что является владельцем холдинга «АГросоюз»,
в который входят три башкирские яичные птицефабрики и две подмосковные – «Марьинская» и «Братцевская». Общую сумму вложений
в проект Гайдамак оценил в $50млн – с учетом покупок и инвестиций в развитие.
А вот некоторые агрохолдинги отказываются от яичных активов, чтобы вместо яиц производить мясо. В 2005 г. компания
«ОГО» продала тульскую яичную птицефабрику «Заокская» непрофильному инвестору – компании «Соколовская», ранее занимавшейся
горнорудным бизнесом. Продажу предприятия в «ОГО» объяснили тем, что «Соколовская» предложила хорошую цену, а также планами
холдинга «сосредоточиться на производстве бройлеров».
Выручка птицеводов от реализации куриного мяса и яиц, утверждают в Росптицесоюзе, сейчас сопоставима – 56 и 47 млрд
руб./г. Однако, по данным союза, рынок мяса растет быстро – на 10–12%, а яйца – всего на 4% в год. Это связано с насыщением
яичного рынка и высокой ценовой конкуренцией между птицефабриками из разных регионов. Яйцо импортируется только из Белоруссии,
но эти объемы незначительны. В дальнейшем рынок мог бы расти за счет увеличения потребления: по данным Росптицесоюза, в 1990
г. потреблялось 297 яиц на человека, а в 2005 г. – только 242. Однако «по мере роста доходов покупатель все больше заменяет
яйцо рыбой и мясом», сетует гендиректор яичной птицефабрики «Интинская» (Коми) Лидия Гальчук.
Рынок птицы развивается динамичнее. По данным Мясного союза, его годовой объем, включая импорт, в 2005 г. вырос на
8–10% до 2,5–2,8 млн т. В России производство мяса птицы растет на 15,6% в год, объем рынка в 2005 г. – 1,3 млн т. Благодаря
ценовой доступности куриное мясо отнимает рыночные доли у свинины и говядины. По подсчетам экспертов Центра экономической
конъюнктуры при правительстве доля птицы на российском рынке увеличилась с 37,9% в 2000 г. до 62,6% в 2004 г.
Операторы рынка яйца не могут похвастаться таким ростом. «Представители яичных птицефабрик сетуют, что им живется
тяжелее бройлерных, – говорит гендиректор Росптицесоюза Галина Бобылева. – Конечно, яичный рынок насыщен, зато ему не приходится
конкурировать с импортом, как мясному. Однако обоим секторам мешают развиваться слухи о птичьем гриппе». Финансовый директор
«Ставропольского бройлера» Дмитрий Авельцов соглашается с ней, однако называет мясной сегмент более привлекательным с точки
зрения оборачиваемости средств: «С одного корпуса бройлерной птицефабрики за год можно получить больше выручки, чем в яичном
производстве». К тому же производители бройлеров могут управлять нереализованными объемами, замораживая мясо, а яиц – только
перерабатывать эти объемы в яичный порошок, что «не всегда эффективно», добавляет Авельцов.
Данные Росптицесоюза о доходности бизнеса птицефабрик подтверждают привлекательность производства бройлеров. В 2005
г. яичные фабрики были рентабельны на 12%, а бройлерные – на 22–24%. О перспективности мясного направления свидетельствует
и запуск некоторыми яичными птицефабриками бройлерных цехов. На «Роскаре», занимающем четвертое место на рынке яиц, с начала
1990-х гг. действует небольшое бройлерное производство. В 2006 г. компания реконструировала один птичник и пообещала увеличить
объем мяса с 5 до 17,5 тыс. т. А «Интинская» вместе с яичным занимается мясным производством: фабрика не только выращивает
бройлеров, но и перерабатывает их на колбасы и полуфабрикаты.
После введения квот на импорт мяса, почувствовав привлекательность бройлерного направления, яичные фабрики стали развивать
его, а некоторые даже были перепрофилированы в мясные, подтверждают в Росптицесоюзе. В 2004 г., через год после начала действия
квотного режима, производство яиц в стране снизилось с 36,5 до 35,6 млрд.
Мясным птицефабрикам рынок яйца неинтересен. В ответ на запрос «Агробизнеса» сразу два предприятия – АПК «Моссельпром»
и «Русско-Высоцкая» – заявили, что никогда не задумывались о товарном яйце как об отдельном бизнесе и не изучали этот рынок.
В «Ставропольском бройлере» тоже ответили, что вариант производства товарного яйца «не рассматривался». Сейчас компания продает
как товарные только остатки племенных яиц, составляющие 0,1% в общей выручке.
На «Русско-Высоцкой» рассказали, что продают 100–150 тыс. яиц/мес. «в качестве побочной продукции», но затруднились
назвать процент выручки, так как «никогда не занимались такими подсчетами». Основная специализация этой фабрики – мясные
полуфабрикаты, копчения и куриная гастрономия.
Объем продаж в 2005 г. – 10,5 тыс. т (на 22% больше по сравнению с 2004 г.). В 2006 г. «Русско-высоцкая» увеличит
производство разных видов продукции на 32–60%, для чего вложила в новое оборудование 180 тыс. евро. Растут продажи и у «Ставропольского
бройлера»: по итогам 2005 г. – на 31% (до 38 тыс. т). В 2006 г. компания планирует продать 44 тыс. т мяса.
Однако однозначный выбор между мясом и яйцом, а также более высокая рентабельность бройлерного бизнеса характерны
для федеральных игроков рынка. Например, на Чайковской птицефабрике (Пермская обл.) яичное производство рентабельно на 20%,
а мясное – только на 5–10%, рассказал гендиректор предприятия Петр Бельков. На Оренбургской птицефабрике говорят о доходности
производства яйца 64–65%, мяса птицы – 5–10,5%.
Небольшие региональные предприятия часто совмещают оба направления, говорит Бельков. С момента основания в 1960-е
гг. его птицефабрика производит мясо и яйцо «примерно в равных пропорциях», и таких компаний в России много, уверяет Бельков.
С ним согласна главный экономист Оренбургской птицефабрики Валентина Чимарева. В 2005 г. «Оренбургская» продала 3,5 тыс.
т мяса и 147 млн яиц. «У нас 24 розничные точки, поэтому и необходимо поддерживать ассортимент, – поясняет она. – Если покупатель
пришел за яйцом, то он, скорее всего, купит и мясо той же птицефабрики».
Бельков из «Чайковской», которая также реализует продукцию через фирменные киоски, добавляет, что успех региональной
компании зависит не от выбора между мясом и яйцом, а от активной работы службы продаж и налаженных связей с дистрибьюторами.
Авельцов из «Ставропольского бройлера» согласен, что совмещать оба направления «можно, если в регионе есть незанятые
ниши [по производству и мяса, и яйца]».
Региональному инвестору, решившему вложить средства в птицеводство, Бельков советует развивать оба направления. При
этом стартовые инвестиции в бройлерный цех, по его словам, «на порядок ниже» за счет возможности напольного содержания птицы.
Для яичного же производства нужно закупать дорогие клетки. Чтобы построить небольшой бройлерный цех, необходимо около 2 млн,
а яичный – 7 млн руб., говорит Бельков. По данным Авельцова, средний бройлерный проект потребует около $2 млн на тысячу тонн
мяса в год, однако размер вложений «сильно зависит от стартовых условий, объема производства и используемых технологий».
Еще $1 млн потребуется на финансирование оборотного капитала, предупреждает Бельцов. Однако полное перепрофилирование птицефабрик
происходит, как правило, только в связи со сменой ее владельца, говорят в Росптицесоюзе. ---------------------------------- Ведущий рассылки: Ринат Мустаев Тел./факс:(342) 2419546 E-mail:rinat@permonline.ru Дополнительная
информация: http://ptizevod.narod.ru Копирование рассылки с высказыванием автора рассылки приветствуется,
с указанием на сайт рассылки ”Птицеводство. Сельское хозяйство. Информационные материалы.”