Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Птицеводство. Сельское хозяйство. Информационные материалы.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка:

- Птицеводство. Сельское хозяйство. Информационные материалы. -

 

Здравствуйте уважаемые подписчики!

 

Выпуск 157 (1266) 27.09.05

www.agronews.ru

“ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИИ НАДО ЗАЩИЩАТЬ СВОЙ РЫНОК”

Интервью Министра сельского хозяйства России Алексея Гордеева ведущему тележурнала «Крестьянская застава» Игорю Абакумову

- Алексей Васильевич, выступление Президента открыло возможности для создания российской аграрной доктрины. Или такой прогноз излишне оптимистичен?

- Я бы так сказал, что наступил реальный перелом. Если собрать все мечты и чаяния, которые существовали за последние годы, то можно сказать, что это свершилось. Ясно, что президент, выступив с такими направлениями действий, взял на себя  серьезную ответственность. И если мы говорим, что является переломом, то это как минимум 3 серьезные вещи.

Первое - сельское хозяйство признается не только сектором экономики, но и важной  социальной составляющей российского общества с определенным укладом жизни.

Второе - сегодня признается и учитывается многоукладность сельского хозяйства, имея ввиду весь срез и крупного товарного бизнеса, и фермерские хозяйства, и личные подворья граждан. Стоит задача перенастроить таким образом государственную поддержку,  чтобы представитель каждого «подсектора» мог бы иметь подходы к этим видам поддержки и почувствовать их в ближайшее время.

Третье. В речи Президента было сказано: не только выделять деньги, но и подойти комплексно. В частности,  поменять таможенно-тарифное регулирование с целью обеспечения защиты нашего производителя от  импорта. И еще. Необходимо пересматривать налоговые режимы с тем, чтобы нагрузка была наименьшей для сельхозпроизводителей, и мы за счет этого могли также обеспечить и рост, и устойчивость в сельском хозяйстве.

- Это декларация о намерениях, или уже предпринимаются какие-то конкретные шаги для достижения поставленных целей?

-  Будет создан Совет при Президенте. И мы уже знаем, с нас будут снимать шкуру, если мы не выполним решения Президента. Ну, а конкретно можно сказать: на следующий год увеличивается бюджет поддержки непосредственно сельского хозяйства с федерального уровня почти на 60%. Вот такого шага за последнее десятилетие ни разу не было.

- Вы говорите о 14 миллиардах? Это много или мало?

- Да, я говорю о 14 миллиардах Я, конечно, могу сказать откровенно, что на фоне того уровня поддержки, который существует в странах Евросоюза – это ничтожно мало. Бюджет поддержки аграрной отрасли в странах Евросоюза составляет 60 миллиардов евро. Если брать в целом бюджет ЕС, то там 42% расходуется на поддержку сельского хозяйства. Наши цифры просто несопоставимы как в абсолютных, так и в относительных показателях…

Правительству России все это надо понимать, и защищать свой рынок потому, что к нам идет субсидированная  продукция, к нам идет некачественная продукция, и она мешает развиваться своим производителям.

- Алексей Васильевич, в своих интервью вы неоднократно говорили, что в Правительстве не все понимают проблемы сельского хозяйства и агропромышленного  комплекса. Это персонифицированное непонимание или общая тенденция?

- Я бы не хотел называть конкретные фамилии. В то, что президент вмешался в бюджетный процесс, надо же вдуматься! Даже то, что он объявил национальные проекты, да не только  объявил, а детально расписал и по срокам, и по объемам финансирования и по направлениям расходования -  это говорит о том, что мы не сработали как правительство. Это говорит о том, что в этих вечных спорах мы не слышим друг друга, и в результате Президент вынужден брать на себя эту ответственность и решать конкретные задачи.

Этот спор между «либералами» и «почвенниками», он в Правительстве не закончен. Я думаю, что это остается основной проблемой.

Когда Шредеру задали вопрос: «А почему вы позволили сделать проект трубы по дну Балтийского моря, минуя несколько стран европейских», он отвечал: «Я канцлер Германии, и отвечаю за свой народ; и у нас есть свои экономические интересы».

Вот так же, и мы, как российское правительство, должны действовать…

- Однако вернемся к нашим аграрным делам. Мясная тема  волнует всех, в том числе Президента страны. Что делает Минсельхоз для стабилизации отрасли и для наращивания отечественного производства?

- Я скажу, что кардинальная мера была принята, когда мы ввели квотирование импорта. До 2009 года сбалансировали, сколько будет потребляться за счет собственного производства, и какая часть будет покрываться импортным продовольствием. Это дало самый четкий сигнал бизнесу. Можно прогнозировать и свое развитие, и производство, и участие в рынке.

Далее, мы предусмотрели льготные кредиты поддержки сельского хозяйства. Первые, самые быстрые результаты получены в птицеводстве. Три года подряд рост производства мяса птицы составляет 15% в год. То есть в отношении птицеводства программа выполнена, и тот прогноз, который делал Минсельхоз, полностью подтвердился.

Пришла очередь свиноводства. Хотя это более капиталоемкая отрасль, и сроки окупаемости инвестиций здесь более длительные, мы ожидаем некоего бума и в этой сфере. Мы поддержали  строительство нескольких  крупных комплексов в стране.

Конечно, мы видим, что этого недостаточно для решения проблемы потребления гражданами страны животного белка. За годы реформ его потребление упало в полтора раза. Особенно это касается производства говядины. Поэтому в выступлении Президента страны необходимость развития  животноводства проходит красной линией. Для решения белковой проблемы принято решение увеличить сроки предоставления субсидированного кредита до 8 лет.

Второе. Решено приобрести большое количества племенного скота за границей и снабдить им хозяйства по лизинговой схеме.

Еще одно решение, касающееся субсидирования процентных ставок. Я назову цифру. В текущем году в бюджете заложены 5,5 миллиардов рублей. На следующий год запланировано.14,5 миллиардов. По сути, мы должны удовлетворить все заявки заемщиков и поддержать частных инвесторов.

- Оборотная сторона модернизации, интенсификации производства - это сокращение рабочих мест в деревне. Есть ли какие-либо программы, которые могут занять высвобождающихся людей? Может, не сельскохозяйственные виды деятельности? Может быть, какой-то малый бизнес?

- Когда звучит тезис, что в деревне есть лишние люди, я это воспринимаю как абсурд. Объясню почему.

Во-первых, мы должны обслуживать такую громадную территорию под названием Российское государство. И можно добавлять миллионов 100-150, и каждому будет обеспечена жизнедеятельность на этом пространстве.

А, во-вторых, у нас довольно значительное количество пашни, которое сейчас не используется.

В третьих, мы должны говорить об альтернативной деятельности. Здесь вопрос использования  лесных ресурсов, вопрос, как правильно распорядиться дикоросами. Сейчас потребление их в мире резко возрастает, и это натуральный продукт.

И, самое главное, – вопрос развития инфраструктуры, обеспечения нормальной жизнедеятельности. Здесь работы непочатый край. Здесь и торговля, учреждения культуры, здравоохранение, дорожные службы и так далее.

Я думаю, можно говорить о создании 10 миллионов дополнительных рабочих мест, способных этот уклад жизни не только поддержать, но и сделать его достойным и не менее привлекательным, чем городской.

- И все-таки, какова должна быть социальная ответственность крупного бизнеса? Должна ли она вообще быть? Крупный бизнес зачастую считает, что социальная ответственность должна быть у муниципалитета. Так вот, возможно, должен быть какой-то договор между сельской администрацией и крупным бизнесом, который приходит на эту территорию?

- Да, я согласен, что для России эта проблема начинает приобретать все большую остроту. Мы, конечно, страна с переходной экономикой. У нас это новое явление - крупные землевладельцы. И мы видим появление в селе крупных агрохолдингов и вообще крупного бизнеса. Я считаю, что это перспектива, как бы меня за это ни критиковали. Это тенденция проявляется сегодня во всех странах мира.

Вот я недавно был в Голландии. Обнаружил для себя трагичную вещь. Ежегодно в Голландии количество фермеров сокращается на 5%, идет концентрация производства. За 20 лет там не должно остаться фермеров.

Идет укрупнение бизнеса. Тем более это стимулируется через кооперацию, через интеграцию через появление крупных собственников.

И мы должны понимать, что крупный бизнес исходит из своих уставных задач, из своей предпринимательской логики. Он заинтересован получить больше прибыли, и его меньше начинает волновать социальная составляющая. А если у такого предпринимателя 100 тысяч гектаров, то это - 20-30 деревень. Это  люди, это конкретные сельские поселения, ими надо заниматься и в этом смысле надо  менять законодательство. Считаю, что бизнес помимо ощущения себя добропорядочным налогоплательщиком, должен иметь и социальные обязательства. Их стоило бы оформлять в определенный контракт, где должны быть взаимные условия: что берет на себя бизнес, что в этом случае - муниципальный уровень власти, региональный. То есть государство должно мотивировать нравственные действия бизнеса.

- Зерновые интервенции в этом году начались раньше обычного. Многие говорят – это хорошо. Тем не менее, многие критикуют практику проведения зерновых интервенций. С одной стороны хорошо, с другой, - что-то не доработано…

- К сожалению, в жизни не бывает идеальных процессов. Но я бы отметил одну вещь: сегодняшнее проблемы реализации зерна связаны по большей  мере с высокими ценами на ГСМ. Это главная проблема. Понятно, как бы мы ни хотели, внутренняя цена на зерно не может быть выше цен уровня мировых. Тогда встанет вопрос: зачем его производить?

И вторая проблема, серьезная – это существование мелкотоварного сектора, прежде всего фермеров. Я имею в виду небольшие семейные предприятия – таких настоящих фермеров. Надо признать, что государство ничего не сделало, чтобы фермеры у нас стали современными, сильными, чтобы они были технически оснащены. Также ничего не сделано, чтобы пошел процесс кооперации, чтобы люди были заинтересованы объединяться в кооперативы: по сбыту продукции, по обработке земли, по переработке продукции, транспортным услугам это, конечно, позволило бы фермерам выглядеть достойно, иметь определенную конкурентоспособность на рынке.

И сейчас возвращаюсь  к интервенциям. Понятно, фермер продать зерно не может. Хотя надо признать и другое -  государственная программа по закупкам зерна не ставит задачу покупать у всех зерно по фиксированной цене. Задача состоит в том, чтобы снять лишнее зерно с рынка. Тем самым оживится рынок, который выработает такой уровень цен, который позволит участникам иметь минимально-оптимальную прибыль. Чтобы покупатели и продавцы между собой работали активно, используя «белые схемы».

Мой прогноз таков: мы еще будем месяца 2-3 месяца активно покупать зерно и к декабрю рынок должен стабилизироваться. И я бы на месте покупателей спешил участвовать в закупках зерна, используя, в том числе, биржевой механизм.

- Мы беседуем в преддверии выставки «Золотая осень». Она уже превратилась в действо федерального масштаба, и даже, можно сказать, мирового уровня, поскольку включена в перечень всемирных выставок. Выставочный бизнес – это верное направление работы Минсельхоза?

- Проведение выставок, ярмарок является важнейшей услугой, которая должна предоставляться со стороны государства бизнес-сообществу. Здесь есть возможность показать, научить и услышать, как лучше внедрять новые технологии. Мы видим, что здесь вырабатывается маркетинговая политика, изучаются требования покупателей и потребителей.

Мы имеем возможность большую часть продукции реализовывать напрямую, без большого числа посредников.

Очевидно, выставка играет большую  психологическую роль связки между селом и городом. Человек, горожанин приходит на выставку, он купил хорошие яблоки или картофель. Дети могут увидеть живыми поросенка, корову - это все создает отдельную ауру, прививает любовь к сельскому хозяйству.

А, кроме того, «Золотая осень» - это всероссийский сбор представителей агробизнеса, тех, кто в этой отрасли трудится. Вот так и создается ощущение аграрного братства.

Мы сегодня не видим жесткого противостояния фермеров и «красных директоров», или, допустим, как садоводы ненавидят колхозников. Все, кто работает на земле, становятся частью единого организма, который дышит полной грудью. Сейчас все понимают, что все единство - это тоже сила.

Кстати, недавно мы побывали в Мичуринске на праздновании 150-летия со дня рождения И.В.Мичурина. Так вот там родилась идея: ежегодно в первой декаде сентября проводить в этом городе, единственном российском аграрном наукограде, Всероссийский день садовода. Нельзя не упомянуть очень хороший выставочный проект «День российского поля» - это лучший способ показать в действии современные аграрные технологии.

- Следующий прорыв, на мой взгляд, может быть тогда, когда Президент скажет правительству привести в соответствие стандарты качества жизни в деревне, чтобы в каждом доме были газ, канализация, водопровод, это, по-моему, изменит вообще всю экономику.

- Да, речь сейчас идет о том, как  выработать эти стандарты. Конечно, они не могут быть одинаковыми для города и села. И я вообще считаю, что это абсурдно - ставить так задачу. Но в стандартах жизни на селе должны быть и свои более привлекательные стороны, чем у горожан. И я бы заметил, что вот те направления, которые определены в качестве дополнительных расходов федерального бюджета, в том числе и поставлена такая задача Газпрому России выделить в ближайшие три года 35 млн. рублей на газификацию села. Я могу сказать, что это очень большая цифра.

- Это плюс к 14 миллиардам?

-Да, это плюс к 14 миллиардам, которые выделяются в следующем 2006 году.

- Скажите, пожалуйста, а что «спрятано» в аграрном бюджете в других отраслях, в нефтянке?

- Ну, надо прямо сказать, мы часто рассматриваем аграрный бюджет в прямую, то что касается экономики, но дополнительно надо говорить и о содержании высших образовательных учреждений и средне-технических учреждений, а у нас только вузов 59 аграрных. Надо говорить о поддержке и содержании аграрной науки. У нас Россельхозакадемия с ее институтами поддерживается государством. Надо говорить и о тех составляющих, которые существуют по линии здравоохранения, по линии образования, по линии строительства и реконструкции дорог. И здесь тоже даны такие поручения, что необходимо учитывать специфику и отдельное планирование в отношении сельского хозяйства.

- Спасибо, Алексей Васильевич.

----------------------------------
Ведущий рассылки: Ринат Мустаев

Тел./факс:        +7 (3422) 419546

E-mail:         rinat@permonline.ru

Дополнительная информация: http://ptizevod.narod.ru

Копирование рассылки с высказыванием автора рассылки приветствуется, с указанием на сайт рассылки  Птицеводство. Сельское хозяйство. Информационные материалы.

 

 

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: food.ptizevod2002
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное