Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Птицеводство. Сельское хозяйство. Информационные материалы.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка:

- Птицеводство. Сельское хозяйство. Информационные материалы. -

 

Здравствуйте уважаемые подписчики!

Представляем Вашему вниманию, информацию с сайта www.audit-u.ru


Выпуск 238 (854)  17.12.04

“Мясная отрасль: уладить конфликт интересов”

Продукты питания дорожают все подряд, но абсолютные рекорды бьют цены на мясо и изделия из него. Казалось бы, еще совсем недавно килограмм грудинки для семейного борща стоил меньше ста рублей, а теперь... За какой-то месяц, всего лишь за один месяц, в Москве, по данным информационного центра правительства столицы, цены на свинину, баранину, говядину и колбасные изделия выросли от 2,8 до 5,1 процента. В глубинке динамика не такая стремительная, но тенденции одни и те же. Что происходит? Свой взгляд на проблему - у нашего сегодняшнего собеседника, президента Уральского мясного союза Вадима Медовикова.

- Вадим Владимирович, в российской мясной промышленности, как известно, проблем хватает, но существует мнение, что наиболее острая из них - нехватка сырья.

- Это действительно так. Ситуация кризисная. Запретив в конце сентября 2004 года ввоз мяса из Бразилии и Китая - основных стран-экспортеров, Правительство России поставило мясопереработку в сложное положение. По разным оценкам в 2004 году импортеры недопоставили от 10 до 30 процентов квотируемого мяса. Причина - "страновой" принцип и разделение квоты на охлажденную и замороженную говядину. В результате бюджет недополучил около 180 миллионов евро. Мясокомбинаты просто-таки вынуждены снижать объемы производства и повышать цены.

Ограничение импорта мяса толчка для развития российского животноводства не дало. Производство мяса возросло не более чем на 2 процента, а численность поголовья уменьшилась на 10 процентов. Зато появились новые проблемы: цены на свинину и говядину выросли наполовину, существенно подскочили они и на готовую продукцию. Правда, в птицеводстве объем производства вырос на 16 процентов, но вопрос о дополнительном финансировании важен и для них: многие птицефабрики работают только на уровне самоокупаемости. В конечном счете за все заплатил потребитель: рост цен на мясо и мясопродукты ощутили на себе все граждане России.

События последних дней - аукцион по продаже 10 процентов квот, предложения США по определению импортеров, а также предложения отраслевых союзов по отмене странового принципа и инициатива депутатов Государственной Думы по продаже 100 процентов квот через аукцион тоже дают основание говорить об актуальности поднятой проблемы.

- На сегодняшний день многие эксперты и аналитики пришли к выводу, что механизм квотирования малоэффективен, носит явно дискриминационный характер и нуждается в серьезной корректировке, хотя уже все мощнее звучат призывы к полной его отмене.

- При внесении некоторых корректив система квотирования, совмещенная с системой внутреннего финансирования, способна помочь отрасли. Средства, полученные в результате квотирования, нужно целевым образом направлять на развитие животноводства в регионах пропорционально численности их населения. Опыт развитых стран подсказывает, что отечественного производителя можно поддерживать, не выстраивая административных барьеров на внутреннем рынке. Российская Федерация лежит в разных климатических поясах. Входящие в нее регионы имеют разный уровень экономического развития, соответственно себестоимость продукции и цены существенно различаются в разных регионах. Следовательно, рыночные цены на мясосырье также должны различаться с учетом затрат на его производство и доставку.

Для развития инфраструктуры. а также снижения социальной напряженности на селе и в малых городах мы предлагаем внедрить систему опорных пунктов животноводства (ОПЖ) - предприятий со статусом юридического лица,основными задачами которых должна стать поддержка фермерских и акционерных хозяйств, предприятий по производству кормов и выращиванию фуражного зерна. Ключевым звеном ОПЖ станут бойни, прошедшие необходимые процедуры сертификации. Прежде всего ОПЖ обеспечат убой и гарантированный сбыт сырья, станут мясожировым цехом для малых и средних предприятий, не имеющих собственного забоя, обеспечат бесперебойное обеспечение кормами, элитным семенным материалом. Специалисты ОПЖ станут консультировать аграриев по широкому кругу технологических, юридических, финансовых и других вопросов. Создание новой системы обеспечит управление качеством и безопасностью продукции животного происхождения, поможет наладить эффективный сельскохозяйственный маркетинг, развить систему распространения и аккумулирования знаний, стимулировать прикладные исследования в области животноводства и мясопереработки, а также позволит оказывать эффективную непосредственную помощь животноводам. Гарантированный сбыт позволит планировать бизнес мелким и средним фермерским и акционерным хозяйствам и за три года в 2-3 раза увеличить поголовье скороспелого скота, прежде всего свиней.

Ряд мясокомбинатов полного производственного цикла, от забоя до производства готовой продукции, уже сейчас могут стать основой для создания ОПЖ.

- Важная проблема отрасли - недостаток инвестиций, не так ли?

- Сегодня есть в основном три источника инвестиций - собственные средства предприятий (мясопереработчики - основные инвесторы), федеральный и региональные бюджеты. Как правило, регионы, где можно эффективно развивать сельское хозяйство, являются дотационными и инвестиционные ожидания у региональных предприятий связаны лишь с дотациями и субвенциями. Необходимо создать рыночные регуляторы для нормального развития мясной промышленности: отменить страновой и "исторический" принципы распределения квот (ограничения имеет смысл вводить только в результате возникновения эпизоотической опасности) и предоставить возможность импортерам самим выбирать наиболее выгодных поставщиков, объединить квоту по говядине и предоставить возможность импортерам самим определять, какое мясо ввозить - замороженное или охлажденное. Общее количество квот на импорт мяса надо определять на основе соглашения отраслевых союзов и Правительства РФ с ежегодным пересмотром и распределять их пропорционально численности населения, проживающего в федеральных округах. С учетом структуры потребления на 2005 год мы предлагаем определить объем квот на импорт мяса в размере 2 миллионов тонн в год, из них 1 миллион тонн - птица, 600 тысяч тонн - свинина, 400 тысяч тонн - говядина. Торги проводить не реже чем раз в квартал лотами от 200 до 500 тонн.

- Насколько мне известно, вы предлагаете в каждом федеральном округе создать нечто наподобие мясной биржи. Нельзя ли поподробнее об этом?

- В административном центре каждого федерального округа надо организовать биржу, через которую осуществлять торги по продаже квот на импорт мяса, а также по продаже скота, мясосырья, как импортного, так и отечественного, фуражного зерна и прочей продукции, востребованной на мясном рынке. Нужно внедрить нормальные принципы ценообразования, предоставив возможность всем операторам мясного рынка осуществлять внешнеторговую деятельность.

Средства, полученные от реализации квот на бирже и за растаможивание импортного мяса, целесообразно направить в федеральные округа пропорционально численности их населения на прямую поддержку отечественных производителей из расчета 50 процентов в животноводство и 50 процентов в птицеводство, через институт уполномоченных представителей Министерства экономического развития и торговли и Минсельхоза РФ в опорные пункты животноводства (ОПЖ). При этом результаты торгов, данные о средствах, полученных за растаможивание импортного мяса, а также о средствах, непосредственно направленных на поддержку отечественных производителей мяса, надо публиковать в средствах массовой информации.

Организация биржевой торговли и системы ОПЖ даст возможность предприятиям отрасли, и сельскохозяйственным и перерабатывающим, получить максимальную цену за свой товар и предложить на рынок мясопродукты по минимальным ценам. Данная схема позволит животноводам самим определить, где и кому продать выращенный скот, а органам власти на местах - создавать условия для привлечения трудовых ресурсов в животноводство. Правительство РФ, в свою очередь, может эффективно влиять на ценовую ситуацию, осуществляя при необходимости интервенции. Через уполномоченных МЭРТ и МСХ РФ в федеральных округах можно использовать средства, полученные от биржевой продажи квот, для поддержки отечественного производителя в виде субсидий за каждый произведенный килограмм мяса в убойном весе, направляемых через систему ОПЖ отечественным производителям мяса.

Предложенная схема позволит привлечь и направить на поддержку отечественного мясо-производителя по меньшей мере 32 миллиарда рублей. В случае ее реализации увеличение импорта мясосырья автоматически приведет к увеличению субсидий и субвенций отечественному производителю. Исчезнет почва для конфликта импортеров и мясопереработчиков с животноводами.

------------------------------------------------
Ведущий рассылки: Ринат Мустаев

Телефон:        +7 3422 196174

E-mail:         rinat@permonline.ru

Дополнительная информация: http://ptizevod.narod.ru

 

 

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: food.ptizevod2002
Отписаться

В избранное