Здравствуйте, уважаемые подписчики!
В сегодняшнем номере рассылки представлены материалы, опубликованные в
№5, 2003 журнала "Продовольственный бизнес":
Российский рынок пива
В последнее время на российском рынке пива наблюдается ожесточение
конкуренции. Увеличиваются ассортимент пивного рынка, объемы
производства и инвестиций в рекламу.
Топ-маркетинг
Маркетологи рассказывают о политике ведущих пищевых компаний по
отношению к развитию товарных категорий и дистрибьюции продукции.
=======================================================================
РОССИЙСКИЙ РЫНОК ПИВА
Пиво является популярным напитком в любые времена и при любом уровне
доходов населения. В последнее время на российском рынке пива
наблюдается ожесточение конкуренции. Это обусловлено многими факторами.
Пивной рынок России растет — увеличиваются ассортимент, объемы
производства и инвестиций в рекламу.
Российский рынок пива в настоящее время является перспективным и
динамично развивающимся. Отечественным производителям пока удается
сдерживать натиск западных пивоваренных компаний, хотя в 2002 г. объем
импорта пива вырос по отношению к 2001 г. на 33%, что говорит об
увеличении спроса на дорогую продукцию западных пивоваров.
Пиво в России потребляло в 2002 г. около 55% населения, уровень
потребления пива в России составляет 44 л на человека в год. Россия
принадлежит к группе государств с низким потреблением пива. Уровень
потребления пива в Москве и Санкт-Петербурге почти в 2,5 раза выше,
чем в среднем по России.
Основным критерием выбора пива продолжает оставаться качество. В
2002 г. число покупателей, уделяющих качеству напитка первоочередное
внимание, увеличилось до 77%. Постоянно расширяющийся ассортимент пива
позволяет покупателю быть разборчивым.
По оценкам Союза российских пивоваров, сегмент высококачественного
пива «премиум» является сегодня самым быстрорастущим на рынке. Скорее
всего эта тенденция сохранится и в ближайшие годы. Если сейчас сегмент
«премиум» занимает около 14,7% рынка, то к 2004 г. эта доля может
возрасти до 20%.
Российский потребитель предпочитает приобретать традиционное светлое
пиво, которое покупают почти половина респондентов.
В полной версии статьи:
- Производство
- Игроки на рынке
- Состояние внешнеэкономической деятельности за 2002 г.
Автор статьи - Марина Кузьмичева.
=======================================================================
ТОП-МАРКЕТИНГ
Смысл нашего небольшого журнального проекта прост. Мы сформировали
перечень вопросов, наиболее актуальных, по мнению опрошенных нами
экспертов, для сегодняшнего состояния рынка, и обратились с этими
вопросами к топ-менеджерам ряда крупных и известных компаний, ведущих
свой бизнес в России. Получился своеобразный круглый стол. Ниже мы
приводим без изменений заданные вопросы, полученные ответы, ну и
сопроводительные материалы: справки по фирмам и наши комментарии.
«ПБ»: Какого рода способ развития вы считаете наиболее актуальным для
Вашего бизнеса: вертикальная интеграция, т.е. создание смежных бизнесов
(товарных категорий), или горизонтальная интеграция, т.е. расширение
линейки продуктов в той же продуктовой категории?
Полина Киселева, директор по маркетингу компании «Продукты Питания»:
В нашем случае можно говорить о преобладании горизонтальной интеграции,
хотя, как во всяком бурно развивающемся бизнесе, есть моменты, когда
компания имеет возможность оказывать определенные услуги, что при
удачно складывающихся обстоятельствах и происходит. Например, мы
предоставляем часть своих складских площадей компании «Макдоналдс». А в
прошлом году компания продала некой голландской компании патент на
производство устройства для внедрения специй и соли в подкожный слой
кусков птицы без размораживания. Немного истории: в 1998 г. этот
чудесный аппарат был разработан и построен нашими инженерами
авиационной промышленности. Поскольку ничего подобного раньше не
производилось, оборудование и принцип его работы были запатентованы.
Можно ли называть это вертикальной интеграцией? Наверно, нет.
Татьяна Пекарева, коммерческий директор ЗАО «ОСТ-Алко»:
Под вертикальной и горизонтальной интеграцией понимаются базисные
стратегии развития бизнеса. Понятно, что для достижения одной и той же
цели можно использовать различные пути. Их выбор зависит только от
конкретных целей.
Вертикальная интеграция подразумевает контроль над поставщиками либо
создание дочерних структур, осуществляющих снабжение основного
производства.
В нашем случае — это спиртовое производство, собственная типография.
Эта стратегия необходима для контроля издержек по всей цепочке создания
продукта. Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции выражается в
контроле над посредниками, находящимися между производителем и конечным
потребителем. Эта стратегия позволяет осуществлять контроль за
системами распределения и продажи и, как следствие этого, иметь
контролируемую цену в рознице и достойное качество оказываемых услуг.
Для этого у нас имеются собственные торговые базы и сеть розничных
магазинов.
Горизонтальная интеграция подразумевает использование возможностей
роста на существующем рынке за счет производства новых товаров или
выпуск товаров, рассчитанных на новый рынок, производство которых
связано дополнительными технологическими или иными возможностями,
предоставляемыми производством основного продукта.
Поясню вышесказанное. Помимо водки мы выпускаем пиво, слабоалкогольные
напитки, коньяк, вино, настойки, ликеры и т.п. Все эти продукты
ориентированы на алкогольный рынок, но при этом рассчитаны на разные
сегменты потребителей, а вот выпуск безалкогольных напитков — это
использование существующих производственных возможностей и каналов
сбыта.
Таким образом, все стратегии важны, все стратегии нужны. Ну а если
серьезно, то, говоря о рынке водки с его чувствительностью к качеству и
цене, несомненно, более важной представляется стратегия вертикальной
интеграции, позволяющая контролировать качество продукта на всех
стадиях его создания и использовать стратегию снижения издержек и, как
следствие, иметь конкурентную цену на рынке.
Сокращенный вариант статьи.
Автор статьи - Дмитрий Фролов.
=======================================================================
Полезная информация:
Что может RP-менеджер поймать в Сети?
25 июня компания "Группа Махаон" проводит практический семинар "PR в
интернете. Инструменты".
Семинар предназначен руководителям и сотрудникам отделов PR и всем
специалистам, в чьи функциональные обязанности входит построение
интернет-коммуникаций.
Автор и ведущий семинара Алексей Сидоренко расскажет о том, как
эффективно использовать интернет в ежедневной работе. Знания,
полученные на семинаре, станут для PR-менеджера настольной инструкцией
по работе с web-средой.
В семинаре "PR в интернете. Инструменты" принимают участие
исполнительный директор компания SpyLog Федор Вирин и корреспондент
журнала "КоммерсантЪ-Власть" Кирилл Вишнепольский.
Подробная информация, программа и форма регистрации:
http://www.machaon.ru/seminars/calendar/030625/index.html
=======================================================================
Ведущий рассылки Екатерина Чернова mailto:foodexpo@icsti.su