Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости журнала "Продовольственный бизнес"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Сегодня в рассылке мы познакомим вас с содержанием новой рубрики
"Маркетинг-микс", статья из сентябрьского номера журнала:

РЕГИОНЫ ПРОСЯТ МУКИ (продолжение)

И по традиции статья, посвященная теме номера:

МОСКВИЧИ О КАШАХ

======================================================================
РЕГИОНЫ ПРОСЯТ МУКИ (продолжение)

Регионы просят муки (продолжение).
Сравнительный анализ спроса на привозную муку в российских регионах.

В первой статье этого цикла (ПБ 72002) мы рассмотрели принципы
построения рейтинга регионов с точки зрения спроса на привозную муку.
Напомним их вкратце. Нами были построены рейтинговые списки регионов
по следующим факторам:
a) Уровень обеспеченности региональных рынков мукой местных предприятий.
b) Темпы роста (падения) объемов внутреннего производства и основных
потребляющих сегментов.
c) Наличие дешевого сырья (зерна), как правило, местного производства.
d) Финансовое состояние местных производителей.
e) Уровень цен на муку в регионе.
Затем, наши эксперты оценили значимость каждого фактора и построили
итоговый рейтинг.

Представленной нами информации оказалась недостаточно для
практического выбора региона, поставки в который были бы перспективными.
Есть большое число дополнительных факторов, определяющих степень
конкуренции в том или ином регионе и характеризующих состояние рынков
соседних регионов. Построение рейтингов по этим факторам будет
непоказательно, поскольку их интерпретация неоднозначна, как будет
видно из дальнейшего, и направление их влияния на окончательный выбор
должно определяться в каждом случае индивидуально. Рассмотрим теперь
эти факторы более детально. Вот их перечень:
· степень монополизированности региональных рынков;
· доля муки в стоимости социальной потребительской корзины;
· уровень обеспеченности региона мукой с учетом состояния рынка муки в
соседних с ним регионах.

Для оценки степени монополизированности рынка муки отдельного региона
необходимо вычислить коэффициент концентрации этого рынка, т.е. долю
рынка трех крупнейших производителей муки каждого региона (иногда
вычисляют долю пяти или десяти крупнейших производителей в зависимости
от общего числа предприятий в регионе). Такие вычисления выполнялись
нами по данным 2000 г., однако есть все основания полагать, что никаких
существенных изменений в последний год не произошло. По нашим сведениям,
новых крупных предприятий-производителей муки или предприятий,
существенно увеличивших объем выпускаемой продукции, за последний год
не появилось. Результаты показывают, что наименее монополизированным
является рынок муки Волгоградской области (коэффициент концентрации
рынка С3 равен 40%), затем идут Краснодарский край (52,2%) и Самарская
и Курганская области (по 53,8%). Интересно, что крупнейшие
мукопроизводящие регионы, а именно: Алтайский край, Москва, Челябинская
область - не стали лидерами этого списка, поскольку расположенные в на
их территории крупнейшие предприятия занимают достаточно большую долю
рынка.

Влияние этого фактора на конкурентную ситуацию двояко. С одной стороны,
наличие многих примерно равных местных поставщиков затрудняет им
монополизацию местного рынка, уменьшает их рыночную силу. Однако, с
другой, наличие одного или двух небольших предприятий в регионе, не
обеспечивающих полностью его потребностей, но в силу своей
малочисленности имеющих коэффициент концентрации равный единице, еще не
означает перспективность таких регионов для внешней экспансии. Поэтому
каждый случай приходится анализировать отдельно с учетом специфики
этого фактора.

Для упрощения анализа можно рассмотреть еще один критерий оценки рынка:
долю муки в стоимости социальной потребительской корзины.

Понятие "социальная потребительская корзина" введено Госкомстатом РФ с
целью сравнения интегральных цен на продовольствие в различных регионах.
В ее состав входит более 30 различных продовольственных товаров.
Напомним, что "социальная" корзина рассчитана на элементарное выживание.
И хотя ее состав не отражает пропорции реального потребления, других
критериев оценки состояния рынка у нас нет. Результат сопоставления
доли муки в отдельном регионе со средним по России уровнем или с долей
муки в корзине потребителей другого региона можно трактовать следующим
образом:
- если доля муки выше среднего или сравниваемого уровня, то в регионе
наблюдается либо недостаток предложения муки (это позволяет оптовикам
поднимать цены), либо всплеск спроса (что  "работает" в ту же сторону),
либо, напротив, отсутствие высокого уровня конкуренции в
дистрибьюторской сети, ее монополизированность. При этом, если первые
два фактора "способствуют" возможности продвигать товар на рынок этого
региона, то последний, наоборот, препятствует этому. Уточнить это
возможно на качественном уровне, сравнивая данные по конкретным
регионам с учетом их специфики, рассматривая данные по другим, близким
к муке продуктам: хлебу, макаронам, кондитерским изделиям.
Колебания доли муки в продовольственной корзине по регионам достаточно
велики. Так, лидером тут являются Сахалинская область (2,12%),
гг. Москва и Санкт-Петербург (1,97 и 1,9%% соответственно), в то же
время, в таких регионах как Алтайский и Краснодарский края этот
параметр равен соответственно 1,12 и 1,21 %%.

Заметим, что уровень доходов населения при этом не может считаться
существенным фактором, влияющим на долю муки в потребительской корзине,
т.к. потребление муки связано с доходами населения в слабой и обратной
зависимости, да и специфика критерия (доли муки) предполагает
нормирование по стоимости всей продовольственной корзины.
Итоговый рейтинг без учета состояния рынка соседних регионов был бы, с
нашей точки зрения, неточен. В самом деле, недостаток собственной муки,
например, в Дагестане, легко восполняется поставками из соседнего
избыточного Ставропольского края; это приводит к образованию в
Дагестане достаточно низких цен. В этой связи весьма полезным
представляется выполнить расчет избыточности региона с учетом этого
параметра в соседних областях. Мы сделали соответствующие расчеты для
первых пятнадцати регионов итогового рейтингового списка (наиболее
перспективных для внешней экспансии) и получили следующие результаты.
Московская и Нижегородские области, чьи соседи испытывают дефицит муки,
существенно поднялись в общем рейтинге, в то время как Москва,
наоборот, снизилась (тут нет противоречия, просто повлияли рынки
окружающих Московскую область регионов). Некоторые регионы (Приморский
край) практически не изменили своей позиции. Расчеты, оценивающие
дефицитность или избыточность региона не по общему объему потребляемой
муки, а по потреблению на душу населения, существенно не изменили
картину, хотя и они в отдельных случаях могут оказаться важными, т.к.
предприятия, планирующие внешние поставки, должны рассчитывать на
возможные объемы этих поставок.

В полной версии статьи также читайте:
· географическое расположение региона;
· планируемые объемы продаж;
· наличие уже имеющихся хозяйственных связей с предприятиями того или
иного региона;
· уровень менеджмента предприятия, расширяющего рынок сбыта, умение
работать в жесткой конкурентной среде.

Автор статьи - Дмитрий Фролов, МЦНТИ
======================================================================
МОСКВИЧИ О КАШАХ

Каши - исконно русское блюдо. Как и много лет назад они входят в
привычный рацион россиян. Однако в последнее время к обычным кашам,
приготовленным по традиционным рецептам, прибавились новые - продукт
высоких пищевых технологий, приготовление которых занимает не более 5
минут.

В августе 2002 года Независимый исследовательский центр РОМИР провел
специальное исследование, посвященное особенностям потребления каш
жителями российской столицы. Исследование состояло из массового опроса
по московской репрезентативной выборке (всего опрошено 500 москвичей в
возрасте 18 лет и старше) и серии глубинных интервью с потребителями
каш быстрого приготовления.

Большинство москвичей по-прежнему предпочитает каши, приготовленные по
традиционным, привычным с детства рецептам. Среди тех, кто предпочитает
каши быстрого приготовления, преобладают молодые люди в возрасте от 18
до 29 лет и женщины старшего возраста.

В интервью респонденты выделяют следующие привлекательные качества
"быстрых" каш:
1. Каши быстрого приготовления можно приготовить очень быстро
(1-5 минут), что удобно утром, когда люди спешат на работу.
2. С раннего детства все знают, что есть кашу на завтрак очень полезно,
что каша оказывает благотворное действие на желудок, улучшает
пищеварение и в то же время она питательна.
3. Еще в детстве у большинства респондентов сложился стереотип, что
каша - нечто всегда невкусное, что, тем не менее, приходится есть по
настоятельному требованию мамы, бабушки или воспитательницы. Каши
быстрого приготовления гораздо вкуснее тех, что мы ели в детстве. Что
касается каш с фруктами, то это само по себе необычно для простого
человека, так как ни дома, ни тем более в школе не давали, например,
овсянку на сливках с кусочками самых разных фруктов.
4. Практически все каши быстрого приготовления расфасованы в небольшие
пакетики, в которых находится ровно одна порция каши. Это очень удобно,
так как исключает проблему "утилизации" недоеденных остатков. К тому же
"повару" больше не нужно думать, сколько крупы, воды и прочих
ингредиентов нужно использовать, чтобы приготовить, например, три
порции каши: все, что требуется сделать - это высыпать содержимое трех
пакетиков в три емкости и залить кипятком.
5. Каши быстрого приготовления готовятся быстро и просто. Для
приготовления такой каши не нужно накануне проверять, есть ли в доме
молоко, соль, сахар и прочие вкусовые добавки, достаточно кипятка.
Даже дети могут самостоятельно приготовить кашу, поэтому матерям больше
не придется вставать раньше, чтобы приготовить завтрак: ребенок может
сам заварить себе кашу и сделать чай.
6. Каши быстрого приготовления в среднем дороже обычных круп (если
рассматривать по количеству порций, которое можно приготовить из одного
килограмма крупы). Тем не менее они не слишком дороги, и люди могут
позволить себе потратить деньги на один пакетик каши, заменяющего
полноценный завтрак.
7. Так как каши быстрого приготовления обычно расфасованы по порциям и
для своего приготовления не требуют обычно ничего, кроме кипятка, их
очень удобно брать с собой на работу или в командировку, где не всегда
можно приготовить полноценный обед.
Таким образом, результаты исследования наглядно показывают, что
"быстрые" каши приобретают сегодня все большую популярность среди
москвичей. Это создает предпосылки для расширения рынка этой продукции
в ближайшем будущем.

Авторы статьи - А. Музафаров, В.Карпова, аналитический отдел РОМИР.
======================================================================

Приглашаем на наш сайт: http://foodmart.faktura.ru
Архив рассылок находится тут:
http://subscribe.ru/archive/food.newsjournal/
Мы готовы ответить на ваши вопросы по телефону (095) 198-72-10 или
электронной почте food@icsti.su.
Наш подписной индекс 79694 в каталоге Роспечати.
======================================================================
Обращаем ваше внимание на другие наши рассылки
"Маркетинг в пищевой промышленности",
http://subscribe.ru/catalog/food.marketing
"Оборудование для пищевой промышленности",
http://subscribe.ru/catalog/food.equipment
======================================================================
Советуем обратить внимание на рассылку "Новости пищевой
промышленности", http://subscribe.ru/catalog/food.starnews
Очень интересная и полезная информация для интересующихся пищевым
рынком. Рекомендуем!

Екатерина Чернова, mailto:foodexpo@icsti.su

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное