Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Маркетинг для пищевой промышленности


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка 36

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

В прошлой рассылке я начал знакомить Вас с реализуемой нами в журнале
"Продовольственный бизнес" http://foodmart.faktura.ru схемой
обеспечения маркетологов-практиков необходимой информацией.

Одним из необходимых с моей точки зрения компонентов знаний о рынке
является понимание происходящих изменений бизнес-среды. Обычно выделяют
четыре вида факторов, воздействующих на эту среду: политические (он
подробно рассмотрен в прошлой рассылке), экономические,
технологические и экологические. Сегодня мы начнем разговор об
экономических факторах.

Безусловно, необходимо знание объемов выпуска продукции предприятиями,
работающем на вашем рынке, цен на продукцию, а также объем
внешторговых операций. Их сочетание может давать дополнительную и
часто весьма интересную информацию об уровне конкуренции на рынке, о
чем мы обязательно поговорим в одной из следующих рассылок. Сегодня
же, продолжая тему политических факторов, но уже с "экономическим
уклоном", я приведу отрывок из статьи Е.Н.Гурьева, заместителя
начальника отдела Минэкономразвития РФ, касающийся условий вступления
России в ВТО. Это планируемое в самом ближайшем будущем событие
несомненно окажет большое влияние на наш внутренний рынок. Ввиду
обширности материала, в рассылке он приводится в сокращении.
Полностью статья публикуется в журнале "Продовольственный бизнес"


 Сроки вступления России в ВТО установлены - это 2003-2004 годы.

В 2002 году ожидается завершение проведения мероприятий по
гармонизации российского законодательства с нормативами и правилами
ВТО в области таможенных процедур, лицензирования, сертификации и
стандартизации, предоставления государственных субсидий, санитарных и
фитосанитарных норм, интеллектуальной собственности, регулирования в
сфере услуг.

На переговорах по доступу на внутренний рынок импортных товаров в
рамках присоединения к ВТО российская делегация руководствуется
следующими соображениями.

С момента присоединения Россия не снижает ставки пошлин действующего
тарифа ни по одной позиции. По истечении же переходного периода
используемые Россией ставки ввозных пошлин могут быть несколько ниже
первоначального уровня, но только в тех секторах экономики, где
снижение ставок либо не оказывает существенного влияния на
отечественных товаропроизводителей (отсутствующие или не производимые
в достаточном количестве в Российской Федерации виды
сельскохозяйственного и промышленного сырья или полуфабрикатов), либо
там, где российская сторона заинтересована в поступлении зарубежных
товаров (прогрессивное технологическое оборудование, компьютерная
техника, контрольно-измерительные приборы для научных и медицинских
исследований и т.д.).

На определенный перечень важнейших видов продукции животноводства и
молочных продуктов рассматривается возможность распространения
действия тарифных квот и сохранения внутри их сложившегося уровня
доступа иностранных товаров на российский рынок.

 По сливочному маслу, в целях защиты отечественных
товаропроизводителей, величина пошлин будет примерно в полтора-два
раза выше уровня действующих ставок, для мясопродуктов - не ниже
существующего уровня.

Ставки пошлин на не производимые в России фрукты и овощи могут быть
снижены до 5% для достижения компромисса по чувствительным для России
товарам в случае необходимости.

Уровень тарифной защиты по группе хлебных злаков должен увязываться, с
одной стороны, с достижением договоренности по разрешенному для России
объему мер государственной поддержки, а с другой - с тем фактическим     уровнем
финансовой помощи, который государство способно оказать сельскому хозяйству в
течение ближайшего десятилетия.

По морепродуктам в течение пяти-семи лет предполагается сохранить
сложившийся уровень тарифной защиты предприятий отечественной
рыбоперерабатывающей промышленности.

Из этого следует, что присоединение России к ВТО никоим образом не
означает снятия всех барьеров для доступа иностранных товаров на
внутренний рынок. Россия лишь принимает на себя обязательства
зафиксировать размер ставок импортного тарифа на определенном уровне,
выше которого его можно будет поднять лишь в тех случаях, когда будет
доказано, что рост объемов импорта причиняет ущерб российским
товаропроизводителям, ведет к ухудшению торгового баланса страны и
т.п.

Известно, что самыми чувствительными отраслями российской экономики,
которые необходимо защитить от иностранной конкуренции, являются
сельское хозяйство, пищевая, легкая промышленность и некоторые другие
отрасли промышленности.

Пока значения импортных пошлин, на которых настаивают страны-поставщики
продовольствия, заметно ниже заявленных российскими переговорщиками.
Однако ключевым здесь является вопрос не о пошлинах, а о допускаемых
ВТО объемах государственной поддержки сельского хозяйства.

Согласно данным исследования, проведенного ОЭСР, богатые страны тратят
на субсидии фермерам более 311 млрд. долларов в год, что в два раза
превышает общий объем сельскохозяйственного экспорта развивающихся
стран. Примерно 1\5 часть доходов американских фермеров получена за
счет государственных субсидий, у европейских и японских фермеров эти
показатели составляют 31 и 59% соответственно.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" расходы
федерального бюджета на сельское хозяйство и рыболовство определены в
размере 26,8 млрд. рублей. Фактическое исполнение по данной статье
расходов за январь-июль 2002 года составило 10,2 млрд. рублей, или 38%
от предусмотренной бюджетом суммы. Следует также отметить, что
рентабельность продаж сельхозпродукции в первом полугодии текущего
года составила 7,4%. Столь низкий уровень рентабельности был
обусловлен ростом издержек производства вследствие повышения цен и
тарифов производителей промышленной продукции. Так, в сентябре
текущего года по отношению к декабрю 2001 года тарифы на
электроэнергию возросли на 125,1%, природный газ - на 136,4%, цены на
горючесмазочные материалы - на 123,8%, тарифы на грузовые перевозки
железнодорожным и автомобильным транспортом - соответственно на 119,5
и 110,6%. Доля убыточных предприятий в сельском хозяйстве в первом
полугодии 2002 года составила 51,7%. Приведенные данные
свидетельствуют о том, что объемы государственной поддержки сельского
хозяйства в России пока значительно ниже, чем в странах ЕС и США, хотя
отечественные аграрии работают в менее благоприятных климатических
условиях.

Поэтому единственной мерой, которую могут принять бедные страны для
защиты своих сельскохозяйственных производителей, является повышение
ввозных пошлин на дешевый импорт сельскохозяйственных товаров из
богатых стран. По данным Всемирного банка, импортные тарифы на
сельскохозяйственную продукцию, действующие в упомянутых странах,
составляют в среднем 17%,  в то время как в развитых государствах
данный показатель равен примерно 6,4%.

Российская пищевая промышленность пока не способна в полной мере
насытить внутренний рынок мясными и молочными продуктами, сахаром,
маслом и другими важнейшими видами продовольственных товаров из-за
недостатка исходного сырья отечественного производства.

Поэтому крупные и средние предприятия этой отрасли промышленности, как
правило, вынуждены импортировать сырье для производства
продовольственных товаров.

По данным таможенной статистики импорт России в январе-августе 2002
года составил 28,7 млрд. долларов и по сравнению с январем-августом
2001 года увеличился на 8,2%, в том числе из стран дальнего
зарубежья - 22,3 млрд. долларов (прирост на 19,1%) и стран СНГ -
6,4 млрд.долларов (снижение на 17,7%).

В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья доля
продовольственных товаров и сырья для их производства составила 25,2%.
При этом следует отметить, что по сравнению с январем-августом 2001
года товарная структура импорта из этих стран практически не
изменилась.

Физический объем импорта свежемороженого мяса увеличился на 30,7%
(и составил 602,4 тыс.тонн), сливочного масла - на 75,7% (63,1
тыс.тонн), подсолнечного масла - на 31,2% (53,2 тыс. тонн), мясных
консервов - на 32,3% (11,9 тыс.тонн), хлопчатобумажных тканей - на
14,9% (28356 тыс.кв.м), кожаной обуви - на 66,1% (7,9 млн. пар).

Сократились закупки из стран дальнего зарубежья сухого и сгущеного
молока в 3,5 раза (2,8 тыс.тонн), сахара-сырца - на 6,4% (3877,1
тыс.тонн), сахара белого - на 70,1% (36,8 тыс.тонн).

В импорте из стран СНГ (без учета торговли с Белорусией) доля
продовольственных товаров и сырья для их производства составила
19,1%.

По сравнению с январем-августом 2001 года физический объем импорта
мяса и птицы увеличился в 25,4 раза (и составил 1,1 тыс.тонн),
свежемороженого мяса - на 28,1% (76 тыс.тонн).

В то же время импорт сливочного масла сократился в 4,7 раза
(8 тыс.тонн), подсолнечного масла - на 23,9% (61,7 тыс.тонн),
хлопчатобумажных тканей - в 2,6 раза (13705 тыс.кв.м).

Предприятиями пищевой промышленности в январе-августе 2002 года было
произведено 4040 тыс. тонн сахара-песка, что от объема его
производства за аналогичный период предыдущего года составляет 98%.
Импорт сахара белого за этот период составил 36,8 тыс. тонн.
Предприятиями этой же отрасли промышленности было произведено масла
растительного 583,2 тыс. тонн или 73,6% от объема его производства в
соответствующем периоде 2001 года. Импорт масла растительного за этот
период составил 114,9 тыс. тонн.

В январе-августе 2002 года предприятиями мясной и молочной
промышленности было произведено 887,9 тыс. тонн мяса (включая
субпродукты 1 категории), что на 113,7% превысило объем его
производства в январе-августе 2001 года. В то же время импорт мяса
свежего и мороженого составил 678,4 тыс. тонн.

За этот же период предприятия этой отрасли промышленности произвели
203,9 тыс. тонн масла животного, что на 104,4% превысило уровень
соответствующего периода предыдущего года. Поставки по импорту масла
сливочного составили 71,1 тыс. тонн.

В сельскохозяйственных организациях за указанный период производство
птицы на убой (в живом весе) увеличилось на 116,8% и составило 677
тыс. тонн. При этом поставки мяса птицы свежего и мороженого по
импорту достигли 841,4 тыс. тонн.

Коэффициенты соотношения импортных поставок и производства
аналогичных товаров имеют следующие значения: по сахару-песку - 0,9%,
маслу растительному - 19,7%, мясу - 76,4%, маслу животному - 34,9%,
мясу птицы -124,2%.

Превышение 30% рубежа указывает на то, что по отдельным видам
потребительских товаров внутренний рынок России имеет существенную
зависимость от поставок по импорту. Это касается и производства
сложной бытовой техники, выпускаемой предприятиями промышленности
средств связи и других отраслей промышленности с использованием
импортных комплектующих изделий.

Сегодня предприятия, работающие по "отверточной технологии" находятся
"на коне", потому что на готовые изделия ввозная пошлина выше, чем на
комплектацию. Однако, присоединяясь к ВТО, Россия должна принять на
себя обязательства, которые гарантируют определенный уровень доступа
на внутренний рынок товаров и услуг зарубежных производителей.

В этой связи существует большая вероятность того, что 26% населения
страны, имеющая среднедушевые доходы свыше 4000 тыс. рублей в месяц
отдаст предпочтение товарам таких известных марок, как "Сони",
"Панасоник" и ряду других фирм, вследствие их высокого качества и
ценовой конкурентоспособности. И что тогда будут делать работники
таких предприятий? Перейдут в разряд убыточных предприятий, доля
которых в промышленности и так значительна - 46,5% в первом полугодии
2002 года.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской
Федерации на 2003-2005 годы, подготовленного Минэкономразвития России
указанный период будет в основном благоприятным для импортеров. Так,
спрос на потребительские товары в условиях стабилизации курса рубля и
сравнительно низких контрактных цен будет в значительной степени
удовлетворяться за счет импортной продукции.

Импорт продовольствия из стран дальнего зарубежья может увеличиться к
2005 году на 8,5-11%, закупки свежего и мороженого мяса в 2003-2005
годах ожидаются на уровне 2001 года, а мяса птицы снизятся к 2005 году
по сравнению с 2001 годом на 10,8%.

Для защиты отечественного свеклосахарного комплекса принято решение о
повышении в 2003 году базовых ставок ввозной пошлины на сахар-сырец и
сахар белый, а также введение сезонных пошлин на их импорт (также
будет действовать квота на ввоз сырца). В связи с ростом производства
сахарной свеклы прогнозируется сокращение в 2005 году по сравнению с
2001 годом импорта сахара-сырца на 22,8% и сахара белого - на 27,7%.

Прогнозируется рост импорта из стран дальнего зарубежья продукции
легкой промышленности. Так, увеличится импорт тканей, не производимых
в России. Импорт одежды возрастет на 22-29%, обуви - на 13-17%.

В соответствии со сценарием прогноза на 2003-2005 годы темпы роста
импорта из стран СНГ будут колебаться в пределах 2,1-6,4%.

В отношениях с Китаем и Республикой Корея сохранят значение челночная
торговля и приграничные бартерные сделки.

В заключение хотелось бы отметить, что ближайшие два года
предопределят необходимость проведения более тщательного анализа тех
секторов российской экономики, на которые вступление в ВТО окажет
наибольшее влияние.

============================================================
Во второй части рассылки мне хотелось бы:
- Познакомить читателей с тематическим планом журнала
"Продовольственный бизнес на 2003 год (напомню, что целевой
аудиторией журнала являются маркетологи продовольственных компаний) и
попросить высказать свое мнение по этим темам.

- Рассказать о новом типе семинаров, организуемых указанным журналом
и его учредителем - Международным центром научной и технической
информации.
=====================================================

Ниже приведены предполагаемые "темы номера". Заметим, что ими отнюдь
не исчерпывается содержание данного номера журнала, однако именно эту
тему предполагается обсудить максимально подробно для журнального
формата. Поставьте, пожалуйста, против каждой из них число,
соответствующее Вашим представлениям об актуальности данной темы (чем
важнее, тем меньше число) и пришлите этот список мне (возможно
анонимно, но лучше, если Вы укажете ФИО, свою компанию и должность).
Если Вы считаете необходимым дополнить список другими темами - мы
будем только рады.

Конкурентная среда: модели конкуренции и методы анализа

Брэндинг: как выстроить линейку ТМ, как и в каком порядке выводить их
на рынок.

Брэндинг: позиционирование ТМ - методы и стоимость

Объем рынка: методики расчета и их погрешности

Цепочка дистрибуции: сколько надо дилеров, кто они, отношения с ними

Инструменты исследования рынков и их погрешности

План маркетинга: его состав, когда и для чего он применяется

Спонсорство: где, когда и для чего оно применяется

Этика бизнеса или обычаи делового оборота

Реальные мотивы потребителей и способы их измерения

Маркетинговая разведка и контрразведка

Сегментация рынка: теория и практика

Документы маркетинга: когда, для чего и в каком виде они составляются

Бенчмаркинг

Дистанционное обучение

Программное обеспечение для маркетолога

Упаковка и реклама

Инновации: как это делается

Оценка эффективности рекламы

Как делают эффективную рекламу

Как легко видеть, тем больше, чем номеров журнала, поэтому собравшие
бОльшее число голосов имеют больше шансов.
==================================================

И, наконец, о семинаре, планируемом 17-18 декабря совместно журналом
"Продовольственный бизнес" и Международным центром научной и
технической информации.

Тема семинара - "Конкурентоспособность предприятий пищевой
промышленности". Его отличительные особенности от аналогичных
мероприятий следующие:

1. По окончании семинара слушателям выдается не только соответствующее
свидетельство, но и сертификат о бесплатном индивидуальном
консультировании ведущих семинара. Каждый участник получает 4
бесплатных часа консультаций, которые он может использовать в течение
года в любое удобное для него время, в т.ч. и дистанционно, используя
телефон, электронную почту и т.д.

2. При подготовке программы конкретного семинара используется
информация, актуальная для каждого из собравшихся участников семинара:
статистические данные по рынкам (производство, цены, внешняя торговля),
сведения о предприятиях и т.п.


Ниже приводится краткая программа семинара. Более подробную
информацию, включая условия участия в семинаре, можно получить,
сделав
запрос по адресу food@icsti.su

Конкурентоспособность и маркетинг.
Как построить систему маркетинга, чтобы она повышала
конкурентоспособность и увеличивала доход?  Как с имеющимися
ресурсами увеличить доход предприятия?

Стратегия конкурентных войн в пищевой отрасли.
Правила и принципы нападения и защиты в конкурентных маркетинговых
войнах - подробный разбор примеров западной и российской практики.
Выбор базовых стратегий в зависимости от внутренних ресурсов и
конкурентного окружения. Примеры применения различных стратегий на
предприятиях пищевого сектора.

Потребители и клиенты.
Как профессионально влиять на решения индивидуального и корпоративного
покупателя?

Рынки и сегменты.
Как правильно выбрать свой рынок, свой сегмент, свою нишу?
Какая реальная выгоды должна быть получена в результате
сегментирования?

Маркетинговые исследования.
Какая информация нам действительно нужна? Как ее получить и как ее
использовать?

Позиционирование и бренд.
Как завоевывать новых и удерживать существующих покупателей на
длительный срок?

Комплекс маркетинга на предприятии.
Как правильно выбрать  мероприятия по продвижению различных товарных
групп/брендов.

Ведущий рассылки - Дмитрий Фролов mailto:food@icsti.su


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное