Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Что может консалтинг
Здравствуйте уважаемые подписчики! Управленческое решения - безусловно главный элемент управления! Как оно готовится и какова техника его принятия - особый разговор. Здесь мы очень коротко остановимся на некоторых особенностях принятия управленческих решений с участием консультантов. Консультирование — необходимый элемент управления. Без консультаций со специалистами и исполнителями управленческие решения принимаются очень редко. Способы организации и проведения консультаций перед принятием решения весьма многообразны и определяются природой этих решений, а также навыками и опытом их принимающего. Участие профессиональных консультантов в этом процессе связано, как правило, со значимыми для организаций решениями, существенно влияющими на будущее этих организаций. Подготовка информации для подобного рода решений и процедура их принятия имеют сложную структуру. Ошибки в любом из элементов этой процедуры могут привести к очень неприятным последствиям для предприятия, поэтому требуется большое внимание к организации процесса принятия сложных, стратегически значимых решений и точное определение в них роли профессиональных консультантов. А они могут и помочь, а иногда и сильно усложнить жизнь предприятия или организации. Все предприятия и организации, с управленческой точки зрения и, следовательно, организации процесса принятия решения, можно разделить на две большие группы. Первая группа — это предпринимательские структуры: фирмы, частные предприятия, государственные унитарные предприятия, одной из непременных целей которых является извлечение прибыли. Вторая группа — это государственные и общественные организации, созданные для решения любых задач, кроме задачи извлечения прибыли. Поскольку цели этих двух типов организаций имеют различную природу, различны и способы их формулирования, и критерии оценки степени их достижения. Если в предпринимательских структурах есть четко выраженные объективные, независимые от желания управляющих, критерии эффективности их деятельности, то в общественных и государственных организациях таковых нет. Что соответствует интересам этих организаций, решает вышестоящее начальство или внутриполитические соображения руководителей. Если предприниматель не руководствуется объективными критериями извлечения прибыли, то он перестает быть предпринимателем, а его предприятие заканчивает самостоятельную жизнь в рынке. Общественные и государственные организации существуют, пока существует социально-политическая задача, которую они должны решать. Отсюда следует, что в предпринимательских организациях нет надобности долго договариваться о критериях оценки результативности их работы и, следовательно, о методах сравнения эффективности решений. Важнее договориться о способах получения результата. В общественных и государственных организациях, напротив, важнее всего определить критерии оценки результата. Далее мы будем рассматривать только предпринимательские организации. Организация эффективного консультационного процесса является задачей для обеих сторон его участников: консультанта и клиента. Но инициатором возможной совместной работы всегда выступает клиент. Инициатива консультанта, даже внутреннего, провести какие-то изменения в организации — пустые хлопоты до тех пор, пока руководитель организации не сочтет это возможным. Это кажется совершенно очевидным, но нередко консультанты пытаются опровергать эту очевидность, принуждая руководителей к изменениям, необходимость которых последними не осознана. Вот с осознания первым руководителем необходимости принятия значимого для предприятия решения и начинается консультационный процесс. И здесь не важно, нужны ли консультанты для оценки ситуации, для экспертизы или для подготовки проекта решения. Значимые решения всегда требуют предварительного анализа, всегда нужны альтернативные варианты и всегда желательна экспертиза. Других способов старта консультационного процесса не существует. Прежде чем начинать подготовку изменений, а любое решение — это всегда изменения, необходимо четко определить, сформулировать проблемы, которые вы считаете необходимым решить, и смоделировать желаемое будущее состояние. К профессиональным консультантам есть смысл обращаться только после осознания необходимости изменений. Консультанты обладают (должны обладать) существенно большими знаниями и опытом проведения изменений, чем персонал любой организации, и поэтому полезны при любом способе участия. Проведение изменений — это их профессия. Многие руководители российских промышленных предприятий считают, что обращение к консультанту является последним средством и равносильно признанию своей некомпетентности и неспособности решить навалившиеся проблемы. Поэтому консультанты до сих пор рассматриваются как “врачи” для компании, последняя надежда выжить. Когда же дела идут нормально, то их помощь — расточительство денег, которых и без того мало. Имеется множество примеров, когда консультанты спасали компании, стоящие перед лицом банкротства или возвращали к жизни «стареющие» организации. Таким образом создавалось представление, что при помощи консультантов разрешима любая сложная проблема. Однако это не так. Консультанты — не панацея от всех бед. Существуют ситуации, когда помочь не сможет никто. И обращаться к консультантам, когда предприятие «при смерти», и нужно совершать только вынужденные ходы — поздно. Чаще всего приходится решать проблему, как выйти из этого бизнеса и начать новый. Консультанты не волшебники и в подобных ситуациях помочь могут только рекомендациями, как на старом месте построить новое дело. И даже если помощь еще возможна, то всегда требуется долгая кропотливая совместная работа, в которой каждая из сторон должна исполнять свою роль. Изменения в организации с помощью консультантов приносят больший эффект, когда дела идут еще нормально. Но при этом нужно иметь в виду, что консультирование в предпринимательских структурах имеет смысл и может дать результат лишь при выполнении ряда условий. Во-первых, это желание одного или группы ответственных руководителей фирмы, имеющих реальные полномочия принятия решений и их реализации, провести изменения, которые повысят эффективность бизнеса. Именно бизнеса! Готовность персонала фирмы к изменениям принципиально не важна. Это дело консультанта подготовить организацию. Консультанты помогут, если предприниматель или руководитель желает помочь себе сам. Иногда консультантов используют как аргумент для изменения структуры власти в организации или для обоснования решений по заказу заинтересованных лиц или групп. В подобных мероприятиях уважающие себя и свой бизнес консультанты не участвуют. Обоснование и рекомендация решений на заказ, вне зависимости от их этической оценки, угрожают существованию консультанта в консалтинговом бизнесе. Он теряет доверие предпринимателей и менеджеров и превращается в «обслуживающий персонал». Хотя и это кто-то должен делать. Во-вторых, понимание руководителями или предпринимателями проблем своего бизнеса и возможностей организации, хотя бы в общем виде. Понимание интересов связанных с фирмой групп. В работе любого предприятия задействованы не только его владельцы или акционеры и менеджеры. В его рамках предпринимают дело финансовые и кредитные организации (банки, инвестиционные компании, пенсионные фонды, страховые компании), поставщики, персонал, органы государственной власти и местного самоуправления. Особо заинтересованной группой являются потребители. Без продукции предприятия они не смогут вести своего дела. Все эти группы связаны с предприятием общим интересом, и иметь успешное дело — это знать, уважать и удовлетворять интерес каждой из них. В противном случае менеджеры и предприниматели будут иметь постоянные проблемы. В-третьих, понимание руководством того, что фирма должна иметь точно сформулированные цели. Хотя бы понимание! Определение цели является необходимой предпосылкой успеха. “Кто не знает гавани, в которую он хочет войти, тому и ветер не благоприятствует!” (Сократ). В-четвертых, знание и понимание менеджерами предприятия некоторого ограниченного набора фундаментальных принципов ведения бизнеса. В частности, ответственные лица фирмы, наделенные полномочиями принятия решений, должны осознавать, что предпринимательство — это, прежде всего, создание ценности для потребителя, а не производство денег для себя. Деньги будут в желаемых количествах только тогда, когда производимый продукт или услуга определены рынком как представляющие ценность. Замена основной цели предпринимательства (создание ценности) на цель (получение денег) приводит к тривиальному воровству. Еще нужно знать, что с бизнесом плохо сочетаются авантюризм и иллюзии. В бизнесе правит жесткая экономическая целесообразность, и он стоит на трех столпах: ценность, затраты, цена. Ценность для потребителя – это главное в бизнесе. Если ее нет, то дело нужно закрывать. Затраты должны быть сопоставимы с потребительской ценностью. Если они выше ценности произведенного продукта (услуги), то исход тот же, дело смысла не имеет. Цена, как форма отношений с рынком (потребителями), производит оценку жизнеспособности дела. Эти три столпа — основа бизнеса, и формирует его смысл и цель прирост производительного потенциала (капитала), т. е. прирост способности бизнеса (дела) производить ценность при приемлемых затратах. Тогда и цену можно устанавливать с необходимой прибылью. Если бизнес не имеет цели прироста капитала как производительного потенциала и не дает реально этого прироста, то предприятие не имеет перспективы и смысла. Наконец, желательно, чтобы руководство фирмы еще осознавало, что результаты и ресурсы бизнеса – вне фирмы, внутри только проблемы и затраты. Следовательно, бизнес — это использование возможностей, которые предоставляет внешняя среда, рынок, а не решение внутренних проблем. Проблемы чаще всего — результат прошлых дел и обстоятельств. Решение проблем, в лучшем случае, – это достижение нормы вчерашнего дня. Все решения в бизнесе должны создавать и формировать желаемый завтрашний день. Если эти принципы и условия ответственными руководителями фирмы не выполняются, то консультанты бесполезны. В этом случае этим ответственным руководителям нужно либо оставить ответственные должности в бизнесе, либо закрывать или продавать предприятие. Можно, конечно, еще разворовать оставшееся (если дадут), но это в том случае, если отсутствуют социальная ответственность и уважение к себе. А для этого консультанты не нужны и даже опасны. Если же принципы ведения дела существуют, а условия, изложенные выше, выполняются, то содержательный диалог с консультантами возможен и весьма полезен при любом конечном результате. Именно диалог и совместная работа. Выполнение задания консультантами без сотрудничества смысла для предприятия не имеет. Множественные программы технической помощи (TACIS, Фонда Сороса, Российско-британского фонда «Ноу-Хау», Корпуса Мира, Фонда «Евразия», ЕБРР, IREX и др.) терпят очевидную неудачу в значительной мере и потому, что западные консультанты чаще всего приходят на предприятия, которые не усвоили и не разделяют вышеизложенные принципы и правила . Там у руководителей не сложилось понимание того, что управление делом, бизнесом — это тяжелый груз социальной ответственности, для этого только честолюбия или желания иметь приличный уровень жизни явно не достаточно. Нужны еще знания, понимание и соблюдение правил и принципов ведения бизнеса и способность к постоянному самообучению. Западные консультанты, приходящие на российские предприятия, полагают, что нужно помочь их руководству в выборе средств изменения ситуации, что дело в технике, в уточнении траектории движения. И они накладывают стандартные схемы и приемы на «как будто предприятие», которое на самом деле таковым еще не стало, и неизвестно, станет ли, поскольку там предпринимать дело, создавая ценность для потребителей, как бы никто и не собирается. Там заняты либо борьбой за контроль над денежными потоками, либо загрузкой оборудования и сохранением рабочих мест. А начинать в России консультационный процесс нужно с выяснения того, занимаются ли на данном предприятии бизнесом, и желает ли высшее руководство иметь его успешным. И если не будет получен положительный ответ на оба вопроса, то при любых ресурсах и квалификации обе стороны ждет сильное разочарование от результатов сотрудничества. У себя западные консультанты поступают просто. Если руководство компании не сформулировало целей и не осознает должным образом назначение своего бизнеса, то применяются жесткие меры. Консультанты, по существу, берут на себя процесс управления, параллельно занимаясь обучением и инструктированием менеджеров относительно правил ведения бизнеса и управления им. Там такую практику поддерживают и позволяют реализовать акционеры — хозяева компании. У нас же, к сожалению, ни консультанты в большинстве своем не готовы взять на себя ответственность за ведение дела, ни владельцы предприятий не имеют реальных полномочий поручить это дело консультантам. Менеджеры этого не допустят: как же, какой-то чужой дядя «сядет» на денежные потоки, а сам иди?.. Ведь пока ни в нашем законодательстве, ни в юридической практике защита прав собственника основополагающей нормой не является. Причем у нас каждое промышленное предприятие (бывшее государственное) – «византийский двор», там столько политики, что места для экономической целесообразности почти нет. И быстро уловить извне пришедшему человеку, кто у кого кум да зять, а кто из них вместе рыбу ловят, очень не просто. В конечном счете, разобраться с этими проблемами можно, но понять, какое отношение они имеют к бизнесу, к надобности приращивать капитал акционеров — не дано никому. Анатолий Кудинов, консалтинговый центр "Уникон" cimt@bitex.ru
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||