Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Что может консалтинг

  Все выпуски  

Что может консалтинг


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Здравструйте уважаемые подписчики!
Важным для выбора консультанта представляется точное понимание того, что
Вы хотите от него получить. И в этой связи понимание того, что могут
консультанты "процессные", а что - "экспертные" очень значимо для успешной
совместной работы. Сегодня предлагается уточнить специализацию консультантов
по управлению.

Все существующие в практике управленческого консультирования методы,
как выше отмечалось, можно (условно)  разделить на две группы: экспертное
(предметное) и процессное (организационное) консультирование. Принцип
такого деления заключается в главной идее (содержании) каждого из методов.

Экспертное (предметное) консультирование предполагает работу консультанта
совместно с персоналом компании в предметных областях ее деятельности:
финансы, маркетинг, производство, материально-техническое снабжение,
коммерческая логистика и т. п. Этот метод предполагает работу консультантов
как экспертов. Они должны иметь профессиональные знания предмета
консультирования,  обладать навыками анализа, оценки и проектирования
бизнеса, который ведет компания. Их главная задача – внести новые знания
в практику управления и научить персонал эффективно использовать
теоретические разработки и практический опыт других компаний, накопленный
и переданный консультантами.

Процессное (организационное) консультирование – это организация
консультантами, с использованием специальных приемов и методик,
процесса работы персонала компании над вопросами, имеющими значение
для ее деятельности. Главная задача консультантов – мобилизовать  знания
и умения работников компании для решения поставленных задач, организовать
работу ведущих специалистов компании для решения проблем, используя их
знания, навыки и энергию. Этот способ консультирования предполагает,
прежде всего, владение приемами и навыками организации групповой работы.
Профессионального знания предмета (бизнеса и способов его ведения) от
консультанта здесь не требуется. Решать задачу будут работники компании
на основе  имеющегося опыта, знаний и навыков. Более важным, чем наличие
знаний, здесь является умение консультантов создать временную рабочую
организацию, согласовать интересы работников компании в решении задачи,
мобилизовать интеллектуальный потенциал и энергию работников компании.

Оба метода имеют сильные и слабые стороны и применимы с учетом реальных
ситуаций и задач, подлежащих решению. Это инструменты специального
назначения, они не являются универсальными.

Экспертное консультирование необходимо при анализе и оценке финансового
состояния компании, ее рыночной позиции и перспектив, при решении новых
задач, которые ранее работниками компании не рассматривались
(реформирование системы управления, например), при проектировании
подсистем и процедур управления, при проектировании бизнес-процессов,
разработке и постановке информационных технологий, решении других задач,
требующих профессиональных знаний консультантов. Сильными сторонами
экспертного консультирования являются:
 объективный, непредвзятый взгляд консультантов на складывающуюся в
компании ситуацию, лишенный пристрастий, присущих участникам процесса.
Это некое «другое зеркало», без которого едва ли есть смысл проводить
изменения;
 наличие опыта и знаний у консультантов, которых, в силу обстоятельств
и меньшей практики реализации инноваций, недостает работникам предприятия.

Специфика России в настоящее время в том, что подавляющее большинство
менеджеров среднего и высшего звена проходили обучение и подготовку,
накопили опыт работы на социалистических предприятиях, а не в бизнесе.
Опыт успешного управления бизнесом уникален. И если он достаточно широко
знаком кому-то, так это консультантам-предметникам. Консультанты-предметники
постоянно сталкиваются с новыми методами работы, необходимостью решения
новых задач, реализации рыночных возможностей, и это делает их
незаменимыми в реформировании любого предприятия. К ним в наибольшей
степени подходит определение, данное известным английским консультантом
Калвертом Макхемом, уже упоминавшееся выше: “Консалтинг – это армия, в
которой самый младший чин – полковник”.

Консультант, в отличие от работника компании, имеющего, кроме надобности
решать инновационные задачи, необходимость исполнять свои функции в
компании, концентрируется  исключительно на инновациях. Это значительно
сокращает время на решение задачи. Работнику компании некогда объективно
и непредвзято диагностировать проблемы и состояние компании. Он занят
задачами текущей деятельности. Интерес работника компании – в сохранении
или повышении своего статуса. У работника компании нет времени искать
способы решения новых задач, выявить значимые проблемы, у него другая
главная и, в большинстве случаев, единственная задача – надлежащее
исполнение своих функций. Если он будет вяло участвовать в инновации,
его всего лишь не поощрят, но если он забудет или не успеет выполнить
предписанные и обязательные действия, его накажут, как минимум. Да к
тому же, реализуя инновацию, он рискует лишить себя привычной работы
и спокойной жизни.

Процессное консультирование, в отличие от экспертного, абсолютно
необходимо для решения задачи подготовки персонала компании к изменениям,
для мобилизации интеллекта и энергии среднего и высшего менеджмента
компании, для согласования позиций и действий. Подобная форма
консультирования чаще всего используется для:
 выработки общего понимания высшим и средним менеджментом компании проблем
и возможностей организации (самодиагностика состояния компании);
 выработки согласованных решений по использованию возможностей компании
и решению проблем, определения способов их выполнения и ответственных
за результаты;
 обсуждения и согласования возможных направлений стратегического развития
компании и подготовки различных вариантов и сценариев этого развития;
 согласования интересов, задач, последовательности действий и
ответственности работников компании в реализации разработанных проектов.

При выборе руководством компании консультантов или консалтинговой фирмы
для решения задач реформирования и развития компании необходимо точно
знать возможности и ограничения каждого из способов консультирования,
границы их применения. Ошибки в выборе консультанта и метода организации
консультационного процесса для компании могут привести и к финансовым
потерям, и к сильному разочарованию работников компании, вызванным почти
гарантированной неудачей консультационного проекта. Например, нельзя
привлекать предметных консультантов для разработки и реализации проекта
реформирования, если ведущие менеджеры компании не готовы к изменениям,
если руководство и значительная часть среднего менеджмента полагают
возможным справиться с временными трудностями мобилизацией персонала
на более эффективную работу по старой схеме. Нельзя также использовать
возможности предметных консультантов для мобилизации приверженности
изменениям. Мало полезного они смогут сделать для согласования интересов
высшего и среднего менеджмента компании и выработки совместных решений.
Они не смогут разработать программы изменения организационной культуры
компании.

Экспертное консультирование может ограничиваться лишь возможностью
мобилизации знаний и навыков персонала.  И основная задача
консультантов – профессионально разработать проект, метод, процедуру,
а также обучить персонал использованию разработки. Однако это ни в
коем случае не отменяет совместной работы консультантов и персонала
в решении задач компании. Как выше отмечалось, без совместной работы
консультантов с работниками компании в рамках консалтингового проекта
результат его почти всегда будет существенно хуже ожидаемого, а чаще
всего – нулевым.

Границы процессного консультирования определяются ограничениями групповой
работы, которая позволяет лишь в общем виде наметить направления и
способы действий, согласовать их последовательность. И при этом трудно
или почти невозможно спроектировать процедуры, т. е. детально описать
операции. Да и нет в этом необходимости. К числу ограничений групповой
работы и процессного консультирования нужно отнести предвзятость мнений
и решений участников процесса, односторонние подходы и оценки персонала
компании, обусловленные наличием неформальной структуры организации,
заинтересованностью персонала в сохранении сложившихся отношений и
статусов, в нежелании отдельных работников вступать в конфликт и т.п.
Результатом групповой работы бывает, как правило, принятие решений
или согласование мнений, предложенных авторитетными руководителями
или неформальными лидерами. А сам процесс работы часто сводится к
разъяснению, а зачастую навязыванию этими руководителями личных
подходов и предложений.

Перечисленные выше недостатки делают процессное консультирование и
групповую работу малоэффективными при разработке проектов реорганизации
компании с детальным разбором отдельных процедур, в проектировании
процессов ведения бизнеса, в уточнении инструментов управления и т.п.
Но групповой процесс незаменим при согласовании и принятии указанных
проектов, при определении возможностей и способов их реализации.

Процессный консалтинг – это работа с людьми и их организацией. В рамках
проектов процессного консалтинга формулируются и ставятся задачи.

Предметный (экспертный) консалтинг – это разработка  процессов, процедур,
методов ведения бизнеса организации. В рамках проектов предметного
консалтинга разрабатываются содержательные методы и решаются поставленные
задачи.

Экспертное консультирование имеет и недостаток перед процессным: большее
время работы консультанта на объекте и, как следствие, более высокую цену.
В данном случае он сходен с другим недостатком -- необходимостью
инвестирования для увеличения доходов. Не существует других способов
прирастить доходы – только инвестирование. И не суть важно, в какой форме:
преобразованием в эффективные активы (что и есть инвестирование) времени
работы и размышлений (человеческого ресурса), расширением мощностей за
деньги или переработкой старых запасов в новые продукты.  Поэтому нет и
других способов реформировать структуру управления компании – только
инвестированием средств, только затратами на оплату работы консультантов.

Затраты на предметный консалтинг – это, во-первых, покупка того, что
уникально и никогда собственными силами выполнено быть не может,
во-вторых, экономия больших средств за счет скорости реализации
инновации. Вложения в любой консалтинг всегда дают эффект, в десятки раз
превосходящий самые доходные операции с ценными бумагами и самые
эффективные вложения в основной капитал. Консультант-предметник за
неделю дает то, что десяток работников компании не смогут сделать за
месяц из-за отсутствия необходимой для этого квалификации, а также в
силу занятости решением текущих задач.

Анатолий Кудинов, консалтинговый центр "Уникон"
cimt@bitex.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное