Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Здравструйте уважаемые подписчики! Важным для выбора консультанта представляется точное понимание того, что Вы хотите от него получить. И в этой связи понимание того, что могут консультанты "процессные", а что - "экспертные" очень значимо для успешной совместной работы. Сегодня предлагается уточнить специализацию консультантов по управлению. Все существующие в практике управленческого консультирования методы, как выше отмечалось, можно (условно) разделить на две группы: экспертное (предметное) и процессное (организационное) консультирование. Принцип такого деления заключается в главной идее (содержании) каждого из методов. Экспертное (предметное) консультирование предполагает работу консультанта совместно с персоналом компании в предметных областях ее деятельности: финансы, маркетинг, производство, материально-техническое снабжение, коммерческая логистика и т. п. Этот метод предполагает работу консультантов как экспертов. Они должны иметь профессиональные знания предмета консультирования, обладать навыками анализа, оценки и проектирования бизнеса, который ведет компания. Их главная задача – внести новые знания в практику управления и научить персонал эффективно использовать теоретические разработки и практический опыт других компаний, накопленный и переданный консультантами. Процессное (организационное) консультирование – это организация консультантами, с использованием специальных приемов и методик, процесса работы персонала компании над вопросами, имеющими значение для ее деятельности. Главная задача консультантов – мобилизовать знания и умения работников компании для решения поставленных задач, организовать работу ведущих специалистов компании для решения проблем, используя их знания, навыки и энергию. Этот способ консультирования предполагает, прежде всего, владение приемами и навыками организации групповой работы. Профессионального знания предмета (бизнеса и способов его ведения) от консультанта здесь не требуется. Решать задачу будут работники компании на основе имеющегося опыта, знаний и навыков. Более важным, чем наличие знаний, здесь является умение консультантов создать временную рабочую организацию, согласовать интересы работников компании в решении задачи, мобилизовать интеллектуальный потенциал и энергию работников компании. Оба метода имеют сильные и слабые стороны и применимы с учетом реальных ситуаций и задач, подлежащих решению. Это инструменты специального назначения, они не являются универсальными. Экспертное консультирование необходимо при анализе и оценке финансового состояния компании, ее рыночной позиции и перспектив, при решении новых задач, которые ранее работниками компании не рассматривались (реформирование системы управления, например), при проектировании подсистем и процедур управления, при проектировании бизнес-процессов, разработке и постановке информационных технологий, решении других задач, требующих профессиональных знаний консультантов. Сильными сторонами экспертного консультирования являются: объективный, непредвзятый взгляд консультантов на складывающуюся в компании ситуацию, лишенный пристрастий, присущих участникам процесса. Это некое «другое зеркало», без которого едва ли есть смысл проводить изменения; наличие опыта и знаний у консультантов, которых, в силу обстоятельств и меньшей практики реализации инноваций, недостает работникам предприятия. Специфика России в настоящее время в том, что подавляющее большинство менеджеров среднего и высшего звена проходили обучение и подготовку, накопили опыт работы на социалистических предприятиях, а не в бизнесе. Опыт успешного управления бизнесом уникален. И если он достаточно широко знаком кому-то, так это консультантам-предметникам. Консультанты-предметники постоянно сталкиваются с новыми методами работы, необходимостью решения новых задач, реализации рыночных возможностей, и это делает их незаменимыми в реформировании любого предприятия. К ним в наибольшей степени подходит определение, данное известным английским консультантом Калвертом Макхемом, уже упоминавшееся выше: “Консалтинг – это армия, в которой самый младший чин – полковник”. Консультант, в отличие от работника компании, имеющего, кроме надобности решать инновационные задачи, необходимость исполнять свои функции в компании, концентрируется исключительно на инновациях. Это значительно сокращает время на решение задачи. Работнику компании некогда объективно и непредвзято диагностировать проблемы и состояние компании. Он занят задачами текущей деятельности. Интерес работника компании – в сохранении или повышении своего статуса. У работника компании нет времени искать способы решения новых задач, выявить значимые проблемы, у него другая главная и, в большинстве случаев, единственная задача – надлежащее исполнение своих функций. Если он будет вяло участвовать в инновации, его всего лишь не поощрят, но если он забудет или не успеет выполнить предписанные и обязательные действия, его накажут, как минимум. Да к тому же, реализуя инновацию, он рискует лишить себя привычной работы и спокойной жизни. Процессное консультирование, в отличие от экспертного, абсолютно необходимо для решения задачи подготовки персонала компании к изменениям, для мобилизации интеллекта и энергии среднего и высшего менеджмента компании, для согласования позиций и действий. Подобная форма консультирования чаще всего используется для: выработки общего понимания высшим и средним менеджментом компании проблем и возможностей организации (самодиагностика состояния компании); выработки согласованных решений по использованию возможностей компании и решению проблем, определения способов их выполнения и ответственных за результаты; обсуждения и согласования возможных направлений стратегического развития компании и подготовки различных вариантов и сценариев этого развития; согласования интересов, задач, последовательности действий и ответственности работников компании в реализации разработанных проектов. При выборе руководством компании консультантов или консалтинговой фирмы для решения задач реформирования и развития компании необходимо точно знать возможности и ограничения каждого из способов консультирования, границы их применения. Ошибки в выборе консультанта и метода организации консультационного процесса для компании могут привести и к финансовым потерям, и к сильному разочарованию работников компании, вызванным почти гарантированной неудачей консультационного проекта. Например, нельзя привлекать предметных консультантов для разработки и реализации проекта реформирования, если ведущие менеджеры компании не готовы к изменениям, если руководство и значительная часть среднего менеджмента полагают возможным справиться с временными трудностями мобилизацией персонала на более эффективную работу по старой схеме. Нельзя также использовать возможности предметных консультантов для мобилизации приверженности изменениям. Мало полезного они смогут сделать для согласования интересов высшего и среднего менеджмента компании и выработки совместных решений. Они не смогут разработать программы изменения организационной культуры компании. Экспертное консультирование может ограничиваться лишь возможностью мобилизации знаний и навыков персонала. И основная задача консультантов – профессионально разработать проект, метод, процедуру, а также обучить персонал использованию разработки. Однако это ни в коем случае не отменяет совместной работы консультантов и персонала в решении задач компании. Как выше отмечалось, без совместной работы консультантов с работниками компании в рамках консалтингового проекта результат его почти всегда будет существенно хуже ожидаемого, а чаще всего – нулевым. Границы процессного консультирования определяются ограничениями групповой работы, которая позволяет лишь в общем виде наметить направления и способы действий, согласовать их последовательность. И при этом трудно или почти невозможно спроектировать процедуры, т. е. детально описать операции. Да и нет в этом необходимости. К числу ограничений групповой работы и процессного консультирования нужно отнести предвзятость мнений и решений участников процесса, односторонние подходы и оценки персонала компании, обусловленные наличием неформальной структуры организации, заинтересованностью персонала в сохранении сложившихся отношений и статусов, в нежелании отдельных работников вступать в конфликт и т.п. Результатом групповой работы бывает, как правило, принятие решений или согласование мнений, предложенных авторитетными руководителями или неформальными лидерами. А сам процесс работы часто сводится к разъяснению, а зачастую навязыванию этими руководителями личных подходов и предложений. Перечисленные выше недостатки делают процессное консультирование и групповую работу малоэффективными при разработке проектов реорганизации компании с детальным разбором отдельных процедур, в проектировании процессов ведения бизнеса, в уточнении инструментов управления и т.п. Но групповой процесс незаменим при согласовании и принятии указанных проектов, при определении возможностей и способов их реализации. Процессный консалтинг – это работа с людьми и их организацией. В рамках проектов процессного консалтинга формулируются и ставятся задачи. Предметный (экспертный) консалтинг – это разработка процессов, процедур, методов ведения бизнеса организации. В рамках проектов предметного консалтинга разрабатываются содержательные методы и решаются поставленные задачи. Экспертное консультирование имеет и недостаток перед процессным: большее время работы консультанта на объекте и, как следствие, более высокую цену. В данном случае он сходен с другим недостатком -- необходимостью инвестирования для увеличения доходов. Не существует других способов прирастить доходы – только инвестирование. И не суть важно, в какой форме: преобразованием в эффективные активы (что и есть инвестирование) времени работы и размышлений (человеческого ресурса), расширением мощностей за деньги или переработкой старых запасов в новые продукты. Поэтому нет и других способов реформировать структуру управления компании – только инвестированием средств, только затратами на оплату работы консультантов. Затраты на предметный консалтинг – это, во-первых, покупка того, что уникально и никогда собственными силами выполнено быть не может, во-вторых, экономия больших средств за счет скорости реализации инновации. Вложения в любой консалтинг всегда дают эффект, в десятки раз превосходящий самые доходные операции с ценными бумагами и самые эффективные вложения в основной капитал. Консультант-предметник за неделю дает то, что десяток работников компании не смогут сделать за месяц из-за отсутствия необходимой для этого квалификации, а также в силу занятости решением текущих задач. Анатолий Кудинов, консалтинговый центр "Уникон" cimt@bitex.ru
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||