Новая волна международных споров по поводу происхождения коньяка и шампанского всколыхнулась в Украине. Французские провинции Шампань и Коньяк хоть и считаются истинными производителями одноименных благородных напитков, но на постсоветском пространстве об этом с удивлением узнали не так давно.
Географические названия «шампанское» и «коньяк» продолжают оставаться предметом международных споров, и Украина не стала исключением из правил. Стремление интегрироваться в Европейский Союз (ЕС) может обернуться для отечественных производителей полным запретом на использование этих названий. Однако существующие в мировой практике прецеденты вселяют надежду: получить права на «шампанское» и «коньяк» можно, правда, с некоторыми оговорками, – пишет Liga.net.
В настоящее время решением вопроса о географических названиях занимается рабочая группа, созданная совместными усилиями Европейской Комиссии и Украины. Стороны проводят консультации по этому вопросу и рассматривают возможность заключения Соглашения о взаимной защите географических названий, которое, в том числе, предусматривало бы переходный период для украинских производителей. Вместе с тем, европейская сторона настаивает на исключении из Закона «О винограде и виноградном вине» ссылок
на названия «шампанское» и «коньяк», поскольку этим нарушаются права европейских производителей. Кроме того, по мнению ЕС, использование этих названий противоречит обязательствам Украины в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским сообществом и Украиной (ст.50), а также Плана действий Украина - ЕС относительно адаптации внутреннего законодательства к законодательству ЕС.
Следует отметить, что в рабочей группе отсутствуют представители алкогольной промышленности Украины, а также профильных союзов. По словам директора ассоциации «Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака» (СОВАТ) Владимира Демчака, представители ассоциации хотели бы участвовать в работе группы, что позволило бы учитывать мнение производителей. «Министерство экономики Украины точечно собирало мнение производителей. Но одно дело собирать мнения, а другое – отстаивать позиции. Я думаю,
что эффективность отстаивания позиций организации отраслевого характера было бы куда выше», – отметил он.
Безусловно, украинским производителям коньяка и шампанского понадобится время для перехода на новые названия продукции. Сложно будет свыкнуться со сменой названий и рядовому потребителю. По мнению Владимира Демчака, оптимальный срок переходного периода составляет около семи лет, а намерения производителей «удлинить» этот период объясняется желанием подготовиться к работе в условиях глобальной конкуренции. «Естественно, мы бы хотели, чтобы этот период был максимально длинный. Нам не стоит
особенно этого бояться... Не стоит сидеть, сложа руки, а необходимо мобилизовать свои силы, чтобы быть готовыми к работе на открытом рынке, – говорит он. – Чем быстрее мы научимся конкурировать и побеждать в конкурентной борьбе, тем больше гарантий, что мы не проиграем».
Уже сейчас над вопросом переходного периода работают украинские отраслевые предприятия. В частности, корпорация «Укрвинпром» ведет переговоры с представителями ЕС о необходимости установить переходной период на протяжении не менее 15 лет, в течение которого производители продолжат использовать географические названия вин и спиртных напитков, а также предусмотреть компенсацию убытков, которые понесут предприятия в результате отказа от использования известных названий. Кроме того, обсуждается
возможность предоставить право отдельным предприятиям маркировать свою продукцию как «шампанское Украины» и «коньяк Украины» после окончания переходного периода - для реализации ее на территории Украины.
В пресс-службе Киевского завода шампанских вин «Столичный» прогнозируют развитие событий по двум сценариям. В лучшем случае Украина продолжит выпускать «шампанское Украины», употребляя подобный термин только по отношению к продукции, рассчитанной на внутренний рынок. Что же касается внешнего рынка, то это будет sparkling wine, то есть «игристое вино». В худшем случае украинский производитель будет вынужден полностью исключить из обихода термин «шампанское», заменив его на «игристое вино».
По словам руководителя департамента маркетинга и рекламы ЗАО «Одесский коньячный завод» Юлии Комаровой, опасения вызывает тот факт, что потребитель не будет задумываться над качеством употребляемого напитка - продукт как классической, так и «ускоренной» технологии будет называться «бренди». Разница между классическим коньяком и бренди существенная: коньяк изготовляется только из виноградного спирта, перекуренного и выдержанного в рамках одного коньячного дома. Подобные условия для бренди
не являются обязательными. Более того, при производстве бренди допускается ароматизация, купажирование различных фруктовых спиртов, выдержка не 3 года, а 6 месяцев, добавление спирта-ректификата и т.д., чего категорически нельзя допускать при производстве коньяка.
Юлия Комарова подчеркивает, что названия «коньяк» и «шампанское» могут носить только те напитки, которые произведены по классической французской технологии. Для коньяка - это полный цикл производства, от виноградников до разлива, включая процесс спиртокурения и выдержки в дубовых бочках. А для шампанского – классический способ производства, брожение в бутылках.
Между тем, даже французы порой признают, что коньяк можно производить не только в Шампани, но, например, и в Армении. Более того, они сами это делают. В 1998 году французская компания Перно Рикар приобрела Ереванский коньячный завод, выпускающий знаменитый «Арарат». Первым делом новые владельцы решили навести порядок в терминологии и назвали «Арарат» – бренди. С «правильной» этикеткой продажи стали резко падать. И дело не только в том, что «Арарат» для наших людей – это, прежде всего,
отличный коньяк. По правилам ГОСТ, бренди – напиток не такого высокого качества, как коньяк. Поэтому бывший советский народ, просто воспринимает бренди как нечто менее благородное и ценное. В итоге под давлением потребительского мнения французы вернули «Арарату» гордое название коньяка. Вместе с этим вернулись и объемы продаж. Что ни говори, для нас самый популярный коньяк – армянский. Да и перед новым годом наши покупатели предпочитают вовсе не игристое вино, а именно шампанское, в крайне редких случаях произведенное
в Шампани. Это уже вековые традиции, и игристое вино вряд ли без потерь заменит «Советское» шампанское.
Bacardi U.S.A., Inc., Brown-Forman Corporation и Remy Cointreau USA, Inc. объявили о том, что в альянс трех компаний, цель которого – совместная дистрибуция ведущих брендов, войдут еще два ключевых рынка – Калифорния и Техас. Первым рынком данного альянс…
Компания Anheuser-Busch расширяет линейку бренда Bud Light – теперь появится пиво и с фруктовым ароматом. Так, согласно данным Anheuser-Busch, порядка 10% потребителей либо предпочитают более сладкое, ароматизированное пиво, либо хотели бы его попробовать…
В 2007 году доля «теневого» оборота на рынке водки и ликероводочной продукции РФ сократилась до 27%. Снижение доли «теневого» оборота стал возможным благодаря реализации принятых законодательных мер. Об этом сообщает Национальная алкогольная ассоциация.
Ученые из Петербурга разработали устройство для анализа бренди, которое позволяет не только быстро и точно определить свежеприготовленный бренди от выдержанного, но и различить разные типа этого напитка. Заказ на изготовление такого аппарата ученые получи…
Вчера состоялись торги по продаже госпакетов Глазовского и Сарапульского ЛВЗ Удмуртии. Акции распределились среди двух претендентов на эти активы – столичного ООО «Эксклюзив Алко» и глазовского ООО «Сапфир». В итоге, ООО «Эксклюзив Алко» получило по 17,8…
Рассылка подготовлена информационно-аналитическим порталом Alconews.ru - первым интернет порталом алкогольной отрасли России. При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на портал Alconews.ru обязательна. Портал Alconews.ru - тел. (495) 22-307-22