Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

АГРОдосье: что новенького у компаний? ___Выпуск 92 от 10.10.09


АГРОдосье: что новенького у компаний?

Выпуск № 92 от 10.10.09


 

Устойчивое развитие сельского хозяйства: опыт BASF

17 сентября т.г. в г. Людвигсхафен на юго-западе Германии концерн BASF, по праву являющийся лидером мировой химической отрасли, провел глобальное пресс-мероприятие, в рамках которого журналисты, эксперты и сельхозпроизводители совместно попытались определить основные критерии устойчивого развития мирового сельского хозяйства. Безусловно, задача - не из легких, ведь речь идет не о благосостоянии аграриев и здоровье потребителей в одной отдельно взятой стране, а о таких вопросах, от которых зависит ни много ни мало будущее человечества.

Трудно не согласиться с общеизвестным постулатом о том, что все мы зависим от еды. Все мы хотим, чтобы продукты питания были качественными, доступными по цене, чтобы они были полезными для здоровья. Как потребители мы не хотим, чтобы в производстве использовалась агрохимия. Общественные организации по всему миру выражают обеспокоенность проблемами окружающей среды, сокращением посевных площадей на душу населения и ратуют за экологическую безопасность. Политики ставят вопрос о проблеме глобального голода. Сельхозпроизводители, в свою очередь, стараются получить максимальную прибыль и сделать собственное производство экономически эффективным. Найти во всем этом "общий знаменатель" возможно лишь за счет умения и желания сторон не только слушать, но и слышать.

Так, плавно подойдя к информационному наполнению пресс-дня BASF, отметим, что в этом плане мероприятие было организовано на высоком уровне (в прямом и переносном смысле). Пресс-день "17.09.2009" начался с презентации руководства концерна на тему: "Инновации для устойчивого сельского хозяйства". Основными спикерами по данному вопросу были член Совета директоров BASF Стефан Марциновски, президент подразделения защиты растений (Crop Protection Division) BASF Маркус Хельдт, исполнительный директор компании BASF Plant Science Петер Экес и директор европейского подразделения департамента защиты растений BASF Клаус Вельш.

Все эксперты сошлись во мнении, что будущее за "устойчивым сельским хозяйством". Но что это такое? Как считает С.Марциновски, устойчивость в сельском хозяйстве подразумевает получение более высокого урожая с меньшей площади, с меньшим использованием воды и энергии, но при этом гарантирующее прибыльность производства, заботу об окружающей среде и отвечающее ожиданиям общества. Устойчивость - это оптимальный баланс между экономическими, экологическими и социальными критериями. Устойчивое сельское хозяйство является необходимым звеном в обеспечении человечества продуктами питания и топливом.

При этом сегодняшняя действительность такова, что сельхозпроизводителю приходится в одиночку решать огромное количество экономических, социальных и даже политических задач. "Фермеры должны кормить растущее население Земли, соблюдая при этом баланс экономических, экологических и социальных требований", - отметил директор европейского подразделения департамента защиты растений BASF Клаус Вельш.

По мнению экспертов, среди основных вызовов сельскому хозяйству сегодня можно выделить законодательные нормы и регуляторные акты, регламентирующие деятельность АПК. Например, директиву ЕС об обоснованном использовании средств защиты растений, основной целью которой является снижение влияния СЗР на здоровье людей и окружающую среду. Или чрезмерную толерантность ряда государств к импортным продовольственным товарам. Добавим к этому проблему ограниченности ресурсов (воды, земли, энергии, рабочей силы), с которой изо дня в день вынуждены сталкиваться сельхозпроизводители, а также сюрпризы природы в виде засух и наводнений, заморозков и палящего солнца, различных болезней растений и истощения почв, и т.д. Такие извечные проблемы, как непредсказуемая погода или нашествие вредителей, делают каждый аграрный сезон подобным игре в рулетку. Например, в Индии, по оценкам правительства, четвертая часть всех сельхозземель страны подверглась сильной засухе. При этом 70% населения страны живут за счет доходов, получаемых от сельского хозяйства. Индийские потребители, в свою очередь, также пострадали, поскольку цены на продукты уже повысились на 32%.

И, конечно же, нельзя забывать о колоссальном "давлении" на фермеров со стороны рынка и потребителей. Прогнозы урожая, цены на продукцию, международная конкуренция, доступность кредитов - вот лишь неполный перечень основных факторов влияния мирового рынка на положение дел в сельском хозяйстве.

Европейские фермеры вынуждены решать свои собственные проблемы, основной из которых является давление со стороны потребителей. Основное требование: производить больше продукции за меньшую цену. И, конечно же, при этом сохранять природный ландшафт и защищать окружающую среду. Потребители мечтают о "добрых старых днях" сельского хозяйства и желают видеть на своем столе здоровые и доступные по цене продукты питания.

"Сельское хозяйство никогда не было очень уж легким занятием, но те сложности, с которыми сталкиваются фермеры сегодня, просто огромные. Сельхозпроизводитель постоянно должен думать о том, как сделать свой бизнес прибыльным, как получить соответствующий доход. Сегодня фермер одновременно должен быть и финансистом с Уолл-стрит. Перед тем как посеять, он должен подумать о том, какая сельхозкультура принесет наибольшую прибыль. А перед уборкой ему необходимо застраховать себя от возможных потерь", - отметил в своем докладе член совета директоров BASF С.Марциновски.

Однако сельхозпроизводителям не стоит огорчаться, не все так плохо в "аграрном королевстве". Эксперты приберегли для них хорошую новость: спрос на сельхозпродукцию в будущем будет только расти - по самым скромным подсчетам, в ближайшие 20 лет он увеличится в два раза! Следовательно, наблюдающаяся уже сегодня тенденция роста цен на продукты питания продолжится. Подтверждением данного тезиса могут служить цифры, которые привел профессор агроэкономики из Гумбольдтского университета (Берлин, Германия) Харальд фон Витзке. По его данным, за десятилетний период (с 2003/05 по 2013/15) цены на пшеницу на мировом рынке увеличатся в среднем на 14%, на кукурузу - на 30%, на прочие зерновые - на 13%. Согласно прогнозу, следует также ожидать роста цен на масличные культуры - в среднем на 32%.

Разделяет оптимистичные прогнозы для аграриев и руководство концерна BASF. "Долгосрочный прогноз для сельскохозяйственного сегмента является благоприятным. Вместе с тем, задача увеличения прибыльности на фоне растущего спроса требует использования дополнительных инструментов", - заявил С.Марциновски.

Эксперты BASF прогнозируют, что уже через несколько лет фермеры во многих странах мира смогут перейти на новую технологию выращивания сельскохозяйственных культур. Для обработки посевов будет использоваться продукция, которую предлагает подразделение концерна BASF, занимающиеся производством СЗР, - гербициды, фунгициды, инсектициды, протравители и регуляторы роста, и т.д. Естественно, что для снижения затрат на топливо, воду и пестициды (при одновременном повышении рентабельности) растениеводам следует воспользоваться инновационными разработками. По словам члена совета директоров BASF, компания готова пойти на то, чтобы в некоторых странах мира оплата за такую продукцию и услуги осуществлялась частью урожая. Тем самым, у аграриев появится возможность хеджирования рисков, связанных с колебаниями валютных курсов и товарных цен.

По мнению С.Марциновски, в наши дни прибыльность фермерских хозяйств зависит не только от правильных агрономических решений. Производителям необходимо составлять прогнозы относительно товарных цен и курсов валют, а также быть в курсе экспортных правил, порядка выплаты субсидий и других решений, касающихся сельхозпроизводства. Кроме того, следует учитывать изменяющиеся запросы потребителей и экологические аспекты, сводя к минимуму уровень воздействия на окружающую среду.

Из всего вышеупомянутого следует, что найти правильный баланс между экономикой, экологией и социальной средой, "внедрить на практике устойчивость в сельское хозяйство" - непростая задача. Сделать АПК более устойчивым можно лишь за счет внедрения современного научного анализа, который будет учитывать все значимые аспекты в процессе "жизненного цикла" продукции. Именно с этой целью BASF разработал метод, который позволяет сравнивать различные способы ведения сельского хозяйства с точки зрения их доходности и степени экологического воздействия. Такой инструмент может использоваться для моделирования последовательности операций в сельском хозяйстве по всей цепочке начисления стоимости сельхозпродукции. Этот метод получил название "анализ эко-эффективности".

Основная цель данного анализа - гармонизировать экономику и экологию. Впервые разработанный в 1996 году исключительно для собственных целей, сегодня данный тип анализа широко применяется во всех направлениях бизнеса BASF.

В рамках пресс-дня все желающие могли ознакомиться с первыми сравнительными результатами анализа эко-эффективности различных технологий сельскохозяйственного производства - органической и традиционной. Как и ожидалось, себестоимость производства органической продукции оказалась значительно выше. Но, как показал анализ, применение традиционной технологии ведения сельского хозяйства оказывает немного меньшее воздействие на окружающую среду, чем производство органической продукции. Поэтому, считают эксперты, ключевым фактором в процессе сравнения становится показатель урожайности.

Естественно, это пока лишь предварительные и весьма общие результаты анализа, но уже сейчас, исходя из них, можно сделать определенные выводы. "Из этих примеров становится ясно, что при определении наиболее рациональных способов ведения сельского хозяйства не следует полагаться на интуицию", - отметил Клаус Вельш.

По мнению эксперта, только беспристрастный сравнительный анализ позволит получить ту информацию, которая необходима сельхозпроизводителям и другим участникам продовольственной цепочки для принятия правильных решений.

"Кроме того, подобный подход будет способствовать лучшему пониманию со стороны потребителей, озабоченных проблемами "экологичности" приобретаемых продуктов питания", - считает К.Вельш.

По его словам, данная методика анализа уже получила одобрение ведущих сертифицирующих организаций - немецкой TÜV и американской NSF International. Но специалисты BASF продолжают ее совершенствование, готовы публично обсуждать получаемые результаты и участвовать в открытых дискуссиях с участием аграриев, политиков и всех других заинтересованных сторон.

Завершая повествование о пресс-мероприятии BASF, которое было направлено на поиск решений для устойчивого развития мирового сельского хозяйства, хотелось бы отметить, что задача повышения устойчивости сельскохозяйственного бизнеса не имеет простого решения. Данный процесс требует от производителей поиска правильных сочетаний тех инструментов, которые имеются в наличии.

"Не существует единственно верного способа, как повысить устойчивость сельского хозяйства. Сельхозпроизводители должны рассматривать все возможные механизмы воздействия, как это происходит в любом другом бизнесе", - подвел своеобразный итог дискуссии президент подразделения защиты растений BASF Маркус Хельдт.

Роман Зинков

Людвигсхафен - Днепропетровск

Журнал «АПК-Информ»

http://www.apk-inform.com


Томатная индустрия в Украине: ориентир на потребителя

В первой половине августа ФХ "Органик Системс", входящее в состав холдинга Agrofusion, ввело в эксплуатацию крупнейшее в Украине предприятие по переработке томатов. Завод с сезонной мощностью 180 тыс. тонн томатов был построен за 6 месяцев в Николаевской области. О том, что вдохновило инвесторов профинансировать строительство такого мощного проекта в столь сложные для украинского бизнеса времена, а также о перспективах рынка томата в Украине в эксклюзивном интервью "АПК-Информ: овощи и фрукты" рассказал президент холдинга Сергей Сыпко

- Сергей Александрович, расскажите о своем новом заводе.

- Это современное автоматизированное предприятие, оснащенное новейшим оборудованием производства Италии, Японии, России, Германии, Швейцарии, США. Производственная мощность нашего завода позволяет перерабатывать более 3 тыс. тонн томатов в сутки. Общая сумма инвестиций, вложенных в строительство, составляет 200 млн. грн. При этом финансирование осуществлялось только за счет собственных и кредитных средств, без привлечения иностранных инвестиций. Нашей первоочередной целью является повышение показателей внутреннего производства качественной томатной пасты в Украине, в чем на сегодняшний день назрела острая необходимость.

- Что нужно учитывать при строительстве завода по переработке томатов в Украине?

- Для бесперебойной работы предприятия необходима надежная сырьевая база. Во всем мире существует так называемый "томатный пояс", где есть возможность выращивать томат в промышленных масштабах. В нашей стране эта зона достаточно консервативна и довольно узкая, потому как в северных регионах традиционно сохраняется угроза весенних заморозков, а в южных областях из-за жары и засухи плохо формируется завязь в томатах. В то же время, цикл вегетации томатов - около 100 дней, и высадку нужно начинать не позднее 1 мая. В противном случае можно просто не успеть завершить уборку до осенних дождей, когда работать в поле станет практически невозможно.

Поэтому, прежде чем строить завод, нужно решить несколько стратегических задач: наличие плодородной земли и орошения. Орошение, на мой взгляд, - это серьезная проблема в Украине, которую необходимо решать на государственном уровне, ведь речь идет о значительных денежных ресурсах. И именно государство должно быть заинтересовано в обеспечении оросительными системами отрасли земледелия южного региона.

- Где вы закупаете сырье для переработки?

- В настоящее время в томатном поясе Украины нет крупных производителей томатов, я имею в виду объем производства не ниже 10-15 тыс. тонн. Хозяйства с объемом производства до 20 тыс. тонн существовали до 1991 года, потом эта отрасль практически исчезла из-за отсутствия рынков сбыта и должного финансирования. Именно поэтому мы изначально создавали вертикально интегрированный холдинг с замкнутым циклом производства и практически на 90% обеспечиваем себя собственным сырьем. Кроме того, используя собственное сырье, мы контролируем качество, начиная от посевного материала до конечного продукта.

- Насколько целесообразно применение на небольших перерабатывающих заводах современного оборудования, подобного тому, которое установлено на вашем предприятии?

- Это возможно, но не всегда разумно. Инвестиции в технологическое оборудование не находятся в пропорциональной зависимости от производственной мощности завода. К примеру, только очистные сооружения на нашем предприятии стоят около 1600 тыс. евро. Другими словами, возврат инвестиций у предприятий с небольшой мощностью будет происходить очень медленно, и с учетом высокой стоимости кредитных средств вести бизнес будет крайне сложно. Поэтому я считаю, что граница целесообразности находится где-то на уровне производства 1 тыс. тонн в сутки.

- Насколько потребность в томатной пасте на украинском рынке удовлетворена за счет внутреннего производства?

- Ежегодно Украина потребляет около 100 тыс. тонн томатной пасты. Но этот рынок очень динамичен, так что в зависимости от сезона данная цифра может быть выше или ниже на 10-15%. Кстати, с наступлением кризиса потребление нашей продукции выросло, и, на мой взгляд, это обусловлено тем, что люди стали больше готовить дома.

Что касается внутреннего производства, то оно составляет около 70 тыс. тонн. Другими словами, потребность внутреннего рынка только на 70% удовлетворена за счет внутреннего производства, остальные 30% - это импортная продукция. При этом в последние несколько лет сохраняется устойчивая тенденция роста доли продукции украинского производства.

- В чем состоит основная сложность выхода на рынок ЕС?

- Проблем несколько: это и высокая пошлина, и очень низкая квота для украинской пасты. Многие страны согласно решению Европейской комиссии имеют квоту на экспорт томатной пасты, но для Украины она составляет 1 тыс. тонн, что недопустимо мало. Мы обратились к МинАП с просьбой добиться повышения квоты до 15 тыс. тонн. Заседание Европейской комиссии будет в сентябре, после чего, возможно, нам удастся выйти на европейский рынок.

А пока продавать пасту в Европу мы можем только при условии снижения отпускных цен более чем на 14% (пошлина в Европе составляет 14,4%), что граничит с рентабельностью. Именно поэтому наша продукция на европейском рынке пока остается неконкурентоспособной, прежде всего по цене.

Помимо этого, нельзя упускать из виду существования неких мировых центров производства томатной пасты. Ежегодно Китай перерабатывает около 8 млн. тонн томатов, Калифорния - около 12 млн. тон, Европа - также около 12 млн. тонн. При этом Калифорния благодаря высокому внутреннему потреблению в меньшей степени зависима от экспорта, чем Китай.

С тем же Китаем на европейском рынке Украина не может конкурировать как по цене, так и по валовому производству пасты. Расценки на ручной труд там намного ниже, чем в нашей стране. Кроме того, во много отличаются условия для бизнеса. К примеру, процентная ставка по кредитам для украинского предприятия составляет 24-24,2%, тогда как в Китае она отсутствует. Т.е. на рынке Европы украинские переработчики изначально находятся в менее выигрышном положении, и именно поэтому мы планируем занять сегмент качественной томатной пасты. Это как раз та продукция, которая пользуется на внутреннем рынке и за его пределами стабильно высоким спросом.

- Кто является основным конкурентом для украинских переработчиков на внутреннем рынке?

- Особенно сильное давление на наш рынок оказывает Китай. В этой стране есть переработчики, которые производят пасту высокого качества, и есть заводы, которые производят пасту с низкими качественными параметрами и, соответственно, низкой стоимостью. Первая категория предприятий, доля которых в Китае составляет около 20-30%, ориентирована в основном на европейский рынок. Там достаточно высокая покупательская способность, в связи с этим он относительно дорогой. Хочу добавить, что на европейском рынке достаточно строго относятся к качеству пищевой продукции, поэтому и предприятия, которые экспортируют туда томатную пасту, очень внимательны при выборе входного сырья.

Украина пока не является страной с дорогими продуктами. Поэтому можно предположить, что из Китая в Украину в основном поступает более дешевая томатная паста, сравнительно низкого качества. При этом раньше Китай с целью выхода на новые рынки сильно демпинговал, и украинским переработчикам приходилось работать в очень сложных условиях. Сейчас ситуация начала меняться: украинцы больше внимания стали уделять здоровому образу жизни, в связи с чем они заинтересованы, прежде всего, в потреблении качественных продуктов. Поэтому я думаю, что внутреннее производство томатной пасты в Украине в ближайшее время будет очень динамично развиваться, чему во многом будут способствовать амбициозные планы крупных игроков отечественного рынка.

- Как вы справляетесь с кризисом?

- Кризис - это и большая проблема, и большая возможность. Я переживал первый экономический кризис в 1998 году, когда был генеральным директором ООО "Сандора". Тогда, будучи самым мощным производителем сока в Украине, мы потеряли огромные деньги буквально за один день. Тем не менее, нам удалось преодолеть все трудности, и это предприятие на сегодняшний день является крупнейшим производителем соков на просторах СНГ.

В кризис особенно важно помнить, что деньги генерируются не на предприятии, а в кошельках потребителей, и основная наша задача - сделать так, чтоб нашу продукцию всегда хотели купить.

Финансовое положение на предприятиях сейчас достаточно сложное, и мы не являемся исключением - проблем хватает. Банки неохотно кредитуют, их можно понять, ведь никто не гарантирует того, что бизнес будет приносить прибыль. Поэтому сейчас у нас в холдинге введена жесткая бюджетная дисциплина, мы не можем себе позволить тратить больше, чем запланировано. Многие поступали иначе, и именно кризис показал, насколько опасно, когда менеджер не в полной мере контролирует финансовые потоки предприятия.

Справка

Agrofusion - вертикально интегрированный сельскохозяйственный холдинг с замкнутым циклом производства. Основная сфера деятельности - выращивание томатов и переработка их в томатную пасту. В 22 населенных пунктах Николаевской и Херсонской областей расположены 4 сельхозпредприятия холдинга, которые специализируются на выращивании томатов, и 2 завода по производству томатной пасты общей мощностью более 400 тыс. тонн томатов в сезон.

Татьяна Гетьман

Журнал «АПК-Информ: овощи и фрукты»

http://www.lol.org.ua



В избранное