Не упустите уникальный шанс получить блестящее образование в самой "горячей" области - финансовом интернет-трейдинге, тем более, что период экономического кризиса - лучшее время для начала биржевых инвестиций. Практически все состояния мира созидались именно в такое - кризисное - время! Мы ждем вас в vCollege! Искренне ваш, Сергей Голубицкий
* * *
Шесть напутствий Голему от Марты Нуссбаум
Завершать
год хочется на светлых нотах. Делаю это с тем большим удовольствием, что сегодня совершенно неожиданно открыл для себя - не устрашусь преувеличений - неизведанное ранее поле для приложения усилий, концентрации помыслов и поиска решений.
13 и 14 декабря Исследовательский центр "Justitia Amplificata" франкфуртского университета им. Гёте проводил международный симпозиум по теме "Справедливость и развитие". На мероприятии выступила Марта Нуссбаум с лекцией на тему "Развитие и человеческие
способности: Вклад философской теории справедливости". Сегодня мне бы очень хотелось познакомить коллег с ключевыми положениями выступления Марты Нуссбаум, поскольку именно в них я и усмотрел революционный вектор для развития ... экономической науки!
Да-да я не оговорился: именно экономической науки, а не философии. И весь пафос выступления Марты Нуссбаум выдержан именно в этом направлении.
Для начала короткая справка: Марта Нуссбаум (урожденная Крэйвен) - профессор этики и права Чикагского
университета, одна из самых крупных в стране специалистов в области античной философии. Перечислять титулы и заслуги Нуссбаум можно очень долго, этим мы заниматься не будем, однако мне все-таки важно донести до коллег ключевую идею: Нуссбаум - фигура титанического масштаба по степени ее влияния на интеллектуальную и духовную элиту Америки. По версии Foreign Policy (наверное, самого влиятельного среди небожителей планеты журнала) Марта Нусбаум почти постоянно пребывает в списке 100 ведущих интеллектуалов мира.

Марта Нуссбаум на вручении престижнейшей премии принца Астурийского по социальным наукам (октябрь 2012 г.)
Помимо научно-изыскательной работы Марта Нуссбаум активно участвует в работе действующих и влиятельных структур
Нового мирового порядка. В частности, совместно с индийским экономистом Амартйя Сеном Нуссбаум основала в 2003 году Общество человеческого развития и способностей (Human Development and Capability Association). В скобках отмечу, что Амартйя Сен - самый влиятельный индийский экономист, создавший методику расчета индекса развития человеческого потенциала, на которой строятся ежегодные отчеты ООН о развитии человечества. Жену Амартйя Сена зовут Эмма Ротшильд, она тоже очень влиятельный экономист и по совместительству
дочка барона Натаниэля Мейера Виктора Ротшильда. Ну в общем, вы уже всё понимаете :)
Я так много места уделяю официозу с единственной целью - донести до коллег весомость концепции Марты Нуссбаум: сейчас вы
познакомитесь не с доморощенными домыслами никому неведомых деятелей мировой компьютерной сети, а со стратегемами, которые как минимум присутствуют в информационном поле, а значит - учитываются, политическими и экономическими центрами мировой власти.
Вернемся теперь к франкфуртской лекции Марты Нуссбаум. Главный пафос ее выступления: современная экономическая наука находится в чудовищно примитивном состоянии, поскольку игнорирует, либо обрабатывает на наивно-детском уровне вещи, которые были обстоятельно
изучены еще древнегреческими философами. Разумеется, Марта излагает свои мысли не таким политнекорректным языком, как это делаю сейчас я. У небожителей свои условности и свой этикет общения :) Но за передачу сути посыла я ручаюсь.
Короче говоря, есть мнение, что современные экономисты - это коллективный Голем: тупой, примитивный, одномерный и мертворожденный. Марта Нуссбаум называет шесть концепций, внедрение которых в экономическую науку даст Голему шанс хотя бы внешне походить на живого человека.

Рабби Лёв бен Бецалель оживляет Голема
Первый дефект современной экономической науки, согласно Марте Нуссбаум, полное абстрагирование от концепции справедливости. Понятие, игравшее ключевую
роль в осмыслении человеческого бытия философами всех эпох, каким-то удивительным образом отсутствует в лексиконе современных экономистов (именно что современных: еще каких-то 50 лет назад Justice был полноценным участником экономического дискурса!). Выгода (к тому же понятая примитивно - как исключительно выгода материальная), материальный достаток, благополучие, эффективность ведения хозяйства - на устах у каждого. Справедливость - экзотический зверь вроде единорога.

Второй дефект Голема - несоизмеримые ценности (в терминологии Нуссбаум - Welfare and Non-Commensurability). Социальное благополучие человека не сводится только к деньгам. Эту истину всесторонне исследовал еще Аристотель, однако современные экономисты
о ее существовании даже не догадываются ("довольно комично", - вежливо удивляется Марта Нуссбаум). Аристотель доказал, что человеческое счастье имеет множество критериев и проявлений, современный Голем верит, что счастье - это когда много бабок. И ничего больше. Всё остальное - глупости и фантазии bleeding hearts and artists.
Третий дефект - непонимание сути политического либерализма. Максимум, на что хватает ума современному экономисту, так это спутать политический либерализм
с беспределом Чикагской школы. О подлинной сути этого явления Голем опять не догадывается. Под политическим либерализмом Марта Нуссбаум понимает исключение из политической доктрины обобщенных понятий социальной жизни и полное исключение из нее дискуссионных метафизических и эпистемологических доктрин. Для чего? Проще простого: для того, чтобы никому ничего не навязывать! Для того, чтобы не лезть со своими доморощенными правилами в чужой монастырь (здравствуйте - и до свидания! - оранжевые и зеленые революции!).
Для того, чтобы не навязывать обществам, исторически и культурно отличным от европейского или американского, тупые экономические модели развития, которые ни к чему, кроме обнищания населения и угнетения национального суверенитета привести не могут.
Четвертый дефект - релятивизм и универсализм. Обе эти концепции, досконально изученные философской мыслью, углубляют и расширяют помянутый выше принцип политического либерализма. Отказ от навязывания не только политических и экономических
догматов, но и от культурного и цивилизационного терроризма, которым занимается Запад.
Пятый дефект Голема - непонимание природы человеческих эмоций и желаний. Современная экономическая наука, полностью оправдывая свою природу (Голема!), исходит из отлитого в бронзу представления о том, что человеческие эмоции и желания универсальны, одинаковы и статичны. Экономистов понять можно: лишь примитивизировав человека до уровня ходульной модели, получается хоть как-то обосновать навязываемые
аксиомы и приоритеты. Марта Нуссбаум настаивает на адаптации новыми экономистами представлений о природе эмоций и желаний в том виде, как они рассматриваются философской наукой. А именно: как "адаптивные предпочтения" (adaptive preferences). То есть, эмоции и желания людей не статичны, не универсальны и - главное! - формируются и динамически изменяются внешними обстоятельствами (к тому же еще и не обязательно экономического порядка!).
Шестой дефект - непонимание приоритетной роли культивирования
эмоций в формировании общества будущего. Общество, ориентированное на стимулирование и развитие человеческих способностей, неизбежно приходит к осознанию необходимости систематического развития в своих членах эмоций, стимулирующих осознание необходимости распределения богатства (!). Это развитие возможно лишь путем культивирования таких качеств, как чувство товарищества и общности, сострадания к человеческой уязвимости, сдерживания зависти и неприязни, и полного спектра эмоций, связанных с прощением
и примирением. Всё перечисленное находится вообще за гранью понимания современной экономической науки, которая целиком и полностью базируется на принципах прагматического эгоизма (помните у Pink Floyd: Money get back - I'm all right Jack - Keep your hands off my stack).
Такие вот фантастические напутствия Голему экономической науки я услышал сегодня из уст одной из самых влиятельных женщин мира. Лично меня франкфуртская лекция Марты Нуссбаум радует уже потому, что ее мысли и идеи полярно противоположены
яду Алисы Зиновьевны Розенбаум (aka Айн Рэнд), чье влияние колоссально именно на финансовую и корпоративную элиту Америки. Осознание того, что в мире небожителей все-таки существует альтернатива дьявольскому учению, не может не вселять надежды.