Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практическая школа финансового интернет-трейдинга


Не упустите уникальный шанс получить блестящее образование в самой "горячей" области - финансовом интернет-трейдинге, тем более, что период экономического кризиса - лучшее время для начала биржевых инвестиций. Практически все состояния мира созидались именно в такое - кризисное - время! Мы ждем вас в vCollege!

Искренне ваш,

Сергей Голубицкий

 

 

Приветствую вас, коллеги!

Продолжаем публикации эссе из серии "Чужие уроки". Сегодня мы попытаемся приоткрыть завесу над ВТО - Всемирной торговой организацией, играющей ключевую роль в перераспределении собственности по сценарию Bretton Woods.

 

* * *

Сергей Голубицкий

«Чужие уроки»

Сказки Бреттонского леса

 

«Сегодня Россия - единственная из крупных экономик, не являющаяся членом ВТО.
95 или больше процентов мировой экономики приходится на ВТО.
Оставаться в стороне опасно и глупо».
Владимир Путин в 2002 году

 

Пойдем туда, не знаю куда

Всемирная Торговая Организация (ВТО) занимает уникальное место в восприятии нашими соотечественниками международной политики и экономики. Уникальность определяется сложностями с пониманием как сути этого фантомного заведения,  так и реальной привлекательности его для России.
Возьмем для начала сакраментальную фразу, без которой не обходится ни одно упоминание ВТО в прессе: «Россия пытается вступить в организацию с 1994 года». Иными словами,  наше Отечество 13 лет бьется рыбой об лед, стремясь приобщиться к мировой цивилизации, а злые силы упорно ее туда не пускают. Кто же эти супостаты-непущатели? Список любезно предоставляют СМИ: Грузия, Молдавия, Коста-Рика, США.
Мы узнаем, что Грузия поставила свою подпись под протоколом в мае 2004 года, а затем в 2006 ее отозвала после возникновения новых осложнений в торговых  («Боржоми»)  и политических (пограничные таможенные пункты в Абхазии и Южной Осетии) отношениях с Россией.  Молдавия не пускала Россию в ВТО из-за запрета на поставки винодельческой продукции. В декабре 2006 года вроде как пустила, хотя, опираясь на грузинский прецедент, может смело в любой момент и передумать. Коста-Рику не устраивала высокая российская пошлина на сахар – дело уладили в январе 2007 года.
США требовала от России ослабления ветеринарного контроля и отмены квот на импорт мяса, а также ужесточения законов по защите интеллектуальной собственности. После мучительных и загадочных переговоров импортные квоты вроде как удалось сохранить до 2009 года, ветконтроль тоже не ослаблять, а по защите копирайта – отделаться формальной перепиской нескольких статей старого закона, который все равно не действует. Тем не менее США протокол подписала (ноябрь 2006 года) и Россию в ВТО пустила.  С чего бы это?
Казалось, дела, наконец,  улажены и можно вступать в вожделенную организацию, ан нет: в марте неожиданно всплыли претензии к России со стороны Камбоджи, причем с весьма туманными формулировками: «В прошлом Камбоджа шла навстречу России, но теперь России необходимо пойти навстречу Камбодже», - намекнул премьер-министр Хун Сен. На что намекнул – не понятно.
Следом за Камбоджей подсуетился Вьетнам, причем Министерство экономического развития до сих пор не знает, какие требования предъявляет эта страна к России. Буквально на днях на горизонте неудовлетворенных замаячила со своими пожеланиями Гватемала, а уж если Украина проберется в ВТО раньше нас (к чему всё идет), можно не сомневаться: список препон на пути России в ВТО возрастет прямо пропорционально числу палаток, разбитых на незалежном Майдане.
Что же это за организация за такая волшебная, в которой уже состоит всё цивилизованное (и не очень) человечество – всё кроме нас, изгоев с одной шестой суши? Почему в ВТО давно прописались все карлики и гиганты, а Россию не пускают 13 лет?  А может – чем черт не шутит! -  дела обстоят и вовсе по-другому? Может, мы лишь претворяемся, что стремимся в ВТО, а остальные тоже делают вид, что не пускают?! Иначе как понимать шантаж, озвученный вчера (9 апреля 2007 года) торговой представительницей США Сьюзен Шваб: «Когда я спрашиваю Конгресс о поправке Джексона-Вэника , они задают мне встречный вопрос: «Готовы ли члены ВТО принять в свою организацию Россию?». Я вынуждена давать отрицательный ответ».
Какое отношение к членству России в ВТО имеют ограничения 33-х летней давности на эмиграцию из СССР евреев - непонятно. Но это и не важно. Главное, что желание Америки видеть Россию в этой организации столь велико, что в дело пускают даже позорный анахронизм. Эдакий шантаж последней надежды.
Пора ставить вопрос ребром: «Что же происходит на самом деле в отношениях между Россией и Всемирной Торговой организацией? Россия ли 13 лет рвется в ВТО или это США 13 лет пытается затащить ее в свой (упс, проговорка по Фрейду!) клуб?»
Помимо ответа на этот вопрос хотело бы еще прояснить и ряд жизненно важных для нашего будущего обстоятельств. А именно: совпадают ли открыто анонсированные ВТО цели (стимулирование экономического развития и устранение преград на пути свободных торговых отношений между народами) с метаисторической сущностью этой организации? Той самой сущностью, которая удивительным образом подтверждает живучесть похороненной раньше срока закономерности: чем либеральнее экономика, тем беднее становятся бедные и богаче - богатые.  При этом метаисторическая сущность ВТО весьма далека и от марксистской однозначности: не случайно даже самые бедные страны из кожи вон лезут, чтобы вступить в эту организацию.  Значит, существуют и другие стимулы, которые делают членство в ВТО особо привлекательным. Что это за стимулы? Будут ли они привлекательны для России?
Для получения ответов на поставленные вопросы нам предстоит совершить обстоятельный экскурс в историю более чем полувековой давности – занятие не только увлекательное, но и полезное, поскольку от выводов из нашего исследования будет зависеть и правильная оценка экономических перспектив Отечества, и трезвость ожиданий от вступления России в ВТО.

Bretton Woods

Помните расхожее клише: «Россия пытается вступить в ВТО с 1994 года»? Звучит забавно, если учесть, что ВТО появилась на свет 1 января 1995 года. На самом деле противоречия нет: формально человечество вынашивало Всемирную Торговую организацию восемь лет – с сентября 1986 по апрель 1994 года. Но это только формально. Первая попытка создания международной торговой организации была инициирована США еще в 1944 году! Инициирована, а затем собственноручно похоронена. Почему? Ответ на этот вопрос и станет ключом к пониманию метаисторической сути ВТО.
Bretton Woods, Бреттонский лес - в этом живописном местечке Нью-Хэмпшира в разгар Второй мировой войны (июль 1944 года) прошла международная конференция, подарившая человечеству два ключевых инструмента Нового мирового порядка - Международный банк по реконструкции и развитию (МБРР, сегодня - одно из пяти подразделений Всемирного банка) и Международный валютный фонд (МВФ). Момент для конференции был выбран исключительный: Россия и Европа лежали в руинах, Япония уверенно стиралась в пыль ковровыми бомбардировками, а Соединенные Штаты цвели буйным цветом,  наращивая экономический и военный бицепс на питательном бульоне колоссальных военных заказов. На момент подписания соглашений в Бреттонском лесе, США обеспечивали половину мировой добычи угля, две трети нефти, более половины электричества,  обладали 80 % мирового запаса золота, почти всем свободным инвестиционным капиталом и атомной бомбой, практически готовой к применению.
Можно много говорить о плюрализме мнений и 730 делегатах, представляющих на конференции в Бреттонском лесе 44 страны мира, однако нужно обладать весьма экстравагантным воображением, чтобы заподозрить повестку дня в наивной беспристрастности. Вся система правил, регулирующих процедур, надзирающих структур и курирующих организаций, апробированных в пакете так называемых Bretton Woods Agreements, подчинялась глобальной сверхзадаче: оформлению де-юре давно сложившейся де-факто экономической и финансовой доминанты Америки.
Показательной особенностью конференции в Бреттонском лесу  стало учреждение двух банковско-финансовых международных организаций и ни одной - торговой. Изначально предполагалось, что МВФ и МБРР обретут целостность и гармонию в МТО – Международной торговой организации (International Trade Organization), которая станет проводником в жизнь «идеалов экономической свободы и процветания», что в переводе с оруэллианского означало: «Обеспечит Соединенным Штатам беспрепятственное проникновение на все торговые рынки мира». Однако МТО не срослась: ни в 44-ом на конференции в Бреттонском лесу, ни в последующие годы.
Место Международной торговой организации в пакете соглашений Бреттонского леса занял лишь проект соглашения по тарифам и торговле. На основе этого проекта три года спустя в Гаване, на конференции Организации объединенных наций, состоялось подписание Генерального соглашения по тарифам и торговле (General Agreement on Tariffs and Trade, ГАТТ), которое на протяжении 45 лет успешно регулировало торговые отношения между странами.
Надо признать, что решение отказаться от торговой организации в пользу торгового соглашения пришло не сразу. Довольно продолжительное время Соединенные Штаты не теряли надежды и параллельно с ГАТТ продвигали проект МТО, который прошел все стадии от коллективного обсуждения до предварительной ратификации. Так в июле 1945 года Конгресс США уполномочил президента Трумана провести переговоры со своими ближайшими союзниками по созданию единой торговой организации. В феврале 1946 года по инициативе Соединенных Штатов Комитет ООН по социальным вопросам и экономике принял проект резолюции по созыву конференции, призванной составить и утвердить хартию МТО. Подготовительный комитет занимался разработкой хартии на протяжении всего 46-го и последующего 47-го годов. В марте 1948 года в Гаване состоялось торжественное утверждение хартии МТО, после чего … инициатива спустилась на тормозах. Два с половиной года президент Труман представлял хартию МТО Конгрессу на утверждение, а Конгресс исправно ее заворачивал. На том основании, что МТО, якобы, является вмешательством во внутренние дела США. 6 декабря 1950 года Гарри Труман сдался, заявив о прекращении лоббирования Международной торговой организации.
Очевидно, что «вмешательство во внутренние дела» - не более, чем демагогическая отговорка: нельзя одной рукой интенсивно развивать проект, а другой – его сворачивать. В равной мере наивна и гипотеза, согласно которой истинная причина отказа Конгресса США ратифицировать МТО скрывалась в многочисленных поправках, внесенных в хартию организации в процессе ее обсуждения международными «партнерами» США. Эти поправки якобы вывели де-факто международную торговую организацию из-под контроля Америки, что, разумеется, никак не могло устроить первую державу мира.
На самом деле ларчик открывался просто: сфера международной торговли в том виде, как она была представлена в середине прошлого века,  сама по себе не поддавалась регулированию и контролю со стороны любого из ее участников! Можно не сомневаться: если бы Соединенные Штаты сумели изыскать хоть какую-нибудь рычаг формального подчинения своей воле международных торговых отношений, они бы нашли подходящие слова и жесты для того, чтобы выстроить по ранжиру всех своих «партнеров», чья экономика и политическая воля пребывали в жалких руинах после Второй мировой войны. Страна, только что сбросившая на Хиросиму и Нагасаки атомную бомбу, не могла обеспечить хартию МТО в выгодном для себя виде? Я вас умоляю!
В том-то и дело, что «выгодной» для США хартии Международной торговой организации не существовало даже в теории! Традиционная торговля с миллионами ее участников и миллионами живых товаров и услуг не поддается контролю и принуждению в принципе, в противном случае нам придется иметь дело уже не  с торговлей, а с Госпланом СССР. Соединенные Штаты  элементарно не могли заставить покупать каких-нибудь австралийцев американские часы, а не швейцарские, американские костюмы, а не английские, американские духи, а не французские.  Единственно возможное и  реалистичное регулирование международных торговых отношений заключалось в двухстороннем и многостороннем взаимовыгодном устранении технических барьеров на пути свободной торговли, таких как таможенные пошлины, тарифы, квоты и лицензирование. А для устранения таких барьеров вовсе не требовалась самостоятельная организация, достаточно было простого соглашения!
Таким соглашением и явился ГАТТ, который, как мы уже отметили, на протяжении 45 лет самым замечательным образом регулировал отношения международной торговли, демонстрируя впечатляющие результаты:
- Сессия в Женеве (апрель 1947): устранение 45 тысяч тарифных ограничений на сумму в 10 миллиардов долларов;
- Сессия в Аннеси (апрель 1949): устранение 5 тысяч тарифных ограничений;
- Сессия в Торкей (сентябрь 1950): устранение 8700 тарифов;
- Сессия в Женеве (январь 1956): снижение тарифов на 2,5 миллиарда долларов;
- Сессия «Дуглас Диллон» (сентябрь 1960): снижение тарифов на 4,9 миллиарда долларов;
- Сессия «Кеннеди» (май 1964): снижение тарифов на 40 миллиардов долларов (!) и первое в истории анти-демпинговое соглашение.
Успешная и даже блистательная поступь ГАТТ продолжалась до сентября 1986 года, пока на т.н. Уругвайском раунде не возобновились разговоры о неполноценности простого международного торгового соглашения и необходимости создания специальной международной организации.
Наше видение подлинных (в отличие от декларированных) причин, по которым ГАТТ переделали в ВТО, определяется суждением здравого смысла.  В рамках здравого смысла единственным концептуальным отличием организации от соглашения (то есть простой договоренности) является мера принуждения.  Соглашение может лишь увещевать, а организация – принуждать. Вся структура ВТО выполнена таким образом, чтобы мобилизовывать по первому требованию эффективные средства принуждения членов этой организации к выполнению определенных, взятых на себя обязательств.
Следует также иметь ввиду, что важнейшим фактором принуждения является вовсе не его объект, а субъект – то есть некая сущность, во имя которой это принуждение выполняется. В случае с международной торговой организацией субъектом эффективного принуждения может быть только определенный товар или услуга. В 40-ые годы в условиях реальной экономики, наполненной живыми товарами и живыми услугами, эффективное принуждение было невозможно в принципе – именно по этой и никакой другой причине не состоялось рождение МТО! Во второй половине 80-ых годов сформировался целый пласт виртуальных  товаров и услуг, которые:
а)  монопольно генерировались «золотым миллионом» (США, Евросоюзом и Японией) и
б) требовали эффективного принуждения и контроля за своим распространением и должной компенсацией.
Виртуальные товары и услуги, о которых идет речь, называются интеллектуальной собственностью. Именно ради этих товаров и услуг создавалась ВТО в качестве инструмента эффективного принуждения всех стран-участников торговой организации. Поскольку львиная доля всей интеллектуальной собственности, то есть защищенной копирайтом аудио-визуальной и софтверной продукции, генерируется в Западных странах, вектор эффективного принуждения  строго однонаправлен: «золотой миллион» с помощью ВТО защищает свою собственность, остальной мир исправно выплачивает дивиденды! 

TRIPS

Тот факт, что метаисторическая сущность ВТО полностью укладывается в концепцию инструмента принуждения для защиты интересов интеллектуальной собственности, наглядно подтверждается самой структурой Всемирной торговой организации.
Высшим органом ВТО является Исполнительная конференция , которая объединяет представителей всех стран-участников. Сессии Исполнительной конференции собираются не реже, чем раз в два года. Между сессиями по необходимости созывается Генеральный совет, также состоящий из представителей всех участников ВТО. Генеральный совет выполняет функции органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики. Под руководством Генерального совета работают три департамента:
- Совет по торговле товарами;
- Совет по торговле услугами и
- Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность.
Совет по торговле товарами и Совет по торговле услугами  – это наш старый добрый знакомый ГАТТ, прошедший косметическую доработку  на Уругвайском раунде, однако сохранивший в целости и сохранности всю чистоту и наивность принципов свободной торговли, который характеризовал эпоху традиционного бизнеса (в отличие от современной эпохи бизнеса виртуального). ГАТТ 1994, включающий в себя пакет соглашений (общим числом 60),  подобно своему прародителю ГАТТ 1947, основан на принципах отсутствия дискриминации в торговле, взаимовыгодности, сдерживающих обязательств, прозрачности отношений и т.н. «предохранительных клапанов» (safety valves), которые позволяют государствам вмешиваться в свободную торговлю ради достижения неэкономических целей (например, гуманитарных или экологических).
В целом, атмосфера в Советах ВТО, курирующих  традиционную торговлю, царит непринужденная, вольготная и расслабленная. В распоряжении стран-участников находятся более ли менее эффективные структурные подразделения ВТО, призванные разрешать спорные ситуации и конфликты (т.н. Dispute Settlement Body, Trade Policy Review Body и др.), в которых они вольны утрясать разногласия годами и до посинения. Завсегдатаи «Чужих уроков» помнят нескончаемую борьбу стран Карибского бассейна с Соединенными Штатами, связанную с дискриминационными мерами последней, наложенными на казиношный бизнес в интернете.
Причина либертарианского духа Советов по торговле товарами и услугами кроется в концептуальной невозможности и – главное! – никчемности принудительного регулирования традиционных торговых отношений. В ВТО установлена практика двустороннего переговорного процесса – точно такая же, как и в случае с ГАТТ образца 1947 года. Существуют рамочные соглашения, в пределах которых страны-участники утрясают детали взаимоотношений. Кстати, из этой же практики растут ноги той несусветной канители с претензиями к России Грузии, Молдавии, Гватемалы и т.д.
Совсем иное дело – Совет ВТО по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность! Это флагман организации, ради которого, собственно, она и создавалась, поэтому реальные хозяева ВТО – США со товарищи – уделяют эффективной работе этого подразделения особое внимание.
Краеугольный камень этого Совета – Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights, TRIPS), которая закрепляет реалии беспрецедентных достижений западной культуры и цивилизации, которые со всей очевидностью проявились к концу 80-ых годов. Речь идет о:
- победоносном шествии по планете западных аудио-визуальных видов искусств (рок и поп-музыка, кинопродукция Голливуда);
- зарождении эры персональных компьютеров и интернета, которая характеризуется тотальным доминированием американского программного обеспечения;
- идеологической победе в холодной войне, уничтожении СССР и создании однополярного мира.
TRIPS требует от всех стран-участников ВТО обязательной унификации внутреннего законодательства по следующим направлениям:
- Условия копирайта должны действовать в течение 50 лет после смерти автора ;
- Копирайт предоставляется автоматически и не признает никаких формальностей типа процедуры регистрации и системы обновлений;
- Компьютерные программы должны считаться «литературными произведениями» и пользоваться соответствующими формами защиты;
- Любые национальные трактовки копирайта и патентов должны быть сведены к минимуму;
- Национальные законы об интеллектуальной собственности не должны предоставлять никаких преимуществ собственным гражданам.
На наш взгляд, TRIPS  представляет собой хрестоматийную иллюстрацию оружия Нового Мирового порядка в действии, однако обсуждение положений законодательства об интеллектуальной собственности - в целом, и правомочности распространения этого законодательства на тиражированную виртуальную продукцию (компьютерный софт, цифровую музыку и кино)  - в частности,  никоим образом не входит в задачи данного исследования. Единственной нашей целью было обнаружение метаисторической сущности ВТО и определение подлинных причин появления этой  организации. Полагаю, что именно TRIPS как инструмента защиты уникального товара, права собственности на который практически монопольно принадлежат западной цивилизации, и явился первопричиной и смыслом зарождения и экспансии Всемирной торговой организации. 

Quo vadis?

Адекватное понимание метаисторической сущности ВТО необходимо для ответа на главный вопрос момента: «Следует ли России вступать в эту организацию?». Нам кажется, что ответ однозначен: «Следует и как можно скорее!»
Все страхи и фобии современных российских политиков в отношении вступления страны в ВТО вызваны провинциальной генетикой, обусловленной, в свою очередь, 70-летним пребыванием нашего Отечества вне мирового контекста. Лагерная ментальность тем более поразительна, что она поражает политическую волю страны, занимающей одну шестую суши. Как можно бояться организации, в которой даже самые маленькие карлики чувствуют себя уверенно и на каждом углу заявляют о правах?!
Залог успеха России в ВТО банален: мы БОЛЬШИЕ! Мы банально большие, наши ресурсы неисчерпаемы (или по крайней мере они исчерпаются после того, как истощатся остальные территории), а посему мы всех переживем, перемолим и переварим, чтобы там не нашептывала от страха пятая колонна.
Триллер экономического порабощения и утери суверенитета Россией, повязанной по рукам и ногам обязательствами в ВТО, также надуман – достаточно взглянуть, как США и их западные союзники замечательным образом отстаивают собственные экономические интересы, субсидируя сельское хозяйство, налагая анти-демпинговые санкции на неугодных конкурентов и т.д. Системообразующие соглашения ВТО предоставляют такое множество инструментов и лазеек для защиты национальных интересов, что не воспользоваться ими, добровольно обрекая себя на прозябание в маргинальном контексте, не просто греховно, но и преступно!
Единственное, чего не следует делать, так это строить под воздействием оруэллианской риторики дурашливых иллюзий по поводу сущности ВТО и назначения этой организации. Не строить иллюзий и помнить о главном принципе социальной мифологии: «Узнать настоящее имя противника уже означает его победить!»


Поправка, внесенная в 1974 году Конгрессом в законодательство США, на основании которой СССР лишили статуса наибольшего благоприятствия в торговле из-за ограничений на эмиграцию советских евреев. Поправка Джексона-Вэника  не отменена до настоящего времени.

Ministerial Conference – один из вариантов перевода (на мой взгляд – неудачный) – Министерская конференция.

Для фильмов срок составляет 50 лет, фотографического материала – 25 лет с момента их создания.

(лат.) Камо грядеши?

 

Ресурсы:

Виртуальный Колледж http://internettrading.net/college
Архив рассылок http://internettrading.net/college/newsletters
Личная страница Сергей Голубицкого http://internettrading.net/guru

RLE Banner Network

Copyright © 1997-2009 Myriad GZS Ltd

 

TopList



В избранное