Правительство
на совещании у Владимира Путина в Сочи подвело итоги реализации
нацпроектов по первому полугодию 2009 года, а затем вернулось к
бюджетным проектировкам. Как и в случае с госкорпорациями, нацпроекты
не могут более рассчитывать на приоритетное финансирование: Белый дом
начал подсчитывать эффективность подобных расходов.
В пятницу в Сочи Владимир Путин провел
заседание президиума Совета по нацпроектам при президенте РФ. Главы
профильных министерств и ведомств доложили премьеру о состоянии дел в
отраслях, в докризисные времена признанных приоритетными для развития
РФ и находившихся под контролем высших госчиновников, а весной 2009
года после упразднения департамента нацпроектов в аппарате
правительства переданных ведомствам "по принадлежности".
После этой встречи премьер провел еще одно
совещание — с лидерами палат Федерального собрания и главой Минфина
Алексеем Кудриным. Правительство и парламент завершат "нулевое чтение"
проекта бюджета на 2010-2012 годы к 3 сентября, сообщил на ней глава
Минфина, и к этому сроку в проекте должны быть учтены все предложения.
При этом предельный дефицит бюджета 2010 года должен быть не больше
7,5% ВВП даже при возникновении незапланированных расходов: любые
изменения можно проводить "не за счет раздувания дефицита, а за счет
перераспределения расходов", напомнил господину Кудрину господин Путин.
Этим во многом объясняется скупость премьера на новые обещания при
обсуждении нацпроектов и строгость, с которой новых исполнителей
спрашивали о проделанной работе.
"Объем строительства сократился почти на 20%, в
шесть раз упало и ипотечное кредитование,— констатировал господин Путин
при обсуждении нацпроекта "Доступное жилье". Он напомнил, что в 2009
году на государственную жилищную политику было направлено 450 млрд
руб., посетовав: "больше бы хотелось, но просто невозможно". Глава
Минрегиона РФ Виктор Басаргин в ответ сообщил — рост ставок по
ипотечным кредитам остановился еще в мае, но нынешние 14,6% не отвечают
возможностям населения, которое ждет снижения ставок. Министр предложил
эти ожидания оправдать: "Субсидирование регионами процентной ставки на
четыре-пять процентных пунктов позволит вернуть на рынок всех
практически покупателей". По данным Минрегиона, цена вопроса — 7 млрд
руб.
"7 млрд руб. достаточно, чтобы понизить
кредитную ставку по всей стране до конца года?" — спросил господин
Путин. "Это цена вопроса для всей страны",— заверил министр. "Снижение
(ставки.— "Ъ") до докризисного уровня вызовет оживление на
рынке",— подтвердил и глава АИЖК Александр Семеняка. "Можно даже
подумать и на следующий год,— сказал Владимир Путин, — у нас сейчас
очень сложная ситуация с бюджетом, но можно подумать о каких-то
инструментах". Однако премьер призвал не спешить: "Главное здесь — не
промахнуться. В основных экономиках Европы начинается оживление, и
может произойти так, что, наоборот, и у нас начнется подъем — и те, кто
ждут, могут пролететь",— предупредил он.
К тому же оживление ипотечного сектора может
ударить по другой инициативе властей — снижению цен на жилье. Как
заявил премьер в ходе пятничной встречи, стоимость нового жилья
экономкласса в регионах не должна превышать 30 тыс. руб. за квадратный
метр (историю этой оценки см. на стр. 10). В июле, сообщили "РИА
Новости" в Союзе инженеров-сметчиков, этот потолок соблюден лишь в 30
регионах из 89, средняя же цена на новостройки в РФ — 37,4 тыс. руб. за
метр. При этом в союзе отмечают — у регионов есть шансы приблизиться к
объявленному премьером уровню. При восстановлении же ипотечного сектора
до докризисных объемов цены неизбежно вырастут за счет роста спроса при
отсутствии нового строительства: сейчас в РФ в основном достраиваются
только объекты высокой степени готовности.
С новым строительством могут возникнуть
проблемы, сообщила премьеру глава компании "Интеко" Елена Батурина.
Износ основных строительных фондов, по ее словам, составляет почти
100%. Госпожа Батурина предложила властям заняться созданием
домостроительных комбинатов (ДСК), чтобы избежать снижения объемов
строительства в будущем. Владимир Путин в ответ предложил лишь
"проанализировать вопрос, связанный с ДСК и с возможным участием
государства в этих программах".
О работе Минсельхоза, которому достался
нацпроект по АПК, Владимиру Путину докладывала глава ведомства Елена
Скрынник. Помимо роста производства мяса на 6% в сравнении с первым
полугодием 2008 года, что "позволит сократить объемы импорта с 32% до
25%", госпоже Скрынник пришлось констатировать "незначительное
сокращение, на 0,5%, производства молока". Существование "молочной
проблемы" на прошедшей неделе уже признано правительством — теперь в
2010 году для ее решения ему придется потратиться на молочные
интервенции на рынке сырого молока (см. "Ъ" от 13 августа).
В целом же объем финансирования госпрограмм в
сельском хозяйстве в 2009 году вырос на 30%. При этом индекс
сельхозпроизводства в первом полугодии 2009 года составил 101%,
сообщила министр (программой предусмотрен его рост до 103,9% по итогам
года, и правительство не хочет пересматривать эту цель). Доклад Елены
Скрынник привычно раскритиковал первый вице-премьер Виктор Зубков
(ранее он выдвигал те же претензии на совещании в министерстве, см. "Ъ"
от 12 августа). Так же привычно господин Зубков посетовал и на высокие
розничные цены на сельхозтовары и призвал Минсельхоз через "создание
своих кооперативов, организации своей торговли сельхозпродукцией и на
рынках, и в магазинах" "создать конкуренцию торговле".
Госпоже Скрынник пришлось в пятницу
отчитываться и по затратной для правительства поддержке регионов,
пострадавших от засухи,— 100 млрд руб., оставшихся у Минфина от
программы развития АПК, в виде бюджетных кредитов премьер предложил
выделить им 4 августа. Владимир Путин полностью поддержал претензии
господина Зубкова к нерасторопности агроминистерства и призвал
Минсельхоз, "не затягивая", внести в правительство проект постановления
по региональным кредитам.
Так или иначе, совещание у Владимира Путина не
оставило нацпроектам шансов на сколько-нибудь заметный рост
финансирования. Сейчас Белому дому бюджетная экономия важнее
политического эффекта от бывших еще два года назад флагманами
правительственного популизма приоритетных проектов. Ситуация близка и в
сфере госкорпораций, второй составляющей "плана-2020" образца 2006-2007
годов.