Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мировая экономика пропахла порохом


Финансовый кризис. Обзор новостей и аналитики

23 апреля 2010 г.

Деньги на ветер

Извержение вулкана в Исландии нанесло чувствительный удар по мировым авиаперевозкам. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), убытки авиакомпаний составили 1,7 млрд долларов, а сам воздушный кризис затронул 29% мировой авиации. Эта сумма тем более чувствительна для авиаперевозчиков по той причине, что они до сих пор не оправились от падения пассажиропотока, вызванного глобальным экономическим кризисом.

Счет пошел на миллиарды

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) оценила убытки авиакомпаний мира вследствие извержения исландского вулкана в 1,7 млрд долларов.
Как говорится в пресс-релизе IATA, 17−19 апреля, когда кризис воздушного сообщения достиг пика, убытки авиаперевозчиков составляли около 400 млн долларов в сутки.
«На пике кризис затронул 29% мировой авиации, от него страдали 1,2 млн пассажиров в сутки», − заявил глава IATA Джованни Бизиньяни, слова которого приводит «Интерфакс».
Ранее Центр авиации Азиатско-Тихоокеанского региона не исключал, что упущенная выручка отрасли достигнет 1 млрд долларов. На деле эти оценки оказались, по меньшей мере, скромными.

Пострадавшая сторона


По мнению Бизиньяни, для отрасли, которая и без того потеряла 9,4 млрд долларов в прошлом году и, как ожидается, потеряет еще 2,8 млрд в 2010 году, подобный кризис является разрушительным. «Тяжелее всего пришлось авиаперевозчикам, которые и так находятся в самом сложном финансовом положении. Прогнозировалось, что европейские авиаперевозчики потеряют 2,2 млрд долларов в этом году − больше всех в отрасли», − отметил глава IATA.
Точный экономический ущерб от простоя самолетов еще только предстоит подсчитать, но уже ясно, что, помимо авиакомпаний, потери понесет исландский бюджет. Валютные поступления Исландии от туризма могут упасть в два раза. Расходы муниципалитетов на устранение последствий и предупреждение катастроф опустошат региональные бюджеты, ведь местные власти будут вынуждены больше тратить на нужды, связанные с предупреждением подобных происшествий и ликвидацией их последствий.
Если сегодня туристическая отрасль приносит Исландии более 13% валютной выручки, то в результате катастрофы эта цифра может снизиться вдвое. Совсем некстати, учитывая, что ВВП Исландии в прошлом году уменьшился на 6,5%, а доходы населения рухнули на 20%. Более того, в результате коллапса банковской системы Исландия задолжала европейским правительствам более 5 млрд долларов.

Скованные одним кризисом

IATA отмечает, что операторы аэропортов идут навстречу авиаперевозчикам: в частности, лондонский Хитроу и дубайский аэропорт отменили сборы за стоянку самолетов во время кризиса.
Бизиньяни уже обратился к правительствам мира с просьбой ослабить ограничения и временно отменить ряд запретов для авиакомпаний, включая ограничения на полеты в ночное время. Кроме того, глава IATA призвал не возлагать на авиакомпании ответственность за кризис и последовавшие отмены рейсов и найти возможность компенсации их убытков.
«Этот кризис был вызван стихийным бедствием, которое никак не зависело от воли авиакомпаний. Страховщики определенно это понимают», − сказал он.
А вот европейские правила о правах пассажиров это во внимание не принимают. Бизиньяни пояснил, что эти правила не предусматривают послаблений в чрезвычайных случаях и вынуждают авиакомпании оплачивать проживание, питание и телефонные переговоры пассажиров.
«Европейская комиссия должна срочно найти способ облегчить это несправедливое бремя», − считает он.

Долгая дорога домой

По данным президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергея Шпилько, с начала авиаколлапса домой из-за рубежа не могли вернуться на родину более 30 тыс. россиян.
«Это не только туристы, выехавшие через турфирмы, но и россияне, выезжавшие в другие страны по своим делам, − заявил он. − На данный момент эта цифра сократилась на треть, так как часть этих российских граждан различными способами добралась домой».
Всего в России, по словам главы РСТ, было отменено 650 рейсов, не смогли выехать больше 40 тыс. человек. По всему миру авиакомпании отменили 63 тыс. рейсов, было закрыто более 300 аэропортов.
Напомним, извержение вулкана Эйяфьятлайокудль, который находится в 200 километрах к востоку от столицы Исландии Рейкьявика, началось неделю назад. В атмосферу было выброшено огромное облако пепла, что привело к закрытию воздушного пространства над значительной территорией Северной Европы. По данным экспертов, выбросы пепла представляют серьезную опасность для турбин авиационных двигателей самолетов.

Скорая помощь

Масштабы нынешнего «вулканического кризиса» затмили последствия 11 сентября 2001 года, из-за которых воздушное пространство США было закрыто на три дня.
После известных событий правительство США выделило 5 млрд долларов, дабы компенсировать издержки авиакомпаний. Еврокомиссия тогда разрешила государствам − членам ЕС предоставить аналогичную поддержку авиаперевозчикам.
По мнению Бизиньяни, в этой ситуации следует действовать аналогичным образом. Эксперты также считают, что оказание помощи возможно.
«Действительно, убытки европейских авиакомпаний от нынешнего транспортного коллапса уже превышают потери, имевшие место после терактов 11 сентября, – комментирует Андрей Ганган из ФГ «Калита-Финанс». − Только Air France KLM или Lufthansa за каждый день простоя теряли более 50 млн долларов выручки. Многие авиаторы буквально оказались на грани краха».
По словам Андрея Гангана, перевозчики уже обратились к Евросоюзу и местным властям с просьбой компенсировать убытки. «И, судя по заявлениям официальных представителей ЕС, помощь и компенсации вполне могут быть оказаны. В частности, мы ожидаем, что правительства Британии, Франции и Германии уже в ближайшее время предоставят в совет ЕС конкретные планы помощи национальным авиакомпаниям», − сказал аналитик газете ВЗГЛЯД.
По его мнению, европейские правительства найдут необходимые средства, тем более что их может потребоваться не так много, поскольку «чрезмерную щедрость Еврокомиссия не допустит». Она будет следить за тем, чтобы не нарушались антимонопольные нормы.
ВЗГЛЯД - Наталья Журавлева


Мировая экономика пропахла порохом

Две недели назад Россия и США наконец-то договорились о сокращении своих стратегических ядерных сил, а Дмитрий Медведев пообещал, что РФ закроет последний завод по производству ядерного плутония. Казалось бы, сбывается мечта пацифистов всех времен и народов. Однако ничего подобного: в мире продолжается гонка вооружений, государства – и богатые, и бедные – тратят на оружие все больше денег.
Согласно последним докладам Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), с 2005 по 2009 гг. общий объем продаж на мировом рынке оружия вырос на 22%. Совокупный оборот ста крупнейших военных концернов в 2008 г. составил $385 млрд – на 11% больше, чем годом ранее. Для сравнения эксперты SIPRI приводят данные ОЭСР, согласно которым в том же 2008 г. совокупные затраты развитых стран на помощь развивающимся были втрое меньше этой суммы – $120 миллиардов.
В 2008 г. впервые за историю докладов SIPRI первую строчку в списке заняла не американская, а британская компания – BAE Systems, перехватившая пальму первенства у концерна Boeing. Годовой оборот BAE Systems от продажи оружия составил $32,4 миллиарда. Следующие пять позиций занимают американские производители оружия, за ними идут европейцы: аэрокосмический концерн EADS, итальянская Finmeccanica и французская Thales. Американские концерны составляют почти половину из сотни крупнейших производителей оружия, на их долю приходится 60% продаж ВВТ. Из российских производителей оружия в первую сотню вошли концерн "Алмаз-Антей" (18 место), ОКБ "Сухой", "Тактическое ракетное вооружение", "Иркут", "Вертолеты России", "Уралвагонзавод" и КБ Приборостроения.
Тем не менее среди стран-экспортеров ВВТ Россия занимает второе место. На первом, естественно, США: с 2005 по 2009 гг. на американское оружие приходилось 30% всех продаж. Доля российского оружия на мировом рынке в тот же период составила 23%. Далее с большим отставанием идут Германия (11% рынка), Франция (8%) и Великобритания (4%).
Впрочем, Франция в кризисном 2009 г. поставила личный рекорд по продаже вооружений, подписав контрактов на €8 миллиардов. Париж вошел во вкус, и в нынешнем году намерен поднять планку, заключив контрактов на €10 миллиардов. Основной расчет делается на крупные сделки, находящиеся в стадии обсуждения: продажу боевых самолетов "Рафаль" Бразилии и ОАЭ и контракт с Россией по вертолетоносцам "Мистраль".
Среди покупателей оружия лидируют страны Азии и Океании, на которые приходится 41% мировых поставок. Далее следуют Европа (24%), Ближний Восток (17%), Америка (11%) и Африка (7%). Первое место в "страновом зачете" по импорту ВВТ за период с 2005 по 2009 гг. занимает Китай (9% от общего объема сделок), за ним следуют Индия (7%), ОАЭ (6%), Южная Корея (6%) и – что самое удивительное – находящаяся на грани дефолта Греция (4%). Несмотря ни на что, Афины, похоже, не намерены сокращать военные расходы. Недавно в Германии были заказаны две подводные лодки общей стоимостью €1 млрд; обсуждается приобретение (там же) 30 истребителей Eurofighter на сумму в €3 миллиарда. Франция рассчитывает получить заказы примерно на такую же сумму. Ходят даже слухи, что страны еврозоны согласились в итоге помочь "промотавшейся" Греции именно в расчете на ее новые военные заказы. Зачем Греции столько оружия? Не то, чтобы греки были столь воинственны. Просто они втянуты в "индивидуальную" гонку вооружений с соседней Турцией, с которой у них очень давние счеты. Это, кстати, стало одной из причин нынешнего катастрофического состояния греческих финансов.
Подобные локальные противостояния, как правило, и служат причиной всплеска военных расходов в том или ином уголке мира. Гонка вооружений идет на Кавказе: за последние десять лет затраты на оборону у Азербайджана, Армении и Грузии выросли в шесть раз. Страны Южной Америки только за 2008 г. увеличили свои военные закупки на 30%, всего же за последние годы – на 150%. Руководство Перу в этой связи даже выступило с инициативой подписания всеми латиноамериканскими государствами декларации о намерении сделать прозрачными и постепенно снижать свои военные расходы, дабы направлять высвободившиеся средства на более насущные нужды. Но вряд ли венесуэльский лидер Уго Чавес и его колумбийский коллега Альваро Урибе на это согласятся. В Азии быстрее всех наращивают свои военные потенциалы Китай и Индия, что тоже наводит на мысли: их противостояние отнюдь не ушло в прошлое.
То, что военные поставки растут в период кризиса, когда всякие госрасходы, по идее, должны сокращаться, на первый взгляд, удивительно. Но вполне объяснимо. "Оборонка" – серьезный экономический двигатель. В нынешних условиях правительства всячески способствуют экспортной активности оборонных концернов, продвигая на государственном уровне их продукцию и даже предоставляя покупателям кредиты. И потворствуют тем самым поддержанию латентных конфликтов и возникновению новых.
Особенно преуспел в этом Китай. Он занимает относительно небольшую нишу на мировом рынке вооружений (из-за того, что пока не способен производить ВВТ надлежащего качества), однако именно его продукция чаще всего оказывается в центре скандалов, связанных с военными поставками одиозным режимам. И не удивительно, что Пекин до сих пор не подписал ни одного из многосторонних соглашений, направленных на недопущение передачи оружия туда, где оно может быть использовано как средство серьезных нарушений международных норм и прав человека. Более того, КНР не публикует данных о вывозе оружия за границу и уже несколько лет не подает сведений в Реестр обычных вооружений ООН. С точки зрения китайской экономики, это лишь частный случай, но он наглядно показывает, какой ценой дается неудержимый экономический рост.
УТРО.РУ - Андрей МИЛОВЗОРОВ

В избранное