Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 8 февраля, вторник

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Фабрика экономических грез

Сценарий развития России до 2008 года написан

С опозданием на неделю доработанный вариант программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу-- до 2008 года-- поступил вчера в правительство. При этом как авторы концептуального документа из Министерства экономического развития и торговли, так и наиболее пристрастные его критики из Министерства финансов признают, что оснований для особого оптимизма у страны нет.

Первый вариант среднесрочной программа рассматривалась на заседании правительства в декабре прошлого года и до 1 февраля 2005 года должен был подвергнуться доработке. Упроавиться в срок помешали разногласия с Минфином. Как пояснил журналистам заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов, финансовое ведомство настаивало на том, чтобы МЭРТ обозначил в программе стоимость проведения институциональных реформ. В МЭРТ же полагают, что стоимость глобальных реформ обсчету не поддается.

Впрочем, пояснил газете "Время новостей" глава департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин, "мы не видели, в каком виде МЭРТ внес программу в правительство". Что касается разногласий, то, по словам чиновника, они связаны с бюджетным финансированием отраслевых программ. "Многие отраслевые ведомства изложили свои представления о том, что им надо. Но, конечно, для того, чтобы их все выполнить, надо очень серьезно подойти к бюджетному планированию. Это еще будет предметом обсуждения",-- пояснил г-н Саватюгин.

Впрочем, ощущение, что программа живет сама по себе, а реальная экономика - сама по себе, не покидает ни на секунду. Ни министр экономического развития Герман Греф, ни его оппонент министр финансов Алексей Кудрин не скрывают: темпы роста ВВП снижаются, и виной тому прежде всего непродуманные действия государства. В интервью германскому журналу "Шпигель" Герман Греф сказал: "нашу экономику нужно диверсифицировать, на это нацелена среднесрочная программа. Но, по нашим оценкам, удвоения ВВП в лучшем случае можно достичь в 2012-2013 году. Меня критикуют, что я не задаю нужный темп, чтобы это удалось к 2010 году. Однако этого нельзя сделать ни с одним из имеющихся сценариев".

Кстати, едва ли не основным отличием доработанного варианта программы является сокращение возможных сценариев развития. Тепеоь в программе осталось два основных сценария экономического развития - базовый и инновационно-активный (в предыдущей версии программы рассматривались еще и инвестиционный, а также экспортно-ориентированный сценарии). Базовый сценарий не предполагает реализации новых масштабных национальных проектов или стратегий. То есть, проще говоря, все будет идти, как идет. Инновационно-активный сценарий базируется на интенсивных структурных сдвигах в пользу высокотехнологичного и информационного секторов экономики. И, соответственно, предполагает ослабление зависимости российсскойэкономики от сырьевого экспорта.

Согласно первому варианту, рост ВВП в 2005-2007 годах оценивается на уровне в среднем 4,8% в год (по второму сценарию 6,2%), в 2008-2010 годах - 4,4% (6,2%), в 2011-2015 годах - 4,2% (7,2%). Таким образом, согласно базовому сценарию, ВВП России в 2015 году вырастет на 62% по сравнению с 2004 годом, по инновационно-активному варианту - на 101,9%.

В каждом из сценариев самым важным скрытым посылом программы становится невозможность удвоения ВВП за десять лет. Как признался г-н Кудрин в интервью радиостанции Би-би-си, "у меня есть беспокойство, что в следующие четыре года работы нашего правительства средний темп роста будет несколько ниже. Это нам говорит о том, что мы должны более активно проводить реформы".

Однако, откровенно говорит г-н Греф, от министров зависит не так много, как хотелось бы. "Избранный сценарий был, наверное, не идеален. (имеется ввиду "дело ЮКОСа" - Ред.) Нельзя было так портить инвестиционный климат. Но это было не в моей власти, у меня нет таких полномочий",-- пояснил г-н Греф "Шпигелю". В этом свете становится ясно, что двести с лишним страниц текста, посвященного "задаче резкого повышения конкурентоспособности трех составляющих - человека, государственных институтов и бизнеса", большого влияния на экономическую жизнь в стране могут и не оказать. Если на то не будет высочайшей политической воли.

Словно бы подтверждая пессимизм своего "босса", заместитель Германа Грефа г-н Шаронов вчера заявил в Госдуме: "За 2004 год отток капитала составил около 8 млрд долл. По сравнению с 2003 годом отток капитала вырос в четыре раза". И хотя с сентября прошлого года отмечался чистый приток капитала в частный сектор, статистика по году все равно оказалась хуже, чем ожидалось. "Есть проблема в улучшении предпринимательского инвестиционного климата. Есть проблема доверия бизнеса к власти",-- признал г-н Шаронов очевидные для всех вещи. Он объясняет ухудшение инвестиционного климата делом "ЮКОСа" и "непредсказуемыми налоговыми претензиями к ряду компаний".

В МЭРТе, по словам г-на Шаронова, обсуждаются предложения по "чистоте налоговых проверок, срокам их давности и срокам давности по приватизации". Принятие подобных документов, без сомнения, могло бы повысить доверие инвесторов к государству. Однако примеров, когда прогрессивные новации МЭРТа заматывались правительством, достаточно много. Хотя сам г-н Шаронов оптимистично полагает, что они могут быть рассмотрены уже на мартовском Совете по конкурентоспособности и предпринимательству. Кстати, в январе на анлогичном заседании Совета предприниматели в пух и прах разнесли среднесрочную программу. Причем по той же причине-- ее полного отрыва от практической экономической политики государства.

Вера Ситнина,Михаил Воробьев

Бизнес не может быть в оппозиции к правительству

По просьбе "Времени новостей" основные экономические задачи России на среднесрочную перспкетиву прокомментировали эксперты.

Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы:

--Главной задачей остается обеспечение высоких, устойчивых темпов роста экономики. Если будет удвоение ВВП не за 10, а за 11 лет, то это не так страшно. Важно создать условия для долгосрочного развития. Если мы за 10 лет удвоимся, а потом провалимся, ничего хорошего не будет. Надо создать фундаментальные основы экономического роста.

Диверсифицировать экономику в условиях таких высоких цен на нефть действительно нелегко. Согласно последним прогнозам, в обозримом будущем ниже 25 долларов за баррель нефтяные цены не опустятся. Особенно важно хотя бы начать двигаться по пути диверсификации. Для этого нужно, во-первых, создать благоприятный инвестиционный климат, поскольку параллельно с ростом инвестиционного спроса растет производство в машиностроении, где сосредоточены высокие технологии и возникает спрос на инновации. Во-вторых, необходимо высокое качество государственных институтов. Развитие несырьевых отраслей предъявляет большие требования к качеству госуправления, качеству институциональной среды. В среднесрочной программе на эту тему много полезного записано, но пока трудно сказать, насколько быстрым будет движение, как это будет поддержано властями. Впрочем не очень большие подвижки уже есть. Правительство начало поддерживать несырьевой экспорт. Хотя масштабы пока не велики, но, может быть, это и правильно: на первом этапе отработать схему, а потом увеличивать масштабы поддержки. Помимо этого, продолжается перенос налогового бремени с перерабытывающей промышленности на сырьевую.

Фундаментальная проблема, которая ставит под сомнение реализацию программы - слабость административной системы. Без радикальной административной реформы мы далеко не уйдем. Пока сделан лишь один шаг - структурные преобразования в правительстве. Когда будут сделаны следующие, непонятно.

Сергей Алексашенко, президент Центра развития:

--Как говорится, есть ложь, большая ложь, а есть статистика. Поэтому удвоение ВВП - вещь тонкая. Если взять удвоение ВВП в долларовом выражении на душу населения, думаю, это будет достигнуто.

За последний год правительство ничего не сделало для решения задачи диверсификации. Государственных целевых инвестиций не было: таких, которые позволили бы понять, что государство хочет своими деньгами что-то простимулировать. В отношении частного бизнеса государство создало такой инвестиционный климат, что инвестировать уже никому не хочется. Однако за три года, наверное, многое можно сделать-- было бы желание. Но не думаю, сделанное за этот период станет через три года очевидным. Структурные изменения в экономике - инерционные процессы. Думаю, что результат того, что удастся сделать за три года, будет виден лет через пять-семь.

Основная проблема, с которой правительство может столкнуться при реализации программы - отсутствие внятного понимания того, что кабинет министров хочет и собирается делать, а также полная неработоспособность государственного аппарата, его коррумпированность. У бизнеса нет выбора. Он живет в той стране, в которой живет. Он не может поменять страну или правительство. Бизнес не может быть в оппозиции к правительству. Сегодня бизнес не понимает, чего хочет правительство, не понимает тех правил игры, которое правительство хочет установить.

Долг платежом не красен

"Газпром" собирается простить Юлии Тимошенко 280 млн долларов

Зампред правления "Газпрома" Александр Рязанов вчера сделал сенсационное заявление: когда "нынешний премьер-министр Украины возглавляла одну из компаний", эта компания не заплатила за российский газ 280 млн долларов. "Газ был ей поставлен -- деньги не оплачены. Все наши попытки в период, когда она была депутатом Верховной Рады, выйти в том числе в судебный процесс, к сожалению, остались нерешенными. На сегодня ситуация еще более сложная, -- признался топ-менеджер концерна. -- Мы решения всех судов сделали, в том числе арбитражных судов. И попытались решения этих судов применить на Украине и попытаться изъять имущество. Нам сказали, что у той компании, которая у нас покупала, активов практически нет". По словам г-на Рязанова, это единственный неурегулированный эпизод в истории расчетов украинских потребителей с "Газпромом". "Я боюсь, что нам придется эти убытки списать через некоторое время", -- пожаловался г-н Рязанов. Он не сказал, о какой именно фирме идет речь, и в каком году образовалась задолженность. Не смогли прояснить этот вопрос и в пресс-службе "Газпрома".

Скорее всего, речь идет о корпорации "Единые энергетические системы Украины", которая под руководством г-жи Тимошенко в 1996--1997 гг. была главным импортером российского газа на Украину. За свою деятельность в тот период и особые отношения с бывшим главой "Газпрома" Ремом Вяхиревым нынешний украинский премьер получила неформальное звание "газовой принцессы". А также несколько уголовных дел -- как в России, так и на Украине. В частности, по делу о даче взятки высокопоставленным чиновникам Министерства обороны РФ, в результате чего "исчезли" 450 млн долларов бюджетных денег. За данный эпизод г-жа Тимошенко объявлена Генпрокураторой РФ в международный розыск.

"ЕЭС Украины" полностью подходит под описание задолжавшей компании. В 1996 году благодаря покровительству главы правительства Украины Павлу Лазаренко, который сейчас уже шесть лет находится под арестом в США, где идет следствие об отмывании им крупных сумм, только что созданная корпорация получила функции практически монопольного импортера российского газа. Компания г-жи Тимошенко купила у "Газпрома" 25 млрд кубометров газа на сумму около 1 млрд долларов. Кроме газа, "ЕЭС Украины" торговала электроэнергией, металлом, продукцией машиностроительной отрасли. Однако реальных активов у компании не было. А в 1997 году после отставки Павла Лазаренко "ЕЭС Украины" стала объектом для внимания различных проверяющих структур Украины, и постепенно стала выдавливаться из газового бизнеса государственным "Нафтогазом Украины". С 1997 года г-жа Тимошенко формально не является главой корпорации, а сейчас эта фирма не ведет активной деятельности.

Долг "Нафтогаза Украины" перед "Газпромом" за 1997--2000 гг. был урегулирован летом 2004 года при участии Внешэкономбанка. Российский концерн сделал в адрес "Нафтогаза" предоплату за услуги по транзиту 19,2 млрд кубометров газа по территории Украины в 2005--2009 гг. в размере 1,25 млрд долл. Одновременно "Газпром" переуступил Внешэкономбанку право требования с "Нафтогаза" по неурегулированной задолженности за газ в размере 1,62 млрд долл. Украинская компания погасила требования Внешэкономбанка из средств, перечисленных "Газпромом", а банк расплатился с монополистом, получив справедливую комиссию.

Эксперты разошлись во мнении, почему г-н Рязанов решился вынести в публичную плоскость историю, которая не обещает "Газпрому" ничего, кроме сложностей с новой властью в Киеве. "Не думаю, что заявление Рязанова -- это жест доброй воли по отношению к украинскому премьеру, -- заявил "Времени новостей" украинский политолог Виктор Небоженко. -- Скорее всего, это напоминание ей о славной поре бурного развития "Единых энергосистем Украины" -- компании, которую она возглавляла. Квалификация "Газпромом" отношений с "ЕЭС Украины" как убыточных хорошо вписываются в процесс, который инициировала в отношении г-жи Тимошенко российская Генпрокуратура. Думаю, что это способы политического давления на Юлию Тимошенко. Она должна была знать, что это когда-то начнется".

"Я не трактовал бы заявление "Газпрома" как форму политического давления, -- заявил в "Времени новостей" украинский эксперт по вопросам ТЭК Владимир Сапрыкин. -- Наоборот, руководство "Газпрома" делает своеобразный реверанс в отношении действующего украинского премьера. Компания "ЕЭС Украины", действительно, уже несколько лет не работает. Не секрет, что бизнес этой компании подавлялся на государственном уровне, в том числе при участии прежнего руководства Украины. Учитывая это, руководство "Газпрома" решило урегулировать этот вопрос. "Долговая" ситуация вряд ли отразится на двусторонних отношениях, поскольку это частное дело двух приватных компаний".

Алексей ГРИВАЧ, Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев

Приключения итальянцев в Грузии

Руставский меткомбинат могут продать "Евразхолдингу"

Грузинские власти намерены подыскать крупнейшему на Кавказе металлургическому комбинату новых владельцев. Верховный суд Грузии вчера признал незаконной передачу Руставского меткомбината (РМК) итальянской компании Ares International. "После окончательного урегулирования юридических вопросов, связанных с передачей меткомбината назад государству, правительство намерено приватизировать комбинат", -- заявил вчера замминистра экономического развития Грузии Каха Дамения. А как заметил две недели назад министр по вопросам экономических реформ Каха Бендукидзе, "консультации по продаже РМК ведутся с несколькими заинтересованными компаниями, среди которых и "Евразхолдинг". "Не исключено, что "Евразхолдинг" выкупит часть комбината у итальянских инвесторов, которым в 2003 году было передано в условное владение 98% акций РМК, или создаст с ними совместное предприятие", -- заявил он Интерфаксу. Впрочем, ранее интерес к предприятию проявляли также британско-индийская Ispat, Индустриальный союз Донбасса и "Интерпайп" (подконтрольная зятю Леонида Кучмы, депутату Верховной рады Украины Виктору Пинчуку).

Руставский меткомбинат в советские времена был флагманом экономики Грузии, он выпускал около 1,4 млн тонн стали ежегодно. Сейчас же, по словам очевидцев, предприятие представляет собой на 90% груду металлолома. Все попытки Грузии привлечь стратегического инвестора, чтобы оживить металлургическое производство, до сих пор не увенчались успехом.

Договор с итальянской Ares, являвшейся одним из кредиторов РМК, администрация Эдуарда Шеварднадзе заключила весной позапрошлого года, после того как провалились попытки привлечь на комбинат швейцарскую Conal AG (предлагала инвестировать до 350 млн долл., однако Грузия не предоставила предусмотренные соглашением финансовые гарантии на сумму 50 млн долл.) и турецкую Cukurova (могла вложить 100 млн долл.). Итальянцы же пообещали в течение 15 лет инвестировать в реабилитацию РМК 132 млн долл. и погасить кредиторскую задолженность предприятия в 108 млн долл. Взамен предполагалось создать ООО "Рустави Арес металлургический комбинат", в котором бы инвестор получил 98% акций.

Экспансия итальянцев в Грузии не понравилась другому кредитору комбината -- израильской компании Keligard Investment, которая усмотрела в передаче РМК нарушение законодательства. В конце 2003 года эта компания добилась в Руставском городском суде аннулирования договора. В ответ Ares в январе прошлого года полностью остановила металлургическое производство на комбинате. Губернатор края Квемо Картли (в котором расположен РМК) Зураб Меликишвили тогда назвал договор с Ares "кабальным". Он заметил, что итальянская компания "занята в основном куплей-продажей металлолома, опыта же работы в сфере металлургии у нее практически нет", и пообещал потребовать от генпрокурора Грузии возбудить уголовное дело, чтобы выяснить, кто и зачем привлек Ares на Руставский комбинат.

Признание Верховным судом процедуры захода Ares на РМК незаконной свидетельствует о том, что решение по смене инвестора на политическом уровне в Тбилиси уже принято. В телефонном интервью "Времени новостей" реабилитационный управляющий комбината Бено Кашакашвили предположил, что "решение Верховного суда окончательное". По его словам, "Руставский металлургический комбинат фактически не функционирует с января 2004 года, Ares не инвестировала в производства ни цента, только металлолом и оборудование вывозятся, поэтому необходимо объявлять на него тендер".

Представитель Ares в Грузии вчера воздержался от комментариев по поводу претензий к деятельности представляемой им компании, сообщив лишь, что компанией "ведутся переговоры с представителями правительства Грузии".

В правительстве же пока не называют дату новой продажи РМК. Правда, эксперты предполагают, что выбор сделан в пользу "Евразхолдинга", который на днях уже приобрел в Грузии "Чиатурмарганец" и ВарцихеГЭС (см. "Время новостей" от 20 января). То, что переговоры представителей российской компании и руководства Руставского меткомбината с правительством Грузии уже идут, подтвердили и на РМК. Однако в компании Александра Абрамова не торопятся признавать свой интерес к комбинату. "Власти Грузии обозначили проект, мы изучаем ситуацию, но переговоров по этому поводу не ведем", -- заявили вчера "Времени новостей" в "Евразхолдинге".

Яна ГОДОВАНАЯ, Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси

Широка польская колея

Москва, Варшава и Киев вспомнили про общую дорогу

Пассажиры, пересекающие на поезде границу в Бресте и более двух часов дожидающиеся смены колесных пар в соответствии с шириной колеи, вряд ли знают, что в Польше существует почти 400-километровый участок широкого пути. Он ведет с Украины в небольшой городок с семитысячным населением Славкув на Силезской возвышенности.

Эта ветка была построена в советские времена для доставки руды на металлургический комбинат в Катовице и экспорта польской серы в СССР. Но сотрудничество в рамках СЭВ распалось, сама эта организация прекратила существование. Однако сейчас вынашивается идея превратить Славкув в международный центр логистики, который стал бы крупнейшим евротерминалом для транзитного обслуживания грузов между Западной Европой и Дальним Востоком через Транссибирскую магистраль.

На днях в Славкуве, в канун заседания российско-польского комитета по делам транспорта, побывали руководители транспортных министерств России и Польши. Они подготовили проект меморандума о соглашении по евротерминалу. Как заметил "Времени новостей" замминистра транспорта России Александр Мишарин, "товарооборот между Россией и Польшей возрос и достиг 9 млрд долл. в год. Это требует развития транспортной сети и упрощения процедур при пересечении границы". По словам г-на Мишарина, "центр в Славкуве рассматривается как единый проект сухого транзитного порта, включающий железнодорожную структуру и терминал. Осуществлять проект будет совместная управляющая компания. Мы исходим из того, чтобы там обслуживались до 200 тысяч контейнеров в год".

Главный козырь проекта -- время. Например, товары из Китая могут быть доставлены в Славкув в течение двух недель. Морским путем -- в два-три раза дольше. Транспортировка грузов морем из южнокорейского Пусана в европейские морские порты длится в среднем месяц, а по Транссибирской магистрали из Японии, Кореи и Китая -- менее трех недель. По оценке специалистов, на перевозке одного контейнера по железной дороге да еще с применением широкого пути можно будет сэкономить до 150 долл. Замминистра инфраструктуры Польши Ян Курыльчик заметил "ВН", что обеспечение рентабельности евротерминала в Славкуве невозможно без сотрудничества с российскими партнерами: все-таки тысячи километров пути проходят через российскую территорию.

Евротерминалу в Славкуве дан зеленый свет, но не исключено, что россиянам снова придется услышать предостережения о "политическом риске". По этой причине в свое время ЛУКОЙЛ не допустили в польский энергетический сектор. В печати уже появились сомнения относительно подчинения "польского широкого пути" российско-польской компании.

Валерий МАСТЕРОВ, собкор "Московских новостей" в Варшаве, -- для "Времени новостей"


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться

В избранное